Неудачный релиз Cyberpunk 2077 — главная история для инвесторов в игровой индустрии в этом году.
Ещё пару недель назад никто не мог представить, что выход Cyberpunk 2077, самой ожидаемой игры года, закончится таким провалом, а CD Projekt RED молниеносно превратится из всенародной любимицы в ещё одну корпорацию зла в глазах своих фанатов. Всего за пару недель капитализация упала в почти два раза, снизив индекс WIG 20, самых крупных компаний Польши, на 4%.
О компании
CD Projekt Red (Тикер: CDR) – польское игровое издательство, основанное в 2002 году. CDR редкий пример компании в игровой индустрии, сделавшей ставку на качество, а не количество игр. В портфеле компании за почти два десятка лет работы находится лишь одна трилогия «Ведьмака» и несколько проектов поменьше в той же вселенной, по меркам игровой индустрии всего ничего. Компания также владеет сервисом цифровой дистрибуции GOG, специализирующейся на распространении старых, классических проектов.
Предыстория событий
До 2015 года, компания была лишь ещё одним крошечным издательством, но после релиза сверхуспешного Witcher 3, CD Projekt вошла в неофициальный «Пантеон Великих Разработчиков». Достаточно сказать лишь то, что Witcher 3: Wild Hunt и его дополнение Blood and Wine были удостоены награды «Best RPG» на The Game Awards 2015 и 2016, невероятно редкое явление. Выпуск двух отменных DLC для игры лишь упрочил репутацию, как самого честного и бескорыстного издателя, в особенности на фоне скандалов у Activision и EA в 2018.
Любовь игрового сообщества к компании быстро переросла в потрясающие результаты. Witcher 3 находится в топах продаж даже в 2020, более 5 лет после релиза, и достиг отметки в 50 млн. проданных копий в мае, что сделало его самой продаваемой РПГ в истории.
Такие успехи не могли не привлечь внимание инвесторов. В течение последних пяти лет стоимость акций взлетела на ошеломляющие 2100% (на пике). Если в конце 2015 цена одной акции CD Projekt составляла 22 злотых, то в 2020 за одну акцию предлагали уже 464 злотых. CDR быстро стала не только самой крупной кампанией на польской бирже, но и самым дорогим издателем в Европе, обогнав даже Ubisoft, не смотря на куда меньший физический размер (количество сотрудников меньше в 17 раз).
Однако, продажи Witcher 3 принёс не только финансовый успех, но и колоссальные запросы публики от следующего шедевра, которым должен был стать Cyberpunk 2077.
Спустя три переноса, итоговая дата выпала на 10 декабря 2020. Интерес к релизу был максимальным. Грандиозная рекламная кампания началась ещё в конце лета. CDR рекламировала игру по всем возможным каналам. Реклама по всему интернету, красивые трейлеры, множество камео, партнёрские программы с Nvidia, Microsoft, Adidas и множеством партнёров поменьше. Рекламная кампания обошлась в более $120 млн., примерно столько стоила и сама игра, но «хайп» по игре был разогнан до небес.
Такой же уровень интереса наблюдался и у инвесторов. Киберпанк стал главной темой отчёта CDR за 3тий квартал. Инвесторов заверяли в будущем успехе всего проекта. Аналитики все время увеличивали свои прогнозы по продажам, 10 млн. в первый год, затем 15 млн., 20 млн., а потом и вовсе все 30 млн., что сделало бы игру одной из самых быстро продающихся в истории. Капитализация не раз обновила свои рекордные уровни.
День выхода
Первые результаты выпуска игры оказались очень положительными. Восторженные отзывы о ПК версии, обзоры на метакритике на уровне 91%, рекорд количества игроков на платформе Steam и более миллиона зрителей на Twitch. Более 8 млн. предзаказов окупили игру ещё на старте.
Однако, уже ко второму дню продаж начала формироваться более реалистичная картина. Игра вышла невероятно сырой.
Зашкаливающее количество внутриигровых ошибок, о чем твердят все издания, оказалось только верхушкой айсберга. У игры есть серьёзный потенциал, но его трудно найти за длинным списком детских проблем. Отсутствуют многие из обещанных механик, разрекламированная нелинейность оказалась уткой, а немало того, что есть, уступает играм конкурентам, вышедшим годы назад.
Выход на консолях и вовсе оказался катастрофой, игра едва работает. Её не успели оптимизировать даже на ПК, на консоли уже никто и не смотрел. Как результат, покупатели массово возвращают игру на всех консолях. Sony уже была вынуждена убрать игру из своего онлайн магазина. Ожидали новую GTA 5, а получили новый Fallout 76.
Последствия
Последствия для CD Projekt Red и её инвесторов очень печальны. Проблемный релиз сильно ударил по продажам, а игра будет в режиме доводки ещё много месяцев, поглощая время и деньги студии. Однако, куда худшей проблемой для CDR является огромное пятно на своей репутации на годы вперёд.
За несколько дней до выхода игры сооснователь студии Мартин Ивински заявил: “Производство игр требует время, любовь и увлечение, как и любое искусство. Наш бизнес долгосрочный. Единственное, что у нас есть это репутация. Мы выпускаем игры редко, и каждая из них напоминает свадьбу, к вам есть серьёзные требования."
Безупречная репутация была одним из главных преимуществ компании, многие годы фанаты считали её маяком лучших практик на рынке. Теперь фанаты разочарованы плохим качеством игры, возмущены ложной рекламой и нарушенными обещаниями. CDR наверняка исправит большую часть проблем с игрой, но былого доверия мы уже не увидим, что скажется на продажах в будущем.
Более того, многочисленные репорты уже утверждают о серьёзных конфликтах внутри компании. Многомесячные переработки и давнее осознание всей тяжести ситуации довели ситуацию до кипения. Впереди разборы полётов и поиски виновных. Трудно предсказать к чему именно это приведёт, но, вероятно, мы увидим немало перестановок среди верхов в студии.
Как итог, биржевые котировки обрушились более чем на 40%, удалив более года роста. Вполне вероятно, что в ближайшее время капитализация отобьёт назад часть своих потерь, но полное восстановление может занять несколько лет. Это не первый и не последний случай катастрофических запусков, только за последние годы мы видели Bethesda и Fallout 76, EA и Battlefront 2, Blizzard с Warcraft: Reforged. ATVI и EA потребовалось более двух лет для преодоления схожих кризисов. CDR куда меньше в размерах и тяжело сказать, насколько удачно и быстро компания сможет починить основные проблемы игры.
Больше информации, обозоров, аналитики и актуальных новостей на нашем Telegram-канале @investorylife.
Diamond, скорее всего просадка отобьётся, но это займёт не пару месяцев, а скорее пару лет. Рынок закладывал безусловный успех и продажи на уровнях 25-30 млн. в первый год, а так хорошо если 20 млн. к концу 2021 получим.
Но сами продажи здесь имеют вторичное значение. Главная прибыль придёт от мультиплеера, которой отложили ещё до релиза. Учитывая качество основной игры, все теперь сомневаются, что там вообще выйдет что-то играбельное.
Сама компания вполне интересная, но уровни ожиданий были совершенно оторваны от реальности.
да ну? Случаев когда отзывают мастер-диск для допила игры индустрия знает единицы, не говоря о бесконечных переносах и инсайдах от кодеров о безумных кранчах
Кто-то отлично запампил их акции, а лохи инвесторы повелись. Особенно учитывая, что там какие-то проблемы у них давно, ещё до всяких киберпанков (не слежу, просто проскакивали новости с год назад).
P.S. Чёрный пиар — тоже пиар. По околобиржевым пабликам уже ищут способы втарить CDR под отскок до хаёв, а буквально полгода назад про эту контору только узкий круг геймеров знал.
По факту единственная объективная претензия — даунгрейд графики. На Е3 показывали одно, в продакшен ушло совсем другое. В теории это мошенничество, но прецедентов наказания за это я не видел. Но люди, не вчера начавшие играть, знают, что это как раз нормальная практика, а уж у поляков — вообще обыденность, ведьмака пинали ровно за это же, и ничего, продался отлично.
Денис Г., проблемы здесь идут несколько глубже, чем простой даунгрейд графики. Обещали немного другую игру. Многие механики либо вырезаны, либо в зачаточном состоянии.
У Киберпанка отличная постановка, хороший сюжет и красивая графика (на пк), но, в основном, это далеко не топовый ААА. Ничего nextgen, как обещали в рекламе. Именно от громкой рекламы все крики о мошенничестве.
Недоделанные игры это один вопрос, но здесь продали нечто на уровне альфа билда, доделок впереди ещё огромное количество. Сколько теперь денег и времени уйдёт на доработку остаётся только гадать. Закладывали то, что прибыль польётся рекой сразу и без вопросов.
Ради справедливости, стоит сказать, что игра местами поражает воображение(сам не играл, смотрел пару видяшек) помимо уникального мира, дизайна, эстетики, откровенно восхищают лица и геометрия персонажей, фотореалистичные, ни в одной игре не видел такой подлинной мимики, текстур и общего вида столь достоверного.
Но это дочка CD Projekt — холдинга, который и торгуется на бирже. В холдинг входит ещё и магазин gog. Последний не публичный, поэтому его доходы — тайна. Но лично я сильно сомневаюсь, что там какие-то большие деньги. Основные продажи игр в инете приходятся на стим, там чуть ли не 80% было несколько лет назад, остальные 20 — на все остальные магазины. Ещё они торгуют фильмами, но кому это нужно — не понятно :)
В общем, хайп вокруг CDP создан неслабый, но в реальности компания вряд ли что-то стоит в сравнении с конкурентами. Не вижу преимуществ. Только если упоротый фанат их творчества, хз.
*По факту, серия ведьмака завершена и бабло уже собрано, т.е. у них одна серия. Продолжение реально, но его придётся высасывать из пальца, разбираться с жаднючим Сапковским, это не та серия, где можно раз в год что-то делать.
Инвесторы могли рассчитывать либо на чудо, либо на теорию большего дурака.
Кичиньский продал акции по цене 443 польских злотых за штуку. Через три дня, когда спало эмбарго на публикации рецензий, цена на акции CDPR достигла своего исторического максимума — 461 злотого за штуку
Совпадение какое, ведь он же не мог знать то чего не знали другие, не так ли? )
Если к последнему доступ даст только IB в рф, то к остальным биржам доступ вроде есть у Открытия