SPAC это компания у которой нет активов, истории и бизнес-плана. Фактически SPAC это организация-прокладка, которая нужна частной компании для слияния и выхода на биржу без процедуры IPO.
SPAC сразу создается как публичная компания и привлекает средства инвесторов. IPO SPAC называют blank-check — пустые чеки. Вкладывая деньги в SPAC инвестор покупает воздух, но если руководители SPAC найдут перспективную компанию для слияния — «воздух» принесет хорошую прибыль.
По правилам SEC все SPAC размещаются на бирже по цене $10. Собранные на IPO деньги хранятся на эскроу-счете, что служит гарантией целевого расходования средств. Руководители SPAC в течение двух лет должны найти компанию для слияния или вернуть деньги инвесторам.
Деньги, собранные на IPO, никто возвращать не хочет, но на сотни SPAC приходится несколько десятков хороших частных компаний, желающих попасть на биржу без IPO. Поэтому большинство SPAC-слияний происходит с компаниями, которые после размещения на бирже будут падать из-за:
Интерес инвесторов к листингу без IPO привел к росту количества SPAC-компаний. Это отрицательно сказалось на качестве частных компаний, попадающих на биржу через SPAC.
Худшие SPAC за последний годUpHealth (UPH) капитализация 601,2 млн $, после IPO -42%;
Romeo Power (RMO) капитализация 655,9 млн $, после IPO -52%;
Metromile (MILE) капитализация 538 млн $, после IPO -56%;
View (VIEV) капитализация 993,6 млн $, после IPO -58%;
Play Studios (MYPS) капитализация 598,7 млн $, после IPO -58%;
ATI Physical Therapy (ATIP) капитализация 869,1 млн $, после IPO -60%;
CarLotz (LOTZ) капитализация 479,2 млн $, после IPO -61%;
Gemini Therapeutics (GMTX) капитализация 155,4 млн $, после IPO -63%;
SOC Telemed (TLMD) капитализация 382,2 млн $, после IPO -74%;
UCommune International (UK) капитализация 90,8 млн $, после IPO -90%.