Российский рынок ритейла на сегодняшний день оценивается в 18 трлн. рублей. По оценкам экспертов к 2030 году он может достичь объема в 28,5 трлн. рублей. И на российском рынке, мы может выделить 3-х лидеров, акции которых торгуются на Московской бирже.
Тройка лидеров продуктового ритейла в России выглядит следующим образом:
Х5 RetailGroup.
Капитализация компании: 9,6 млрд. долларов.
«Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик».
Под управлением Компании находится 18 648 магазинов с лидирующими позициями в Москве и Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России.
Сеть включает в себя 17 600 магазинов «Пятёрочка», 980 супермаркетов «Перекрёсток» и 34 гипермаркетов «Карусель». Общая площадь торговых площадей – 8,2 млн. кв.м.
Под управлением Компании находится 43 распределительных центра и 4 178 собственных грузовых автомобилей на территории Российской Федерации.
Финансовые показатели за 3 кв. 2021 г.:
Выручка – рост на 11,7% и составила 543,5 млрд. руб. ( за счет роста объема продаж и увеличения среднего чека)
EBITDA – рост на 9,6% и составила 69,1 млрд. руб.
Рентабельность EBITDA – сократилась на 24 б.п. и составила 12,7%
Операционная прибыль – рост на 13,3% и составила 31,7 млрд. руб.
Чистая прибыль – рост на 55,9% до 12,2 млрд. руб.
Показатель Чистый долг/EBITDA составил 3,08x (1,50x до применения МСФО (IFRS) 16) по состоянию на 30 сентября 2021 г.
Рост торговых площадей на 6,9% и составил 8.2 млн. кв.м.
За 9 месяцев компания увеличила денежный поток на инвестиционную деятельность на 8,6% до 63,8 млрд. руб.
В отчетный период компания не отчиталась об открытии новых магазинов.
Онлайн Сегмент:
Компания уверенно наращивает обороты онлайн сегмента.
Выручка цифровых бизнесов на выросла 156,9%. Что отражает высокий спрос клиентов на онлайн-услуги, рост числа новых онлайн-покупателей, выход экспресс-доставки в новые регионы, расширение ассортимента Vprok.ru Перекресток, расширение сети доставки 5Post и появление у этого сервиса новых e-commerce партнеров.
Цифровые продажи составляют 2% консолидированной выручки.
Компания планирует развивать сети жестких дискаунтеров «Чижик» и открыть порядка 3 000 магазинов в течение ближайших трех лет. Этот новый формат ориентирован на рациональных покупателей и предлагает разумные цены и значительную долю собственных торговых марок в ассортименте товаров.
Однако на мой взгляд упор компании на развитие жестких дискаунтеров может свидетельствовать о прогнозировании компанией снижения покупательской способности населения.
В регионах, такой формат, к сожалению, становится все более популярным, о чем свидетельствует финансовых успех такой сети как «Светофор».
Насколько такой формат увеличит выручку компании – нам только предстоит узнать.
Мультипликаторы:
P/E – 18.3
P/S – 0.31
EV/EBITDA – 7.3
L/A – 91.5%
ROS – 1.72%
Рентабельность EBITDA – 12.57%
Магнит.
Капитализация компании – 8,6 млрд. долларов.
Разные форматы магазинов «Магнит», Магнит Косметик», «Магнит Аптека», «Моя цена»
«Магнит» работает в мультиформатной модели, которая включает в себя магазины у дома, супермаркеты, аптеки и магазины дрогери.
На 30 июня 2021 года компания насчитывала 22 344 торговые точки в 66 регионах России. Общая площадь торговых площадей 7,4 млн. кв.м.
Логистическая инфраструктура компании включает в себя 39 распределительных центров.
Компания еще не отчиталась за 3 квартал и 9 месяцев 2021 года. Поэтому подождем отчетности дополним наш анализ.
Мультипликаторы:
P/E – 15.32
P/S – 0.39
EV/EBITDA – 6.12
L/A – 82.4%
ROS – 2.57%
Рентабельность EBITDA – 11.49%
Еще больше полезной информации в моем телеграмм канале «Инвестируй с умом».
Лента.
Капитализация компании – 1,5 млрд. долларов.
Различные форматы магазинов «Лента». Покупка магазинов сетей «Билла» и «Семья».
Сеть компании включает в себя 255 гипермаркетов в 88 городах по всей России и 151 супермаркет в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Уральском и Центральном регионах. Общая площадь торговых площадей более 1,5 млн. кв.м.
Под управлением компании находится 11 распределительных центров.
Финансовые показатели за 3 кв. 2021 года:
Выручка – рост на 13,3% и составила 118,2 млрд. руб. ( за счет росту продаж на 3,5% и увеличению общей торговой плащади на 15,5%)
EBITDA – рост на 31,1% и составила 10,35 млрд. руб.
Рентабельность EBITDA – рост на 119 б.п. и составила 8,8%
Операционная прибыль – рост на 54% и составила 6,4 млрд. руб.
Чистая прибыль – рост на 91,4% и составила 4,18 млрд. руб.
За 9 месяцев свободный денежный поток был отрицательный и составил – -13,6 млрд.руб., против 2,1 млрд. рублей за аналогичный период 2020 года. Отрицательный денежный поток сформировался за счет более высоких чистых денежных средств направленных в инвестиционную деятельность. За 9 месяцев 2021 инвестиционные вливания выросли на 458% и составили 27,9 млрд. руб.
До конца года Лента планирует открыть 125 новых магазинов расширить торговые площади до 225 000 кв.м.
В 3-м квартале компания завершила сделки по покупке и приступила к интеграции 234 магазинов «Биллы» и «Семьи», трех распределительных центров. Сделки укрепят рыночные позиции компании в Москве и Перми.
Также в 3-м квартале ускорилось развитие нового формата «Мини Лента» — открыто 36 новых магазинов в Москве, МО и Санкт-Петербурге.
Мне кажется развитие небольших магазинов в последнее время является важным трендом в развитии продуктового ритейла, потому что популярность больших магазинов снижается, их трафик падает. Покупателю удобней дойти до небольшого магазина у дома, чем ехать в большой гипермаркет. Доступность, быстрота и широкий ассортимент по приемлемой цене сегодня в тренде. И Лента старается следовать ему, не отступая от своих конкурентов.
Однако 86% общей выручки компании обеспечивает именно формат «Гипермаркет», при этом рост выручки данного формата составил 6,6%.
Мультипликаторы:
P/E – 36.43
P/S – 0.14
EV/EBITDA – 5.59
L/A – 63.94%
ROS – 0.39%
Рентабельность EBITDA – 5.51%
Проанализировав тройку лидеров российского продуктового ритейла, можно сделать вывод, что все три компании стремятся адаптироваться под новые условия рынка – развивают онлайн сегмента, расширяют сеть небольших магазинов в формате «у дома», стараются сформировать наиболее привлекательные цены на продукцию (как существенный фактов, влияющий на объемы трафика в магазины).
Вся тройка показывает рост своих финансовых показателей. Уверен, что отчетность Магнита за 3 квартал и 9 месяцев покажет такую же динамику как у конкурентов.
Пятерочка и Лента показали рост объема трафика и среднего чека – что говорит об органическом росте бизнеса, при этом надо учитывать на рост среднего чека оказывает влияние и инфляция, которая на ряд продуктов в этом году составила двузначные значения.
Рассматривая инвестиционную привлекательность, акции X5 Retail Group и Магнита представляются наиболее перспективными.
Обе компании по мультипликаторам выглядят очень неплохо. И показатель рентабельности у них выше, чем у Ленты.
С другой стороны Лента может показать в среднесрочной перспективе более высокие показатели роста, в связи с завершением интеграции в свою сеть магазинов «Билла» и «Семья», расширения в сетки магазинов небольших площадей в формате «у дома». Конечно конкурировать за лидерство в отрасли с X5 и Магнитов тут явно не приходится. А вот темпы роста Лента может продемонстрировать более динамичные. Но это лишь прогнозы, и динамика будет видна уже в отчетности за 4 квартал 2021 года.
Но не будем забывать, что поглощения и слияния на рынке продовольственного ритейла – тема очень актуальная. И в борьбе за позиции на рынке, это очень эффективный механизм.
Также нужно помнить, что продовольственный ритейл относиться с т.н. защитным секторам в которых, в меньшей степени проявляется цикличность рынков. Ведь людям нужно есть не смотря ни на какие финансовые трудности и состояние экономики.
Еще больше полезной информации в моем телеграмм канале «Инвестируй с умом».
При этом выплаты дивидендов X5 Retail Group в 2021 году могут вырасти на 10% и составить 55 млрд руб., сообщал ранее главный исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман.
Мультипликаторы:
P/E – 36.43
Это что за циферка по Ленте, за какой период?
Forbes составил ежегодный рейтинг 200 богатейших бизнесменов России: их суммарное состояние выросло на $207 млрд за год и достигло рекордных $663 млрд в 2021 году.
Совладельцы «Светофора»
В список впервые попала Валентина Шнайдер — её семье принадлежит красноярская сеть магазинов «Светофор», пишет Forbes. Её состояние журнал оценил в $650 млн.
«Светофор» стал самой быстрорастущей продуктовой сетью в 2020 году: её выручка увеличилась на 39% до 189 млрд рублей, подсчитали аналитики агентства Infoline. Сеть, которая считается одной из самых закрытых компаний в российском ритейле, росла на фоне снижения реальных доходов населения, говорили эксперты.
Как писало The Bell, сеть основали братья Сергей и Андрей Шнайдеры. Они занимаются бизнесом уже почти 30 лет и за все эти годы не дали ни одного интервью. У компании нет пресс-службы и официального сайта.
Магазины сети оформлены на сотню ООО, у которых в названии есть «Торгсервис» и номер региона, отмечает издание. Братьям Шнайдерами принадлежит от 60% до 80% в нескольких десятках юрлиц, связанных со «Светофором».
По данным Forbes, Валентина Шнайдер — это их мать, которая владеет долями более чем в 50 «Торгсервисах», но в операционной деятельности не участвует. В 2019 году подконтрольные семье юрлица получили почти 100 млрд рублей выручки, следует из данных СПАРК, которые приводит The Bell.