Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
22 декабря 2020, 18:30

Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки. Дэниел Левитин

Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки. Дэниел Левитин
Электронная книга t.me/kudaidem/1489

В современную эпоху переизбытка информации наше внимание постоянно что-то отвлекает. Но даже в таких условиях можно научиться действовать более продуктивно. Дэниел Левитин рас­ска­зы­ва­ет, как ор­га­ни­зо­вать свои мыс­ли­тель­ные процессы и рабочее место, чтобы привнести в свою жизнь больше порядка. Автор описывает ограничения че­ло­ве­че­ско­го разума и дает полезные советы, как учитывать эти ограничения в личной жизни и работе. Вместе с тем, говоря о пределах че­ло­ве­че­ско­го внимания, автор перегружает текст множеством по­дроб­но­стей и примеров. Эта со­дер­жа­тель­ная книга будет полезна всем людям ин­фор­ма­ци­он­ной эпохи.

Основные идеи

  • Мы живем в эпоху бес­пре­це­дент­ной ин­фор­ма­ци­он­ной перегрузки, а внимание, память и способность логически рассуждать по-прежнему имеют свои ограничения.
  • Наш мозг всегда находится в одном из двух состояний – либо активной со­сре­до­то­чен­но­сти, либо меч­та­тель­ной за­дум­чи­во­сти.
  • Ка­те­го­ри­за­ция – рас­пре­де­ле­ние по группам – обес­пе­чи­ва­ет экономию когнитивных ресурсов.
  • Чтобы помочь мозгу работать эффективнее, необходимо упорядочить предметную обстановку.
  • Ресурсы внимания не безграничны.
  • Работа в режиме мно­го­за­дач­но­сти никогда не бывает эффективной: ни одной из задач в этом случае не уделяется достаточно внимания.
  • Принимая решения, пробуйте по-разному сфор­му­ли­ро­вать, в чем будут состоять выгоды и риски.
  • Решения этического характера принимаются не тем участком мозга, которым принимаются решения эко­но­ми­че­ские; пе­ре­клю­че­ние внимания требует энер­го­за­трат.
  • Чтобы повысить про­из­во­ди­тель­ность на работе, избегайте мно­го­за­дач­но­сти, делайте перерывы, организуйте свое рабочее место так, чтобы облегчить кон­цен­тра­цию.
  • Хранение информации не в памяти, а на внешних носителях освобождает мозг, позволяя со­сре­до­то­чить­ся на важных вещах.

Краткое содержание

Повышение эф­фек­тив­но­сти работы мозга

На всем протяжении своей истории люди стремились как можно больше знать, запоминать и успевать, благодаря чему че­ло­ве­че­ский мозг все время со­вер­шен­ство­вал­ся. Одним из крупнейших прорывов в расширении воз­мож­но­стей мозга стало изобретение пись­мен­но­сти около 5000 лет назад. Поначалу письмо ис­поль­зо­ва­лось только для фик­си­ро­ва­ния данных – для составления расписок в получении товаров, описей запасов, рецептов и тому подобного. Около 3000 года до н. э. наши предки начали постепенно переходить к оседлой жизни и стро­и­тель­ству городов; жизнь в городе и коммерция резко усилили нагрузку на память. Важно помнить о том, что механизмы че­ло­ве­че­ско­го мышления и принятия решений фор­ми­ро­ва­лись десятки тысяч лет, в течение которых люди были охот­ни­ка­ми-со­би­ра­те­ля­ми. Поэтому наши гены не успевают за темпом развития цивилизации.

“Люди издавна ищут способы повышения ра­бо­то­спо­соб­но­сти мозга, подаренного эволюцией”.      

Память человека гибка и хранит большие объемы данных. Она работает по принципу “ас­со­ци­а­тив­но­го доступа”: информация извлекается из памяти при помощи ассоциаций, впечатлений и ощущений. Но природная память не имеет четкой схемы и функ­ци­о­ни­ру­ет на основе нескольких разнородных систем. Чтобы повысить эф­фек­тив­ность работы мозга, необходимо понимать, как в нем ор­га­ни­зо­ва­но хранение информации. Современное общество предъявляет особые требования к нашей памяти. Улучшение организации мышления – важнейший фактор повышения эф­фек­тив­но­сти де­я­тель­но­сти в любой сфере, от личной жизни до бизнеса и общества в целом.

Ка­те­го­ри­за­ция

Рас­пре­де­ле­ние по категориям – важная, практически значимая функция интеллекта, позволяющая, к примеру, знать, съедобен плод или нет. Ка­те­го­ри­за­ция обес­пе­чи­ва­ет “экономию когнитивных ресурсов”. Объединение объектов в группы позволяет одинаково их вос­при­ни­мать, в том числе ис­поль­зо­вать одно и то же слово для обозначения всех существ, входящих в категорию “птица” или “собака”. Мозг под­раз­де­ля­ет объекты на категории тремя основными способами: по внешнему виду, по функции и по осо­бен­но­стям ситуации. Успешные люди постоянно проводят операцию ка­те­го­ри­за­ции, чтобы выделить для себя наиболее важные задачи.

“Про­из­во­ди­тель­ность и эф­фек­тив­ность зависят от подходов и ин­стру­мен­тов, которые мы используем, чтобы си­сте­ма­ти­зи­ро­вать информацию и разбить ее на категории”.

В своей де­я­тель­но­сти человек часто допускает ошибки из-за различного рода предубеж­де­ний, заблуждений или иллюзий. Склонность к таким ошибкам – побочный продукт нашей системы ка­те­го­ри­за­ции.

Внимание

Мозг имеет мак­си­маль­ную “про­из­во­ди­тель­ную мощность” на уровне 120 бит в секунду и вряд ли в состоянии об­ра­ба­ты­вать больше входящей информации. При такой “пропускной способности” максимум, на что мы способны, – понимать двух од­но­вре­мен­но раз­го­ва­ри­ва­ю­щих с нами со­бе­сед­ни­ков.

“Нужно разобраться, как именно мозг организует информацию, чтобы более эффективно ис­поль­зо­вать имеющиеся возможности”.

Наш важнейший умственный ресурс – внимание – не безграничен. Именно по этой причине существует “фильтр внимания”, позволяющий чего-то не замечать. Для принятия решения о необ­хо­ди­мо­сти со­сре­до­то­чить внимание у мозга есть два критерия: он определяет, наблюдаются ли какие-то изменения и насколько эти изменения значимы. То, что остается неизменным или не важно, вос­при­ни­ма­ет­ся человеком в режиме “автопилота”. Внимание включается под воз­дей­стви­ем сигналов двух видов: либо его привлекает внешняя угроза, либо человек со­сре­до­то­чи­ва­ет на чем-то внимание по собственной воле. Способность кон­цен­три­ро­вать внимание – важнейший навык, обес­пе­чи­ва­ю­щий про­дук­тив­ность.

“Секрет правильного отношения вот в чем: нужно научиться обманывать себя, то есть собственный мозг, и не отвлекаться от важных задач”.

Погружение в “полусонную за­дум­чи­вость” – процесс есте­ствен­ный. Он выступает про­ти­во­по­лож­но­стью ин­тен­сив­но­му со­сре­до­то­че­нию внимания при выполнении конкретных задач (таких, скажем, как заполнение налоговой декларации). В каждый момент времени мозг может находиться только в одном из этих состояний. Если в состоянии “активной сфо­ку­си­ро­ван­ной де­я­тель­но­сти” все внимание человека направлено на выполнение внешней задачи, то в состоянии меч­та­тель­ной за­дум­чи­во­сти внимание обращено внутрь.

“Чтобы припомнить некое событие, мозгу приходится перебрать массу вос­по­ми­на­ний о схожих эпизодах или впе­чат­ле­ни­ях и выбрать из них именно то, которое нужно”.

Помимо фильтра внимания и двух описанных выше состояний “система внимания” включает в себя четвертый компонент – своего рода пе­ре­клю­ча­тель между этими двумя состояниями, находящийся в островковой доле мозга. Открытие этого факта стало возможным благодаря появлению новых ис­сле­до­ва­тель­ских методов, в частности, функ­ци­о­наль­ной маг­нит­но-ре­зо­нанс­ной томографии. С помощью этих методов ученые изучают функ­ци­о­ни­ро­ва­ние разных систем, наблюдая за де­я­тель­но­стью различных участков мозга.

“Мозг организован совсем не по той же логике, благодаря которой мы наводим порядок в шкафу или в коробке с документами, и он не позволит просто распихать вос­по­ми­на­ния и знания как попало”.

Память и внимание связаны. Когда мы что-нибудь вспоминаем, мы используем нейронную сеть, вызывая вос­по­ми­на­ние из того места, где оно хранится в мозге. Мы вновь активируем нейроны, которые были за­дей­ство­ва­ны при пер­во­на­чаль­ном получении опыта. Память несо­вер­шен­на: похожие события хранятся в памяти вместе; детали утра­чи­ва­ют­ся, даже если их было предо­ста­точ­но. Лучше других за­по­ми­на­ют­ся уникальные события или события, связанные с сильными эмоциями. Чтобы память хорошо работала, необходимо хорошо высыпаться. Сон жизненно важен для когнитивной обработки информации: во сне мозг кон­со­ли­ди­ру­ет информацию о последних событиях; сон обес­пе­чи­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние и сохранение вос­по­ми­на­ний.

Организация про­стран­ства

Мы постоянно теряем всякие мелочи – то ключи, то кошельки, то мобильные телефоны. В ис­то­ри­че­ской перспективе это явление достаточно новое: вещей, которые можно потерять, сегодня у нас намного больше, чем когда бы то ни было. Необходима такая система организации предметов, которая была бы наиболее ин­фор­ма­тив­ной при минимальном “когнитивном напряжении”. Поможет в разработке такой системы знание действующих за­ко­но­мер­но­стей. Зубная щетка, например, теряется редко, поскольку ею пользуются только в одном месте. Намного вероятнее потерять предметы, которые мы повсюду носим с собой, такие как ключи. Выход – хранить их в специально отведенных местах.

“Механизмы и решения, позволяющие расширить объемы памяти, бывают двух видов: они либо копируют принципы организации, заложенные в мозге, либо меняют их, помогая преодолеть есте­ствен­ные ограничения”.

Упорядочьте окружающие вас физические объекты, чтобы помочь своему мозгу. Создавая ту или иную систему организации, образуйте категории в со­от­вет­ствии с тем, что вы делаете и как используете эти вещи. Не следует груп­пи­ро­вать разнородные предметы вместе. Организуя свои действия, смотрите на каждый шаг свежим взглядом, будто вы прояснили его медитацией. Еще один прием – придумать надежные способы выполнять свои действия ав­то­ма­ти­че­ски: скажем, ежедневно принимая лекарства, поместите их в контейнер с отделениями по дням недели.

“Чтобы увеличить потенциал компании, хорошо бы для начала ор­га­ни­зо­вать людей”.

Оцифруйте свои архивы, чтобы освободить от бумаг физическое про­стран­ство и облегчить поиск информации. (Впрочем, записи на бумаге не страдают от ком­пью­тер­ных вирусов, а изучать их можно даже в отсутствие элек­три­че­ства.)

Организация времени

За организацию времени отвечает пре­фрон­таль­ная кора мозга. Тем, кто получил в этой области травму, тяжело упо­ря­до­чи­вать время и следить за ним. Во многих отношениях время – это продукт нашего мозга, а наше восприятие времени – это способ ин­тер­пре­та­ции мира. Обычно мы используем внешние ориентиры: природные, такие как солнце, технические, такие как часы, или социальные. Мозг организует время, выстраивая связную историю. В реальности мы наблюдаем лишь отдельные фрагменты этой истории, но мозг про­гно­зи­ру­ет наши действия и наделяет их разной значимостью, создавая единое и непрерывное восприятие реальности. В организации времени участвует внимание. “Система активизации мозга” чутко реагирует на все новое; позволив мозгу начать ана­ли­зи­ро­вать новые объекты (допустим, только что пришедшее электронное письмо), вы создаете условия для потери внимания.

“Одна из самых сложных задач для человека – определение оптимальной по­сле­до­ва­тель­но­сти отдельных шагов в рамках проекта”.

Одна из самых сложных для нас задач – установить нужную по­сле­до­ва­тель­ность действий для достижения цели. Мозг перебирает возможные варианты, сравнивая различные по­сле­до­ва­тель­но­сти друг с другом. Вы­стра­и­ва­ние хро­но­ло­ги­че­ско­го порядка разных по про­дол­жи­тель­но­сти работ так, чтобы завершить их все к одному сроку (например, при при­го­тов­ле­нии разных блюд для обеда), требует больших умственных усилий.

Контакты

На протяжении истории индивидуум жил в окружении группы род­ствен­ни­ков, состоящей примерно из 20 человек, которых он хорошо знал, а кроме них он был знаком лишь с несколькими сотнями других людей. Сегодня круг близких род­ствен­ни­ков обычно включает в себя не больше 10 человек, зато стал намного шире круг знакомых, общение с которыми происходит во множестве раз­но­об­раз­ных ситуаций. Так, сотрудник ги­пер­мар­ке­та Walmart, при­вет­ству­ю­щий посетителей, каждый день встречается глазами с полутора тысячами человек. Если вам приходится общаться со слишком большим числом людей или вы хотели бы вести учет всех, с кем знакомы, вам, скорее всего, потребуется вести записи в письменной форме: клас­си­фи­ци­руй­те свои контакты в привязке к ситуациям, в которых они происходят.

“Важный аспект ин­фор­ма­ци­он­ной грамотности и способности ор­га­ни­зо­вы­вать сведения – отличать правду от неправды, а также иметь пред­став­ле­ние о весомости до­ка­за­тельств, под­твер­жда­ю­щих утверждения”.

В прошлом обмен кор­ре­спон­ден­ци­ей требовал намного больше усилий, чем сегодня, и почта, как правило, приходила не чаще раза в сутки. Об­ме­ни­вать­ся элек­трон­ны­ми письмами и SMS проще и быстрее, и это можно делать в любое время суток. Однако ком­му­ни­ка­ция по электронным каналам приводит к мно­го­за­дач­но­сти, с которой наш мозг справляется не слишком хорошо.

Принятие решений

Принимая решения, большинство людей следует “принципу разумной до­ста­точ­но­сти”: они делают выбор, который, возможно, не идеален, но вполне приемлем. Оста­нав­ли­вать­ся на удо­вле­тво­ри­тель­ном варианте очень важно для эф­фек­тив­но­сти, потому что со­вре­мен­но­му человеку приходится намного чаще принимать решения, чем нашим предкам. Решение даже ма­ло­зна­чи­мо­го вопроса может даваться нам с большим трудом, поскольку, как выяснили недавно ней­ро­био­ло­ги, для че­ло­ве­че­ско­го мозга одинаково важны все решения; эта система мозга не уста­нав­ли­ва­ет приоритетов.

“Десятилетия ис­сле­до­ва­ний показали, что ре­зуль­та­тив­ность обучения зависит от контекста и места, в котором оно происходит”.

При принятии решения нередко приходится выбирать из двух небла­го­при­ят­ных сценариев, делать выбор в ситуации со многими неиз­вест­ны­ми или с негативными по­след­стви­я­ми. В любой ситуации необходимо искать наилучшее из возможных решений. Люди, которым приходится часто принимать решения, как правило, под­раз­де­ля­ют их на несколько категорий: 1) очевидные, не требующие времени решения; 2) решения, принятие которых можно поручить другим; 3) решения, для принятия которых имеется нужная информация, но требуется время на раздумья; 4) решения, для принятия которых необходимо получить больше данных или провести ис­сле­до­ва­ние. Иногда эти категории пе­ре­се­ка­ют­ся.

“Задача любого метода организации объектов – предо­став­лять максимум информации при минимальном когнитивном напряжении с нашей стороны”.

Оценка вероятности различных исходов требует до­пол­ни­тель­но­го времени и является для нас сложной задачей. Чаще всего мы делаем это неправильно, кроме того, нередко мы забываем о “базовых показателях”, то есть о частоте воз­ник­но­ве­ния рас­смат­ри­ва­е­мых событий в прошлом. Когда ставки высоки, необходимо учитывать ста­ти­сти­че­ские вероятности выгод и рисков. Пробуйте по-разному сфор­му­ли­ро­вать, в чем могут состоять выгоды и риски при­ни­ма­е­мо­го вами решения, пока не начнете абсолютно ясно их пред­став­лять. Оценка осложняется тем, что получить достоверные ста­ти­сти­че­ские данные непросто, а на ясность мышления может влиять ваша эмо­ци­о­наль­ная во­вле­чен­ность.

Решения в ор­га­ни­за­ци­ях

Сотрудникам организаций на нижних уровнях иерархии обычно приходится принимать хорошо понятные, несложные решения. Решения, принимаемые топ-ме­не­дже­ра­ми, всегда будут отличаться повышенной сложностью и могут быть связаны с ме­га­про­ек­та­ми (например стро­и­тель­ством ав­то­ма­ги­стра­ли). Процесс принятия решений должен быть струк­ту­ри­ро­ван так, чтобы обес­пе­чи­вать создание ценности.

Организация выполнения работ на протяжении истории изменялась: сегодня эко­но­ми­че­ски це­ле­со­об­раз­но разделять сложные задачи на со­став­ля­ю­щие. До начала XIX века боль­шин­ством компаний управляли семьи, и масштабы их де­я­тель­но­сти были небольшими. С развитием телеграфа и железных дорог компании получили возможность выходить на рынки большего размера, в связи с чем усилилась потребность в ведении большого объема до­ку­мен­та­ции, а также в спе­ци­а­ли­за­ции де­я­тель­но­сти; семейный бизнес уже не мог обеспечить ни того ни другого. Развивались и методы управления, а для упо­ря­до­чи­ва­ния связей и отношений внутри организаций по­тре­бо­ва­лось построение схем ор­га­ни­за­ци­он­ной структуры. Крупные организации могут иметь как вер­ти­каль­ную, так и го­ри­зон­таль­ную структуру. Вер­ти­каль­ная структура характерна для компаний, выполняющих задачи, которые требуют повышенного контроля, такие как управление работой АЭС. Уровни иерархии позволяют ру­ко­во­ди­те­лям высших звеньев кон­тро­ли­ро­вать действия сотрудников.

Компаниям нельзя недо­оце­ни­вать эмо­ци­о­наль­ный контекст принятия решений. Открытое обсуждение персоналом этических вопросов позволяет сфор­ми­ро­вать кор­по­ра­тив­ную культуру, в которой люди действуют исходя из этических принципов. Важно понимать, что за принятие решений этического и эко­но­ми­че­ско­го характера отвечают разные участки мозга. Пе­ре­клю­че­ние между этими двумя режимами требует опре­де­лен­ных энер­го­ре­сур­сов.

Отказ от мно­го­за­дач­но­сти повышает про­из­во­ди­тель­ность. Постоянно пе­ре­клю­ча­ясь между задачами, человек не уделяет достаточно внимания ни одной из них; кроме того, качество внимания при этом падает. Чтобы повысить про­дук­тив­ность компании, помогите своим сотрудникам создать на рабочем месте условия, спо­соб­ству­ю­щие со­сре­до­то­че­нию внимания. Предо­ставь­те им возможность делать перерывы и физические упражнения.

Обучение работе с информацией

Цифровая революция изменила отношение школьников и студентов к информации. Сегодня реальностью стал “практически мгновенный” сбор данных. За передачу информации раньше отвечали пре­по­да­ва­те­ли, но поскольку сегодня ученики могут найти любую информацию в Интернете, учителя теперь играют роль кон­суль­тан­тов. Их задачей стало обучение работе с информацией. В эту задачу входит обучение тому, как определять, каким цифровым источникам можно доверять, как оценивать объ­ек­тив­ность и до­сто­вер­ность информации и ре­пре­зен­та­тив­ность ста­ти­сти­че­ских данных. Кроме того, под­рас­та­ю­ще­му поколению необходимо объяснять принципы логического рассуждения – в частности, разницу между при­чин­но-след­ствен­ной связью и корреляцией. Молодым людям нужно учиться ана­ли­зи­ро­вать различные точки зрения.

Перенос информации из памяти

Запоминание общих принципов вместо частных деталей позволит вам вывести свою жизнь на новый уровень ор­га­ни­зо­ван­но­сти. Перенос информации из памяти на “внешние носители” ос­но­вы­ва­ет­ся на принципе иден­ти­фи­ка­ции. Так, знание о месте химического элемента в пе­ри­о­ди­че­ской таблице позволяет говорить об его свойствах. Не всегда есть возможность перенести информацию – примером может быть ситуация, когда у вас был очень интересный разговор с новым знакомым, имя которого вам потом не удалось вспомнить. Чтобы запомнить информацию, дайте мозгу время ее за­ко­ди­ро­вать – не менее пяти секунд. Повторите имя собеседника, взгляните на его лицо и со­сре­до­точь­тесь на создании ас­со­ци­а­тив­ной связи между ними.

Переносите информацию вовне – не храните ее в своей памяти. Освободите ресурсы мозга, чтобы он мог погрузиться в меч­та­тель­ную за­дум­чи­вость, которая спо­соб­ству­ет творческому процессу и позволяет выстраивать неожиданные ассоциации.

Об авторе

Дэниел Левитин – декан факультета социальных наук в Институте по­ст­ди­плом­но­го образования имени У. М. Кека (Калифорния, США). Автор бест­сел­ле­ров “Ор­га­ни­зо­ван­ный ум”, “Пу­те­во­ди­тель по лжи”, “Что ваш мозг думает о музыке”, “Мир в шести песнях”

 

4 Комментария
  • Dendro
    22 декабря 2020, 20:53
    Охрененная книга, но блин такое ощущение, что автор нафаршировал ее материалом на книги 3))))
  • victorfk
    22 декабря 2020, 21:52
    Херня полная, почитайте лучше нормальных, действительно НОРМАЛЬНЫХ ученых, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО долго, очень долго учились, проводили оченама много научных исследований…
    • krolix
      22 декабря 2020, 23:40
      victorfk, например?
      • victorfk
        22 декабря 2020, 23:52
        krolix, ищите и дано будет вам)))

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн