InveStory
InveStory личный блог
23 декабря 2020, 19:49

CD Projekt Red – Главный сюрприз декабря

Неудачный релиз Cyberpunk 2077 — главная история для инвесторов в игровой индустрии в этом году.

Ещё пару недель назад никто не мог представить, что выход Cyberpunk 2077, самой ожидаемой игры года, закончится таким провалом, а CD Projekt RED молниеносно превратится из всенародной любимицы в ещё одну корпорацию зла в глазах своих фанатов. Всего за пару недель капитализация упала в почти два раза, снизив индекс WIG 20, самых крупных компаний Польши, на 4%.

О компании
CD Projekt Red (Тикер: CDR)
– польское игровое издательство, основанное в 2002 году. CDR редкий пример компании в игровой индустрии, сделавшей ставку на качество, а не количество игр. В портфеле компании за почти два десятка лет работы находится лишь одна трилогия «Ведьмака» и несколько проектов поменьше в той же вселенной, по меркам игровой индустрии всего ничего. Компания также владеет сервисом цифровой дистрибуции GOG, специализирующейся на распространении старых, классических проектов.

Предыстория событий
До 2015 года, компания была лишь ещё одним крошечным издательством, но после релиза сверхуспешного Witcher 3, CD Projekt вошла в неофициальный «Пантеон Великих Разработчиков». Достаточно сказать лишь то, что Witcher 3: Wild Hunt и его дополнение Blood and Wine были удостоены награды «Best RPG» на The Game Awards 2015 и 2016, невероятно редкое явление. Выпуск двух отменных DLC для игры лишь упрочил репутацию, как самого честного и бескорыстного издателя, в особенности на фоне скандалов у Activision и EA в 2018.

Любовь игрового сообщества к компании быстро переросла в потрясающие результаты. Witcher 3 находится в топах продаж даже в 2020, более 5 лет после релиза, и достиг отметки в 50 млн. проданных копий в мае, что сделало его самой продаваемой РПГ в истории.

Такие успехи не могли не привлечь внимание инвесторов. В течение последних пяти лет стоимость акций взлетела на ошеломляющие 2100% (на пике). Если в конце 2015 цена одной акции CD Projekt составляла 22 злотых, то в 2020 за одну акцию предлагали уже 464 злотых. CDR быстро стала не только самой крупной кампанией на польской бирже, но и самым дорогим издателем в Европе, обогнав даже Ubisoft, не смотря на куда меньший физический размер (количество сотрудников меньше в 17 раз).

Однако, продажи Witcher 3 принёс не только финансовый успех, но и колоссальные запросы публики от следующего шедевра, которым должен был стать Cyberpunk 2077.

Спустя три переноса, итоговая дата выпала на 10 декабря 2020. Интерес к релизу был максимальным. Грандиозная рекламная кампания началась ещё в конце лета. CDR рекламировала игру по всем возможным каналам. Реклама по всему интернету, красивые трейлеры, множество камео, партнёрские программы с Nvidia, Microsoft, Adidas и множеством партнёров поменьше. Рекламная кампания обошлась в более $120 млн., примерно столько стоила и сама игра, но «хайп» по игре был разогнан до небес.

Такой же уровень интереса наблюдался и у инвесторов. Киберпанк стал главной темой отчёта CDR за 3тий квартал. Инвесторов заверяли в будущем успехе всего проекта. Аналитики все время увеличивали свои прогнозы по продажам, 10 млн. в первый год, затем 15 млн., 20 млн., а потом и вовсе все 30 млн., что сделало бы игру одной из самых быстро продающихся в истории. Капитализация не раз обновила свои рекордные уровни.

День выхода
Первые результаты выпуска игры оказались очень положительными. Восторженные отзывы о ПК версии, обзоры на метакритике на уровне 91%, рекорд количества игроков на платформе Steam и более миллиона зрителей на Twitch. Более 8 млн. предзаказов окупили игру ещё на старте.
Однако, уже ко второму дню продаж начала формироваться более реалистичная картина. Игра вышла невероятно сырой.

Зашкаливающее количество внутриигровых ошибок, о чем твердят все издания, оказалось только верхушкой айсберга. У игры есть серьёзный потенциал, но его трудно найти за длинным списком детских проблем. Отсутствуют многие из обещанных механик, разрекламированная нелинейность оказалась уткой, а немало того, что есть, уступает играм конкурентам, вышедшим годы назад.

Выход на консолях и вовсе оказался катастрофой, игра едва работает. Её не успели оптимизировать даже на ПК, на консоли уже никто и не смотрел. Как результат, покупатели массово возвращают игру на всех консолях. Sony уже была вынуждена убрать игру из своего онлайн магазина. Ожидали новую GTA 5, а получили новый Fallout 76.

Последствия
Последствия для CD Projekt Red и её инвесторов очень печальны. Проблемный релиз сильно ударил по продажам, а игра будет в режиме доводки ещё много месяцев, поглощая время и деньги студии. Однако, куда худшей проблемой для CDR является огромное пятно на своей репутации на годы вперёд.

За несколько дней до выхода игры сооснователь студии Мартин Ивински заявил: “Производство игр требует время, любовь и увлечение, как и любое искусство. Наш бизнес долгосрочный. Единственное, что у нас есть это репутация. Мы выпускаем игры редко, и каждая из них напоминает свадьбу, к вам есть серьёзные требования."

Безупречная репутация была одним из главных преимуществ компании, многие годы фанаты считали её маяком лучших практик на рынке. Теперь фанаты разочарованы плохим качеством игры, возмущены ложной рекламой и нарушенными обещаниями. CDR наверняка исправит большую часть проблем с игрой, но былого доверия мы уже не увидим, что скажется на продажах в будущем.

Более того, многочисленные репорты уже утверждают о серьёзных конфликтах внутри компании. Многомесячные переработки и давнее осознание всей тяжести ситуации довели ситуацию до кипения. Впереди разборы полётов и поиски виновных. Трудно предсказать к чему именно это приведёт, но, вероятно, мы увидим немало перестановок среди верхов в студии.

Как итог, биржевые котировки обрушились более чем на 40%, удалив более года роста. Вполне вероятно, что в ближайшее время капитализация отобьёт назад часть своих потерь, но полное восстановление может занять несколько лет. Это не первый и не последний случай катастрофических запусков, только за последние годы мы видели Bethesda и Fallout 76, EA и Battlefront 2, Blizzard с Warcraft: Reforged. ATVI и EA потребовалось более двух лет для преодоления схожих кризисов. CDR куда меньше в размерах и тяжело сказать, насколько удачно и быстро компания сможет починить основные проблемы игры.

Больше информации, обозоров, аналитики и актуальных новостей на нашем Telegram-канале @investorylife.

29 Комментариев
  • Алексей Пешков
    23 декабря 2020, 20:08
    Если это одна из 20 крупнейших компаний страны, мне Польшу жаль.
    • Алексей Пешков, о том же подумал, что за странная экономика в стране, где какая-то абсолютно оторванная от реальности несистемообразующая компания рушит индекс на 4%, это позорище.
  • Diamond
    23 декабря 2020, 20:28
    Просадка отобьётся, релиз экономически очень успешный.
    • Finzilla
      24 декабря 2020, 01:38
      Diamond, да, но рынок его полностью закладывал и верил в дальнейший рост, а теперь им придется все силы и деньги тратить на восстановление репутации. История хорошая, но может затянуться 
  • Бобёр
    23 декабря 2020, 20:33
    Ещё пару недель назад никто не мог представить, что выход Cyberpunk 2077, самой ожидаемой игры года, закончится таким провалом

    да ну? Случаев когда отзывают мастер-диск для допила игры индустрия знает единицы, не говоря о бесконечных переносах и инсайдах от кодеров о безумных кранчах
  • iddqd3n
    23 декабря 2020, 20:39
    Утверждающие, что поляки до КП всегда делали вылизанные игры, очевидно в них не играли на релизе. Возможно, даже не родились на тот момент :)

    Кто-то отлично запампил их акции, а лохи инвесторы повелись. Особенно учитывая, что там какие-то проблемы у них давно, ещё до всяких киберпанков (не слежу, просто проскакивали новости с год назад).

    P.S. Чёрный пиар — тоже пиар. По околобиржевым пабликам уже ищут способы втарить CDR под отскок до хаёв, а буквально полгода назад про эту контору только узкий круг геймеров знал.
  • Laukar
    23 декабря 2020, 20:40
    Фигня. Игра-то на ПК вообще норм. Я уже прошел) Под старые плойки допилят за пару месяцев.
    • Бобёр
      23 декабря 2020, 20:48
      Laukar, слабо верится что это чисто технически возможно с таким движком и старым консольным железом
      • Laukar
        23 декабря 2020, 20:51
        Бобёр, дак упростят все до примитивного уровня этих консолей — всесто лиц смайлики, вместо машин кубики))
    • iddqd3n
      23 декабря 2020, 23:36
      Laukar, проблемы консолей преувеличены, у меня жена фанат сеттинга КП, она уже прошла на PS4. Багов немногим больше многих других игр на старте.

      По факту единственная объективная претензия — даунгрейд графики. На Е3 показывали одно, в продакшен ушло совсем другое. В теории это мошенничество, но прецедентов наказания за это я не видел. Но люди, не вчера начавшие играть, знают, что это как раз нормальная практика, а уж у поляков — вообще обыденность, ведьмака пинали ровно за это же, и ничего, продался отлично.
  • Я читал, что один из соотнователей и держатель огромного пакета акций компании распродал их до 10 декабря по цене 450+ злотых, вот это классный подход! Деловой!

    Ради справедливости, стоит сказать, что игра местами поражает воображение(сам не играл, смотрел пару видяшек) помимо уникального мира, дизайна, эстетики, откровенно восхищают лица и геометрия персонажей, фотореалистичные, ни в одной игре не видел такой подлинной мимики, текстур и общего вида столь достоверного.
  • DmitriyNB
    23 декабря 2020, 21:04
    Никакого провала нет. Есть проблемы на консолях, мелкие недочеты (которые быстро поправят) на пк и истерика в сми, которых хлебом не корми дай раздуть из мухи слона. Игра станет вторым Ведьмаком.
    • Сергей Новосельцев
      23 декабря 2020, 22:04
      DmitriyNB, а в нынешних косяках обвинят как это водится хакеров из России, злонамеренно взломавших игру и сыпанувших в неё горсть вирусов с Новичком.
  • Алексей Пешков
    23 декабря 2020, 21:06
    Игру обсуждать — баян. Интереснее поговорить о компании, выпускающей всего один тайтл в 5-10 лет с бюджетом на рекламу равным бюджету на разработку.
    • iddqd3n
      23 декабря 2020, 23:53
      Алексей Пешков, игры выпускает CD Projekt RED, это кмк мало интересно, потому что они не тянут на бизнесменов, скорее для души клепают. Даже 50 млн копий ведьмака — это, как вы правильно заметили, 50 млн, размазанные на 5 лет. Бизнесмены продают по 10-15 млн, но зато раз в год, а то и чаще. Плюс допы, подписки, мерч и т.п.

      Но это дочка CD Projekt — холдинга, который и торгуется на бирже. В холдинг входит ещё и магазин gog. Последний не публичный, поэтому его доходы — тайна. Но лично я сильно сомневаюсь, что там какие-то большие деньги. Основные продажи игр в инете приходятся на стим, там чуть ли не 80% было несколько лет назад, остальные 20 — на все остальные магазины. Ещё они торгуют фильмами, но кому это нужно — не понятно :)

      В общем, хайп вокруг CDP создан неслабый, но в реальности компания вряд ли что-то стоит в сравнении с конкурентами. Не вижу преимуществ. Только если упоротый фанат их творчества, хз.
      • Finzilla
        24 декабря 2020, 01:40
        Денис Г., так они и торгуют по мультипликаторам уже дешевле чем в 2 раза от основных гигантов
        • iddqd3n
          24 декабря 2020, 07:32
          Finzilla, нет никаких объективных причин, чтобы мультипликаторы были везде одинаковые. Россия торгуется с мультипликаторами ниже других втрое-впятеро, и что-то не спешит дорожать.
          • Finzilla
            24 декабря 2020, 09:59
            Денис Г., Россия торгуется с дисконтом исторически в первую очередь из-за больших геополитических рисков. Тут можно провести аналогию что CD-R тоже будет торговаться всегда с дисконтом, из-за ожидания сырых продуктов
            • iddqd3n
              24 декабря 2020, 12:35
              Finzilla, поляки с двумя* нишевыми играми и нишевым же магазином не могут оцениваться как международные корпорации, долгое время.

              *По факту, серия ведьмака завершена и бабло уже собрано, т.е. у них одна серия. Продолжение реально, но его придётся высасывать из пальца, разбираться с жаднючим Сапковским, это не та серия, где можно раз в год что-то делать.

              Инвесторы могли рассчитывать либо на чудо, либо на теорию большего дурака.
  • ЛешаКурочкин
    23 декабря 2020, 21:39
    Один из сооснователей польской студии CD Projekt RED Михал Кичиньский сбросил акции компании на 213,5 млн польских злотых (≈₽4 млрд). Это произошло 4 декабря — за три дня до публикацию первых обзоров Cyberpunk 2077.

    Кичиньский продал акции по цене 443 польских злотых за штуку. Через три дня, когда спало эмбарго на публикации рецензий, цена на акции CDPR достигла своего исторического максимума — 461 злотого за штуку

    Совпадение какое, ведь он же не мог знать то чего не знали другие, не так ли? )
  • Dmitry
    23 декабря 2020, 21:49
    Куда смотрят польские (а значит и европейские) регуляторы и полиция? Неужели тут нет признака использования инсайдерской информации?
    • ЛешаКурочкин
      24 декабря 2020, 09:45
      Dmitry, эта компания слишком много налогов платит в Польше, трогать никак низзя, вся надежа на США
  • Вася Рогов
    23 декабря 2020, 22:03
    Как можно купить эти акции?
    • Finzilla
      24 декабря 2020, 01:42
      Вася Рогов, на насдаке есть OTGLY, на франкфурте 7CD, ну и на варшавской бирже тикер CDR.
      Если к последнему доступ даст только IB в рф, то к остальным биржам доступ вроде есть у Открытия
  • Dmitry 500% Sheptalin
    24 декабря 2020, 09:05
    игра сырая но маркетинг и ожидания комьюнити, а так же пандемия помогли продать 13 млн копий за неделю, 

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн