Не секрет, что главным потребителем лития является аккумуляторная отрасль. Для перевода автопарка всего мира на электричество нужны космические объемы лития, которых в принципе может не быть на планете. Соответственно, то там, то тут появляются новые варианты хранения энергии.
Например, серебряно-цинковые или никель-водородные аккумуляторы. Обе модели применяются и находят своих поклонников. Первый значительно дороже литий-ионного аналога, зато отличается лучшими качествами. Никель-водородный аккумулятор — это вообще другой принцип. Но в Израиле есть компания, которая уже создала автомобили на таких аккумуляторах (не торгуется на спб).
Кроме того, у литий-ионных батареек есть серьезные проблемы с утилизацией и экологичностью самой добычи. Поэтому производители металла не застрахованы от падения хайпа и перехода на более рациональные варианты.
Вспомните какими были первые компьютеры, диски, и тд, и какими они стали сейчас. Технологии всегда улучшаются и становятся эффективней, так что переход на новые аккумуляторы это не вопрос «Возможно или нет?», это вопрос «Когда?».
Если провести аналогию с нефтью, которая за свою историю перенесла несколько технологических революций способов добычи, литий где-то на стадии "добываем ведрами из мест, где субстанция сама выступает на поверхность". Мы к тому, что сегодня много стартапов, которые ищут новые методы добычи.
Есть вероятность, что завтра будет создан революционный метод добычи, и сегодняшние способы станут нерентабельными. Особенно, если вспомнить, как много внимания сегодня приковано к отрасли.
Бром — токсичное вещество. Различные его формы давно хочет забанить ЕС. В Союзе действует акт "REACH", а в США — "TSCA". Оба документа регулируют оборот токсичных веществ. Компания отмечает, что риск запрета некоторых веществ на основе брома сохраняется.
Напомним, что один из сегментов компании производит катализаторы для очистки нефти. Сказать, что они какие-то уникальные, думаем, нельзя. Скорее всего, сбыт этих веществ ограничивается Америками. Проблема в том, что шумиха вокруг углеводородов продолжается, инвестиции в нефтедобычу снижаются.
При сохранении тренда производство нефти будет снижаться, как и потребность в катализаторах. Кроме того, сегмент менее маржинален, поскольку ничего из сырья компания сама не добывает. Часть «Катализаторов» Albemarle вообще хочет продать, что грозит сжатием бизнеса и уменьшением прибыли.
Кстати, в отчете сказано, что для производства Albemarle сама нуждается в нефти (то ли генерирует энергию из нее, то ли использует прям в производстве, но первое вероятней). Здесь уже проблема роста издержек за счет удорожания черного золота.
Значительную часть деятельности Albemarle ведет через свои СП в Австралии, Иордании, Чили и тд. Помимо ресурсов, получаемых с майнинговых платформ, Albemarle питается от своих дочек дивидендами. И хотя доля в них на уровне 50%, риски самой (в частности финансовые) Albemarle кратно увеличиваются за счет обилия дочерних компаний, у каждой из которых есть собственные риски.