Mercury Retail Group — холдинговая компания сетей магазинов «Красное и белое» и «Бристоль» на этой неделе должна была разместить акции на Московской бирже под тикером #MRHL. Однако сегодня стало известно, что IPO отложено из-за «сложившихся рыночных условий». Проще говоря, компания не нашла достаточно инвесторов, которые бы согласились оценить ее в $12-13 млрд.
Что представляет бизнес компании и почему он оказался не так интересен инвесторам?
1. Компания является третьим ритейлером российского рынка по выручке. По объему продаж Mercury Retail Group примерно в 3 раза уступает X5 и Магниту, но по чистой прибыли отставание значительно меньше.
Бизнес владельца «Красного и Белого» и «Бристоля» более рентабельный. Со 100 рублей выручки лидеры рынка зарабатывают 2-3 рубля прибыли, а Mercury Retail Group почти 6 рублей.
2. Формат магазинов сети — алкогольный Ultra-convenience. Термином Ultra-convenience называют магазины у дома с небольшой площадью и узким ассортиментом. К сетям в таком формате относятся Вкусвилл, Фасоль и Ермолино.
Mercury Retail Group специализируется на продаже спиртных напитков и сигарет. 75% чеков в магазинах компании содержат алкогольную или табачную продукцию.
3. Алкогольные дискаунтеры в России — один из самых успешных и быстроразвивающихся форматов. В прошлом году выручка компании выросла на 29% — лучший результат среди топ-10 ритейлеров.
В ближайшие три года хороший рост доходов сети продолжится и составит 25% в год. Этого удастся достичь как за счет открытия новых магазинов, так и за счет увеличения сопоставимых продаж. Сеть увеличит предложение неалкогольной продукции.
Потенциальный рынок — огромен. Сеть компании сейчас насчитывает 13,5 тысяч магазинов. По оценкам независимых консультантов число точек может вырасти до 88 тысяч. В ближайшие годы компания планирует открывать по 2-3 тысячи магазинов в год. Больше 15% годового прироста выручки будет обеспечиваться только за счет новых площадей.
4. Риски: малая история отчетности, конкуренты, ограничения на продажу табака и алкоголя.
История компании началась лишь в 2019 году, когда произошло слияние сетей «Красное и белое» с «Бристолем» и «Дикси». В 2021 году «Дикси» был продан Магниту за 88 млрд руб. У компании нет нормальной консолидированной отчетности за несколько лет, чтобы делать выводы о долгосрочной динамике бизнеса.
В документах к IPO компания отмечает рост конкуренции со стороны крупных сетей, которые также начинают открывать магазины малого формата с низкими ценами.
Кроме этого, среди негативных факторов менеджмент выделяет ограниченный бюджет на рекламу и маркетинг, законы ограничивающие продажу вредной для здоровья продукции.
5. У компании ожидаемо высокий ценник. Mercury Retail Group хотела получить оценку в $12-13 млрд, что сделало бы ее самой дорогой в российском оффлайн-ритейле.
При оценке в $13 млрд P/E по прибыли 2021 года превысил бы 23x, что близко к оценке Fix Price и в два раза дороже X5 и Магнита. За ожидаемый рост бизнеса требовалось прилично переплатить.
В целом работу с потенциальными акционерами компании можно назвать слабой. Документы и презентации появились лишь в последний момент перед IPO. Сама процедура сбора заявок была назначена на праздники, что является нонсенсом. Складывается ощущение, что проводить размещение в компании особо никто не хотел.
При оценке в $12-13 млрд для себя поместил акции компании в лонг-лист кандидатов по активной стратегии.
Mercury Retail Group имеет один из самых высоких темпов роста выручки на российском рынке, который сочетается с очень неплохими показателями эффективности. Однако премия, которую хотели получить при размещении акций выглядит слишком большой. Адекватной, но большой.
Подождем, с каким предложением Mercury Retail Group вернутся к нам через некоторое время.
причина неудачи IPO
1. у российских лохов мало денег на 90% брокерских счетов от 0 до 20 т.р., и свои гроши они уже утилизировали в Теслу и Тинькофф банк.
2. У оставшихся 10% деньги есть потому что у них есть мозг и способность читать фин. отчётность + они заработали деньги в России и не питают иллюзий по поводу чистоплотности российских менеджеров и собственников.… какие бы те заказные статейки в РБК и Коммерсанте про себя хороших не заказывали.
IPO российских компаний краткосрочно встретил только если
1. будет размещаться на западе, — там тупых денег очень много
2. андеррайтеры будут типа Голдман Сакс которые могут направит на IPO деньги своих лохов
3. желательно чтобы сам андеррайтер хотел избавится от мусорного актива (как в случае с ЦИАН) поэтому он подержит котировки первые несколько дней.
Что касается КиБ — у конторы огромный политический риск — алкашка даёт значительную долю прибыли обычным ритейлерам — Магнит, Пятёрочка и Дикси, Лента и т.п. — за счёт которой они платят дивы, кредиты, зарплаты и обеспечивают население дешёвой жратвой. Красное и Белое + Бристоль — как шакалы спаивают население и отжимают рентабельность социально значимого бизнеса. Да ещё решили и дерзко кинуть лохов впарив им закредитованный бизнес и отвалить В Закат с тёлками на яхте.
Ни одна власть этого не потерпит.
Максим, прочитал, как в говно наступил.
«Лохов», «гроши», «утилизировали», «иллюзии по поводу чистоплотности», «заказные статейки», «тупые деньги», «мусорный актив», «дешевая жратва», «шакалы», «спаивают», «отжимают», «кидают», «впаривают», «отваливают с телками»
Вы прослушали не гопа из заблеванной подворотни, вы прослушали финансового эксперта. Не перепутайте.
Очень веселят такие слова вроде "… спаивает население"! Что?)) Вот прямо спаивают?! Ходят и заставляют покупать водку? Вот идет такой сантеник Дядя Вася вечером и вздыхает «Вот с… ки, эти владельцы Красное/Белое. Вот если бы их не было, то сейчас пришел бы домой к жене и детям, почитал книжку. А так — придется у них алкашку взять да с Витьком набухаться».
Ну что вы, как маленький, вину за алкоголизм людей перекладываете на бизнесменов))
Не будет КБ народ пойдет в пятерочку за водкой. Не будет пятерочки будут в киосках покупать. Не будет в киосках — у таксистов будут брать.
у меня тут знакомый счетовод глянул. вердикт: ну кто так п… т
я только не понял — врут или воруют? не подскажите?