В новом выпуске программы Экономика
1. В мире продолжается кризис полупроводников. Его следствие — подорожание компьютеров, смартфонов, автомобилей и другой электроники.
2. В России всё чаще происходят ДТП с участием электросамокатов. Минтранс уже готовит нововведения в ПДД, чтобы урегулировать их статус.
3. В России растёт площадь лесов из-за глобального потепления и таяния вечной мерзлоты. Попутно увеличивается популяция диких животных. Это приводит к многочисленным ДТП на дорогах. Какие виды ущерба покрывают КАСКО и ОСАГО при дорожном инциденте с участием лесных зверей?
1. В мире продолжается кризис полупроводников.
Мировая экономика сейчас работает странно и нестабильно. Она, конечно, восстанавливается. Дела идут намного лучше, чем в разгар локдаунов, но глубокие структурные проблемы остаются. Одна из них называется кризис полупроводников. Говоря простым языком – дефицит процессоров, микросхем, материнских плат и других деталей, которые производит электронная промышленность. Как следствие – рост цен на готовую продукцию.
Она многообразна. Компьютеры, смартфоны, телевизоры, игровые приставки, видеокамеры, летающие дроны, бытовые приборы, автомобили (ведь они сейчас напичканы электроникой), то есть практически всё, что делает нашу жизнь более интересной, приятной и комфортной. Из-за чего же возникла нехватка чипов? Главных причин две – рост спроса (раз), проблемы с производством (два).
Небывалый бум майнинга криптовалют – одна из причин нехватки процессоров и видеокарт по всему миру. К этому уже в общем-то все привыкли. Неприятно, но ничего нового.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Потребности выросли, а предложение оказалось недостаточным. Более того, оно начало сильно буксовать. Первые проблемы проявились ещё при президентстве Трампа. В рамках торговой войны он ввёл санкции против китайских компаний, обложил импортными пошлинами товары из этой страны. Прямым следствием этого стало нарушение цепочек поставок. Привычные деловые связи стали рваться.
Многие компании в США были вынуждены менять поставщиков, переходить на более дорогие комплектующие. Когда грянула пандемия, циркуляция товаров в мировой экономике и вовсе забуксовала. То одна, то другая страна закрывалась на карантин. Останавливались заводы, грузы застревали в портах, на границах, удлинялось транспортное плечо, происходили срывы в выполнении контрактов. Всё это крайне плохо отразилось на мировом производстве электроники.
Кризис продолжается и по сей день. Цены на крипту остаются высокими. Значит, майнинг по-прежнему экономически оправдан. Плюс предприятия по всему миру вошли во вкус в том, что касается автоматизации и цифровизации. После снятия ковидных ограничений далеко не все согласны возвращаться к ручному труду.
Это значит, что спрос на все виды электроники и дальше будет запредельный. Кстати, в последнее время в России наметился небольшой ценовой откат. Это усреднённый график стоимости ноутбука в целом по стране. Спасибо рублю, который по сравнению с началом года немного укрепился. Насколько этот спад будет продолжительным – скоро узнаем, но я бы на сильное удешевление электронно-вычислительных машин не рассчитывал.
2. В России всё чаще происходят ДТП с участием электросамокатов.
Электросамокаты ещё пару лет назад вызывали всеобщее чувство восторга. Удобный и довольно быстрый вид транспорта. Разгружает дорожное полотно, позволяет не стоять в пробках. Плюс ко всему, он не сжигает углеводородное топливо, не оставляет карбоновый след, а значит блестяще вписывается в концепцию зелёного будущего.
Люди, которые первыми завозили в Россию электросамокаты, моноколёса, гироскутеры сказочно обогатились. Рынок был не насыщен, желающих купить оказалось много, а конкурентов мало. Торговые наценки ставились высокие, рентабельность бизнеса зашкаливала. Но время продавцов одиночек быстро прошло. Средства индивидуальной мобильности появились в крупных торговых сетях, рынок начал постепенно насыщаться, а цены снижаться до приемлемых значений. Россияне стали массово обзаводиться этим видом транспорта.
Увы, сразу же пошли аварии. Законодательно езда на этом виде транспорта не урегулирована. Владелец самоката, в зависимости от ситуации мог считать себя то пешеходом и ездить по тротуару, то водителем транспортного средства и колесить по дорожному полотну в череде автомобилей и грузовиков.
Печальная статистика быстро меняла порядок цифр. Сначала были единичные случаи столкновений, потом счёт пошёл на десятки и сотни. По данным МВД за шесть месяцев 2021 года в России произошло 180 ДТП с электросамокатами. То есть, по одному в день. В них погибли пять человек и 188 пострадали. Цифра вроде бы не большая, но она растёт по экспоненте.
И это лишь те случаи, которые могут быть квалифицированы как дорожно-транспортное происшествие. Водители электросамокатов по-прежнему c точки зрения закона – пешеходы. Значит наезд на человека – не ДТП, и в статистику этот сюжет не попадает.
Но есть другие данные, которые косвенно говорят о масштабе проблемы. Во многих больницах страны стали раньше срока заканчиваться хирургические нити, которыми накладывают швы на лицевые и другие раны. Сейчас они требуются в повышенном объёме из-за того, что электросамокатчики врезаются в бордюры, скамейки, урны, деревья, в других людей, падают, переворачиваются, получают ранения. Бывают и травмы посерьёзнее, которые заканчиваются инвалидностью. Не все электросамокаты лёгкие и компактные. Есть и довольно тяжёлые образцы. Столкновение с ними сопоставимо по травмоопасности с мопедом или мотоциклом.
Тут надо отметить, что регистрируется крайне мало ДТП с самокатами, взятыми на прокат. Клиенты этих сервисов водят дисциплинированно. В основном проблемы возникают с теми, у кого электрогаджет свой.
Но всё же, сомнений нет. Эту сферу нужно брать под государственный контроль, вносить в правила дорожного движения понятие СИМ – средства индивидуальной мобильности – и определять, как ими пользоваться в тех или иных условиях. Изменения в нормативную базу уже разрабатывает Министерство транспорта. Какими они будут, ещё не известно, но из комментариев ведомства можно понять, как развивается законодательная мысль.
Во-первых, появится возрастной ценз. Выезжать на проезжую часть можно будет только с 14 лет. Скорее всего, введут ограничение скорости при передвижении по пешеходным зонам и паркам – 15 или 20 км/ч. Могут внедрить даже водительские удостоверения. Это транспортное средство с мотором, как-никак. Кстати, тяжёлые и мощные электросамокаты уже приравнены к мопедам. Для управления ими требуются права категории М, а сам водитель обязан носить на голове шлем. Для его же безопасности. Так что, следим за дальнейшими новостями. Скоро узнаем, как эта сфера будет регулироваться и какие изменения появятся в ПДД.
3. В России растёт площадь лесов из-за глобального потепления и таяния вечной мерзлоты.
Леса России, с одной стороны, горят. С другой – растут благодаря естественной регенерации. С одной стороны, их вырубают, с другой – высаживают новые.
Согласно данным Организации Объединённых Наций, в 1992 году в России было 809 миллионов гектаров леса. В 2020-м уже 815 миллионов. Это не такой большой рост как в Китае (там действует широкая государственная программа по массовому высаживанию деревьев), но всё равно приятно. По крайней мере, не ушли в минус.
Серьёзную роль играет в этом процессе и глобальное потепление. Тает вечная мерзлота. Там, где раньше дерево не могло расти из-за невозможности глубоко пустить корни, появляются первые молодые рощи. Это благоприятно сказывается на диких животных. То, что отбирает у них человек в ходе хозяйственного освоения территорий, постепенно возвращает сама природа.
Это график популяции благородного оленя за 15 лет с 2004 по 2019. Прибавка численности 75%.
Косули тоже молодцы. За тот же период их демографические показатели возросли на 65%.
А по лосям увеличились вдвое. Число сохатых перевалило за миллион.
По бурым медведям та же картина. Косолапые заводят семьи, в них рождаются малыши. Согласно подсчётам егерей, 152 тысячи особей было, 288 стало.
Бобры, кстати, тоже прекрасно плодятся в российских лесах. Строят плотины, роют норы, в общем, обживаются. И никакая ипотека им не нужна. Жилищные условия они улучшают сами.
К сожалению, есть и потери. Так, зайцев в лесах стало меньше. На графике беляки и русаки даны вместе. Ряды беляков поредели, русаков наоборот уплотнились, но в целом получился минус.
Число горностаев и вовсе уполовинилось. Сказывается мировой и внутрироссийский спрос на пушнину, который уже много веков гонит охотников в лес на истребление этих диких животных.
У белок тоже проблемы. Запасы этого ресурса (в лесном хозяйстве принято говорить именно так), сократились за 15 лет на 30%. Не стоит все сокращения популяции списывать на антропогенный фактор. Есть и причины природного характера. Например, количество белок в лесах циклично и строго привязано к наличию кормовой базы. Это орехи, семена, грибы и ягоды. Иногда урожай больше, а порой меньше. То засуха, то заморозки. Вот цифры и пляшут.
Но вернёмся к крупным животным. Их численность как раз-таки растёт. Я обратился к этой теме сразу же после самокатов вот почему. На дорогах России всё больше ДТП с участием диких зверей. Лоси, косули, олени, медведи выходят из леса на дороги и сталкиваются с едущим транспортом. Кстати, в Крыму, в отличие от всей страны, популяция зайцев как раз-таки возросла. Сказываются природоохранные мероприятия, которые стали проводиться на полуострове после возвращения в состав Российской Федерации. Недавно один косой в печальном контексте попал в сводки информагентств. Он в симферопольском аэропорту выскочил на взлётную полосу и угодил под колёса самолёта, отправляющегося в Новосибирск. Для людей всё обошлось, а вот заяц погиб.
Итак, лесные жители, теперь чаще попадают в сводки дорожно-транспортных происшествий. Об этом важно помнить водителям. Нужно не только повысить бдительность за рулём. Желательно заранее учесть этот момент при взаимоотношениях со страховой компанией. Если машине был нанесён ущерб, каско может покрывать такие случаи, а может оставить автолюбителя без выплат. Поэтому проверьте ваш договор.
По закону дикие звери находятся в собственности государства. Если в результате ДТП животное погибло, водитель будет обязан компенсировать ущерб. Так, за благородного оленя, который широко распространён в Крыму, придётся заплатить 35 000 рублей, за косулю 20 000. Зайцы тарифицируются более скромно – по 500 рублей. Если ДТП оформлено правильно, этот ущерб покрывается полисом ОСАГО, так что выплаты осуществит страховая. Но водителю всё равно нужно подтвердить свою невиновность, что он не превышал скорость, не был в состоянии опьянения, не скрылся с места происшествия, имел при себе все документы. Иначе в будущем страховая может взыскать эту выплату с него.
Поэтому в любом случае, на место аварии нужно вызывать ГИБДД и сразу же звонить в страховую компанию. Сбитое животное ни в коем случае нельзя забирать в салон или багажник и уезжать с ним. Это будет квалифицировано как браконьерство. За это светит статья уголовного кодекса. Автомобиль может быть признан орудием охоты и изъят.
Друзья, будьте внимательны на дорогах. Рост популяции диких животных – явление отрадное, но для автомобилистов это всё чаще становится источником неприятностей. Из-за пандемии в России сильно выросло число поездок по стране, СМИ постоянно сообщают о драматичных инцидентах. Поэтому будьте предельно осторожны.
----
Приглашаю в мою телегу Новости, цифры, факты https://t.me/news_numbers_facts_pictures
Оно и ясно, как это так, почти бесплатно люди по городу передвигаются? Естественно нужно это безобразие прикрыть.
Это вообще шедевр.
В общем все было ясно еще пару месяцев назад, когда в СМИ стали за уши притягивать всякие происшествия с самокатами и раздувать из мухи — слона.
Хотел приобрести себе самокат, но как чувствовал, что скоро зарегулируют.
Хорошо что была запись видео...
Правила игры просто поменялись — на этих штуках ездят часто быстрее чем на авто )
Все это сделано, потому что люди не должны дешево передвигаться по городу, а должны кататься на общественном транспорте или на личных авто, оплачивая проезды, парковку, налоги и прочие радости. А самокат это как? Это получается кто-то бесплатно катается, вот такого быть не должно.
А вот это! Это вообще откровенный смех, который косвенно доказывает, для чего все это делается. Люди купившие себе за свои денюжки самокат, как правило наоборот ездят аккуратно и у меня тоже есть этому масса примеров и такого бреда, а точнее откровенной лжи я давно не читал. Все беды как раз от тех, кто арендуют самокаты, вот им не жалко совершенно эти самокаты. У нас в Москве я каждый день наблюдаю, как доставщики носятся на взятых в аренду самокатах и велосипедах совершенно не жалея их. Гоняя как сумашедшие полудурки. Меня самого чуть не сбил на пешеходном переходе вот такой доставщик, летя на красный и не видя ничего перед собой. Доставщики реально представляют угрозу пешеходам и те, кто берет в аренду самокаты.
Я вижу, что вы тупо не в курсах происходящего )
И да конечно я не вкурсе происходяещего, я же в деревне задрищенко живу… Там и дорог то нет. И я каждый день не возвращаюсь от офиса до метро, когда через ЖД переезд выстраивается очередь из доставщиков еды на самокатах. И вот их 60%, ещё 30% это гонщики на арендных самокатах. И только 10% примерно ездят на своих. Но откуда мне это знать… Я ж из деревни.
Вот из-за этих чудаков на букву М и будут все страдать, а не из-за того что у вас в башке туго и вы были не в курсе, что так оказывается можно, а просто себя накручиваете что государство злое и Путин во всём виноват )
А ещё их можно остановить в любой момент если они умные ))) но вы тоже не в курсе, а прикольно смотреть едет чел… херак и он башкой в земле торчит…
Извините за беспокойство.
/Диких животных возьмут под контроль...
а то чего они бесконтрольно-то…
Те же деньги на меньшем объёме и без лишних рисков.
В то, что производство столько лет не могут увеличить, не верю.
Просто не хотят лишней головной боли —
и так хорошо, и списать есть на что (еще коронавирус добавим).