Топ 4 российских фильма 2020 года.
1. Глубже! t.me/kudaidem/1398
2. Громкая связь. t.me/kudaidem/1665
3. Вечная жизнь Александра Христофорова t.me/kudaidem/1664
4. Разговорник. t.me/kudaidem/1359
Глубже!
Комедия, Россия, 2020, 109 мин.
Рейтинг Кинопоиск: 6,5
Режиссер: Михаил Сегал
В ролях: Александр Паль, Игорь Угольников, Игорь Верник, Сергей Бурунов, Антон Лапенко
Молодой режиссер Роман Петрович (играет Александр Паль) репетирует Чехова в Главном театре страны.
Репетирует долго, нудно, пытаясь добиться от актеров максимального погружения в образ.
В результате спектакль все не выходит и не выходит, и тогда художественный руководитель Главного театра принимает решение уволить Романа, а на его место поставить очень модного режиссера Хачатряна (играет Антон Лапенко), который всю эту старую классику круто осовременивает и на спектакли которого публика просто валит валом.
Роман пытается найти работу в других театрах, но и там он никому не нужен: везде что-то ставит модный Хачатрян. А в школьные драмкружки, последнее режиссерское пристанище, Романа Петровича и вовсе нельзя пускать: уж если он взрослых актеров изрядно утомил своими рефлексиями и требованием глубины погружения, то в драмкружке его точно терпеть не будут.
В результате Роман Петрович остался без работы и без денег и теперь часами просиживает с томиком Чехова в кафешке, куда он приносит свой кофе в термосе, чтобы налить его в кем-то оставленную грязную чашку и стырить при этом пару кусочков сахара.
Однако там, в кафешке, у Романа Петровича случается судьбоносная встреча с бывшим однокурсником Андреем. Тот работает режиссером на государственном телевидении, ну и для денег подрабатывает на съемках порно. Андрею как раз нужен режиссер, который заменил бы его на ближайшей съемке фильма для взрослых, и он предлагает Роману Петровичу работу.
Тому деваться некуда, он приезжает на съемку в конспиративную квартиру, расположенную где-то за МКАД, и, так как ничего другого он не умеет, Роман Петрович проводит вместе с порноактерами Лерой и Тимуром беседу о психологической подоплеке их персонажей и о том, как так получилось, что пришедший ремонтировать протекающий кран сантехник и хозяйка квартиры вдруг испытали настолько бурные эмоции.
Таинственный владелец порностудии роликом остался очень доволен, Роман Петрович получил постоянную работу, также в создание роликов владелец студии стал вкладывать намного больше денег. Жанр, в котором работает Роман Петрович, получил название «глубокое русское порно», и эти ролики стали мегапопулярными во всем мире.
Фильм с таким сюжетом по определению не мог не вызывать большой интерес.
Театральный режиссер, ставящий порно. Титры фильма, стилизованные под цветовое оформление логотипа Pornhub.
Начало картины было достаточно внятным. Минут двадцать маеты театрального режиссера, которого уволили за попытки добиться от актеров глубины образов, скрупулезность и несовременность, далее он приходит ставить порно, где глубины также нужно добиваться, хотя и несколько в ином смысле, он пытается и здесь раскрыть подоплеку психологии персонажей, ну и, в общем-то, все, идея понятна, отыграна, короткометражка закончена.
После этого картину сначала ушатывает в откровенную буффонаду: зловещая личность Босса, на деле оказывающаяся какой-то предельно детской пародией на Павла Дурова, затем невероятный успех «глубокого русского порно» во всем мире (в фильме это смотрится тоже совсем по-детски, но тут на самом деле как раз заложен очень глубокий смысл, о котором мы поговорим позже), после чего Романа Петровича и вовсе вызывают под светлые очи Президента, который в лице Игоря Угольникова и характерных черт персонажа (белый вязаный свитер и привычка пить чай на бескрайних полях и лугах России-матушки) сюда перекочевал прямо из фильма «Рассказы» 2012 года того же Михаила Сегала, и Президент попросил Романа Петровича помочь с глубиной новой русской идеи. Ну и после этого фильм и вовсе ушел в какую-то откровенную невнятицу, когда Романа Петровича поставили рулить Главным театром страны, а он там эвона что учинил.
У меня создалось такое впечатление, что у Михаила Сегала, который также был и автором сценария, была только одна идея: театральный режиссер, исповедующий систему Станиславского, волею судеб становится постановщиком порнофильмов и из этого получается… А вот что получается — идей-то и не было.
Поэтому тут тебе и Президент с новой национальной идеей, и Роман Петрович учит главного пропагандиста страны быть Владимиром, а не Вовой это смотрелось довольно беспомощно — чисто сценарно, потому что сыграно-то было хорошо), ну и потом снова этот Главный театр, а вот что хотел сказать режиссер этой частью фильма — так и осталось непонятным.
Сегал сначала укорял театр за излишнюю академичность, потом вроде укорял за излишнюю китчевость и авангардность (Антон Лапенко, очевидно, изображает некую смесь из Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова), после этого и вовсе глубину театральную решил поменять на глубину несколько иного рода, и там Сегалу, очевидно, конкретно изменили вкус и чувство стиля, потому что эпизод с новым приходом Романа Петровича в Главный театр смотреть было откровенно неудобно.
Ну и чем заканчивать весь этот набор не слишком друг с другом связанных частей, Михаил Сегал не знал, поэтому толком ничем и не закончил, кроме назидания о том, что ежели, дескать, Чехова играть от души, то, значить, зритель-то, может быть, и поаплодирует.
То есть с точки зрения сценария здесь все сильно на троечку: первоначальный анекдот был рассказан, а куда двигаться дальше — понимания не было, поэтому двинулись абы как и абы куда.
Никакой внятной политической сатиры, здесь нет.
Если абстрагироваться от сценария, то поставлено и сыграно вполне неплохо.
Александр Паль — очень хороший, яркий и разноплановый актер, и с ним не так бросаются в глаза несуразности сценария. Он умеет что-то вытащить из своего персонажа, даже когда чисто сценарно это выглядит несколько нелепо. И именно его роль, как мне показалось, все-таки вытягивает этот очень неровный и временами очень натужный фильм.
Также здесь очень хороша Любовь Аксенова в роли порноактрисы Леры, отличный персонаж получился.
В этом фильме есть один аспект, крайне важный для понимания, который снимает многие претензии к сценарию.
Между тем совершенно очевидно, для чего вообще снят этот фильм. В чем его главный, так сказать, месседж.
Этот фильм говорит о самом важном! О том, что в стране с богатейшими театральными традициями, в стране, где творил Чехов, где создавал свою систему Станиславский, совершенно отвратительно снимают порно!
И с этой точки зрения «Глубже!» — это, конечно, знаковое произведение!
Второе место.
Громкая связь.
Трагикомедия, Россия, 2018, 96 мин.
Рейтинг Кинопоиск: 6,8
Режиссер: Алексей Нужный
В ролях: Леонид Барац, Ирина Горбачева, Ростислав Хаит, Мария Миронова, Камиль Ларин.
Несколько очень старых друзей встречаются на даче супружеской пары Льва (Камиль Ларин) и Евы (Мария Миронова). Лев — пластический хирург, Ева — психолог. Среди гостей — предприниматель Вадим (Леонид Барац) со своей молоденькой женой Катей, менеджер Борис (Ростислав Хаит) со своей женой Алиной (Ирина Горбачева), с которой они женаты восемнадцать лет, также все ждут четвертого друга Дмитрия, который обещался приехать со своей подругой Олей, но Дмитрий явился без Оли, которая, по его словам, приболела.
Они выпивают, болтают и ждут, когда будет готов знаменитый плов Льва. Четверка мужчин дружит больше тридцати лет — они считают, что знают друг о друге все. Также они заявляют, что у них нет секретов от собственных жен.
Компания только-только собралась было поиграть в традиционную «Мафию», однако Ева предложила значительно более интересную игру. Раз у нас всех нет секретов друг от друга, сказала она, то давайте телефоны положим перед собой на стол и будем отвечать на все звонки, включив громкую связь. А пришедшие сообщения будем зачитывать вслух, равно как и ответы на них.
Четверо друзей вовсе не жаждут играть в эту веселую игру, однако они сами только что заявили, что у них нет секретов от супружниц, так что — пожалте: выкладывайте смартфоны на стол и извольте отвечать на звонки и СМС.
Разумеется, ничего хорошего от такой игры в правду выйти не может, так что старым друзьям друг о друге предстоит выяснить нечто слегка шокирующее, а уж что о них предстоит выяснить их женам — тут лучше и вовсе сразу брать лопату и начинать окапываться.
Как известно, сюжеты о том, как несколько семейных пар за ужином начинают «играть в правду», существуют очень давно.
Можно вспомнить спектакль и фильм Виктора Шамирова «Игра в правду», где происходит нечто подобное: участники задают друг другу всякие неприятные вопросы и стараются отвечать на них максимально честно.
Сюжет о компании, где все договорились отвечать на звонки по громкой связи и зачитывать вслух эсэмэски, — это итальянская трагикомедия 2016 года «Идеальные незнакомцы» (правильный перевод оригинального названия — «Совершенно незнакомые»).
Этот фильм стал настолько популярным, что многие страны приобрели права на адаптацию сюжета данного фильма под свои реалии. Были выпущены ремейки-адаптации в Испании, Мексике, Южной Корее, Франции, Греции, Китае- всего, аж в восемнадцати странах!
И «Громкая связь» — это российский ремейк-адаптация данного фильма.
Между тем резоны «Квартета И» понятны. Ведь после неплохого продолжения «О чем еще говорят мужчины» дальше у них шли не сказать что большие удачи. Совершенно вымученный сиквел «День выборов 2», не слишком успешная киноверсия спектакля «Быстрее, чем кролики», ну и попытка в третий раз войти в одну и ту же реку того, о чем говорят мужчины, — «О чем еще говорят мужчины. Продолжение»: картина, на мой взгляд, получилась очень вымученной и достаточно слабой.
Кроме того, в отличие от других фильмов четверки, где сами квартетовцы очень серьезно влияли на процесс создания фильма, здесь режиссером был Алексей Нужный, снявший очень симпатичный фильм «Я худею».
В фильме здорово играет тот момент, что главных персонажей изображают хорошо знакомые квартетовцы, которые тут все-таки в новом амплуа, что женские персонажи — хорошие российские актрисы, ну и всякий российский колорит здесь вплетен очень аккуратно. Пожалуй, только зря они оставили историю с тем, что Лев посещает психолога, — как-то это все пока не в российских традициях совершенно.
Квартетовцы очень правильно сделали, что в этом фильме играли не себя.
Из женского состава здесь прежде всего блистает Ирина Горбачева — чудесная актриса: кстати, она играла второстепенную роль в фильме «Я худею» Алексея Нужного. Ирина всегда очень естественная и органичная, здесь роль просто замечательная.
Мария Миронова тоже понравилась в роли Евы — несколько стервозной дамы-психолога, изменяющей своему мужу и имеющей синдром непонимания с собственной дочерью. Но, правда, тут персонаж был такой как-то очень понятный и прямолинейный — она его так и сыграла.
Кто «Идеальные незнакомцы» не смотрел — тем должно очень понравиться, но даже и кто оригинал смотрел, вовсе не факт, что не понравится, потому что действительно хорошо сделано.
Адаптация сделана очень качественно, и женские роли хороши, особенно Ирины Горбачевой.
Понравилось, одобряю.
P. P. S. Кстати, они уже сделали продолжение под названием «Обратная связь».
Третье место.
Вечная жизнь Александра Христофорова
Трагикомедия, Россия, 2018, 104 мин.
Рейтинг Кинопоиск: 6,6
В ролях: Алексей Гуськов, Оксана Фандера, Тимофей Трибунцев, Роман Курцын, Игорь Угольников, Сергей Бурунов.
Александр Христофоров (Алексей Гуськов) когда-то был известным театральным актером. Но все это осталось в прошлом: Христофоров развелся с женой, крепко пьет и подрабатывает аниматором в старой крепости, расположенной недалеко от крымского курортного городка.
Когда-то аттракцион, в котором работает Александр, именно он и придумал: это была его идея — воссоздать в старой крепости гладиаторские бои, населить крепость различными персонажами — Иисусом, Дьяволом, Смертью, Лекарем и так далее, ну и развлекать посетителей и туристов.
Аттракцион работает хорошо, деньги зарабатывает, но Христофорову давно не принадлежит: когда его жизнь покатилась по наклонной, Александр продал права на аттракцион своему старому знакомому Игнатьичу (Игорь Угольников) — тот теперь является директором всего заведения и начальником Христофорова.
Александр изображает гладиатора «Агриппу, на смерть идущего», но его постоянное пьянство и запарывание сцен сражений приводит к тому, что Игнатьич дает Христофорову последний шанс: его сослали в Иисусы, чей сарайчик как-то не пользуется популярностью у публики.
А тут еще и выясняется, что Христофоров очень болен и жить ему осталось максимум полгода. Александр во сне часто видит собственные похороны, но на них никто из собравшихся не говорит о нем ни одного доброго слова. Чему, отметим, сам Христофоров всячески способствует: он легко заводится, любит людям в глаза говорить всякие гадости, да и в драки постоянно лезет. Какие добрые слова? Ни у кого по его поводу нет никаких добрых слов.
Картину «Вечная жизнь Александра Христофорова» поставил Евгений Шелякин: он начинал как режиссер передачи «Прожекторпэрисхилтон», после этого снял картины «Ч/Б» и «Пятница».
Картина оригинальная, необычная, сильно выбивающаяся из длинного ряда современных российских киноподелок.
Поначалу не очень понятно, что тут вообще происходит. Фильм вроде бы заявлен как комедия, но этот Христофоров — тип явно асоциальный и неприятный. (Для Гуськова, который нередко играл сугубо положительных персонажей, тут прям был определенный слом стереотипа.)
Потом выясняешь, что он еще и смертельно болен — ничего себе комедия.
Затем появляется Лекарь, вручивший Христофорову бутылочку с волшебным снадобьем, которое должно его спасти, Александр тестирует снадобье на ассистентке Николь, которая хочет совершить самоубийство, из-за того что ее бросил качок-гладиатор (Роман Курцын), и тут выясняется, что снадобье и правда чудодейственное.
Что происходит, спрашивают себя зрители, тут же вроде жизненная трагикомедия, а нагнали всякой мистики? Тем более что старый друг Христофорова, доктор Соломон (Тимофей Трибунцев), тоже верит в живую воду. Однако не беспокойтесь, никакой мистики здесь нет, постепенно все объясняется.
Сценарно картина поставлена несколько сумбурно (тут было пять сценаристов), но в этом присутствует определенный градус веселой шизухи, которая также была у Шелякина и в фильме «Ч/Б».
Несмотря на определенную легкость и даже игривость изложения, картина по заложенным смыслам несколько более многослойна, чем это кажется поначалу.
И тут есть интересные аллегории. Ведь этот исторический аттракцион — чистой воды наша жизнь. Дикая мешанина из ролевых игр, ширпотреба, любви, смерти, различных страстей, знахарства, религии и Диснейленда.
Может ли Иисус из аттракциона говорить о чем-то важном и нужном? Может, конечно.
Может ли он при этом быть человеком во многом неприятным? Тоже может.
Собственно, правду в глаза говорят только неприятные люди, и именно за это их не любят.
Христофоров в исполнении Гуськова — интересен. Непросто сыграть плохого, в общем-то, человека, к которому зрители все-таки будут проникаться симпатией, — у Гуськова это получилось.
Но кроме Христофорова в картине есть еще несколько очень и очень колоритных персонажей. Прежде всего это доктор Соломон в блестящем исполнении Тимофея Трибунцева. Он — старый друг Александра, искренне за него переживает, в своем стремлении помочь искренен и трогателен. Отличный персонаж, но у Трибунцева всегда так.
Полина Пушкарук прямо-таки поразила ролью Николь. Поначалу вроде кажется, что это такая обычная, мало чем интересная девушка с нелепой прической и пирсингом на лице, которую «вечно все не понимают», а она из-за этого обозлена на весь мир, но нет: Николь — личность очень интересная, глубокая и в этой картине играет практически вторую главную роль. Совершенно замечательно сыграно, очень понравилось.
Игорь Угольников хорошо изобразил Игнатьича: с Христофоровым они пикировались весело и забавно. Кстати, юмора в картине немало, несмотря на то что это не чистая комедия, да и диалоги тут хорошие.
Сергей Бурунов появился всего в одном эпизоде: он сыграл полицейского, рассматривающего поданное на Христофорова заявление от мужа бывшей жены Александра, но, как обычно, даже в небольшом эпизоде Бурунов сумел развернуться.
Оксана Фандера в картине играет доктора-психолога, ведущего курсы по решению различных психологических проблем — по сюжету Христофорова заставили их посещать под угрозой тюрьмы.
Оксана, прям девушка-студентка, а ей — пятьдесят два.
Психолог у нее тоже забавный — с трудом подавляющий собственные приступы гнева. Ну и романтическая линия психолога с Христофоровым — симпатичная и забавная.
С операторской точки зрения фильм снят эффектно, красиво и интересно.
Некоторые сцены постановочно и операторски сделаны невероятно впечатляюще. Ну и природа этого красивейшего курортного места передана мастерски: я уж и не знаю, какие такие невыразительные пейзажи здесь обнаружил один из зрителей, тут как раз все очень выразительно.
Создатели фильма для него выбрали слоган: «Фильм, который продлевает лето».
И это правда — фильм, что называется, настроенческий. Те зрители, которые попадают в это настроение, получают очень хорошее послевкусие. А те, кто не попадают, ругаются и пишут критические отзывы. Но такое нередко бывает с непростыми и нестандартными картинами, а здесь как раз тот самый случай — она явно понравится далеко не всем.
В общем, на мой взгляд, эта картина вполне достойна просмотра: она необычная, действительно авторская, очень хорошо поставлена и сыграна.
Четвертое место.
Разговорник.
Фильм-спектакль, Россия, 2020,
Рейтинг: 6,8
В ролях: Ростислав Хаит, Леонид Барац, Камиль Ларин, Александр Демидов.
Строго говоря, это спектакль, причем спектакль очень ограниченного формата: четверо участников «Квартета» находятся в одной и той же локации, в одних и тех же декорациях, а происходящее на сцене скорее определяется словами «творческий вечер».
Здесь они являются самими собой: актерами «Квартета И», которые рассказывают зрителям какие-то истории из своего детства, юности, из актерской карьеры. Делятся друг с другом какими-то воспоминаниями, рассуждают на какие-то жизненные темы.
Во вступлении Леша Барац очень четко определяет формат происходящего: это — просто посиделки. Это не спектакль в театре, это не фильм в кинотеатре: вы — дома, сидите перед экраном телевизора или компьютера, поэтому налейте себе что-нибудь выпить, садитесь поближе, слушайте и не забывайте в процессе подливать в бокал.
Они выступают перед зрителями: нам видны первые несколько рядов и зал живо реагирует на то, что происходит на сцене.
При этом часть фильма — монологи участников «Квартета», записанные крупным планом на камеру.
Формально это разбито на несколько глав с названиями, дающими тему для разговора. Вступление Леши, их общее вступление, после чего идет глава 1 «Чтобы понимали», глава 2 «Про женщин», глава 3 «Пьяные истории», глава 4 «Все люди разные», глава 5 «Иллюзии и надежды», ну и «Эпилог».
Понятно, что это делалось как бы в формате «О чем говорят мужчины»: четверо давно знакомых мужчин делятся друг с другом историями из жизни и рассуждают о том о сем, но здесь значительно более приземленная история.
Здесь: Старые театральные байки забавные истории из жизни, грустные истории из жизни, поучительные истории из жизни, знакомства с суперзвездами вроде Жванецкого.
Участники «Квартета И» говорили практически только о себе.
Посмотреть вполне можно — уютно и забавно. Не забудьте только налить себе чего-нибудь горячительного: в конце концов, об этом прямо просят создатели фильма.
какая меткая фраза про пропагандистов