Начало разбора Apple (шаги 1 и 2) тут.
Шаг 3. Чем занимается.
Предназначение этого шага — понять суть бизнеса конторы, на чем она рубит бабло. Кроме того, по результатам этого шага становится понятным, за счет чего происходит рост выручки, ОП и ЧП, имеет ли место рост мощностей, производственных показателей либо все происходит вследствие изменения цены на отпускаемую продукцию. Отслеживается структура выручки по годам в географическом и продуктовом разрезах.
Приступим.
Бизнес-модель компании кратко: компания разрабатывает, производит и продает смартфоны, персональные компьютеры, планшеты, носимые устройства и аксессуары (продукты), а также продает различные сопутствующие услуги.
Компания предлагает следующие продукты и услуги.
Продукты.
1. Iphone.
iPhone — это линейка смартфонов компании на базе операционной системы iOS.
В октябре и ноябре 2020 г. выпущены iPhone 12, iPhone 12 mini, iPhone 12 Pro и iPhone 12 Pro Max, все с технологией 5G.
В сентябре 2021 г. выпущены iPhone 13, iPhone 13 mini, iPhone 13 Pro и iPhone 13 Pro Max.
2. Mac.
Mac — это линейка персональных компьютеров компании на базе операционной системы macOS.
В ноябре 2020 г. компания выпустила новые версии MacBook Air, 13-дюймового MacBook Pro и Mac mini, а в мае 2021 г. компания выпустила обновленный iMac, все на базе чипа Apple M1.
В октябре 2021 г. компания выпустила обновленный MacBook Pro, доступны в 14- и 16-дюймовых моделях и оснащены чипом Apple M1 Pro или M1 Max.
3. iPad.
iPad — это линейка универсальных планшетов компании на базе операционной системы iPadOS.
В октябре 2020 г. компания выпустила новый iPad Air, а в апреле 2021 г. компания выпустила новый iPad Pro на базе чипа Apple M1.
В сентябре 2021 г. компания выпустила обновленный iPad и новый iPad mini®.
4. Wearables, Home and Accessories.
Сюда включены AirPods (беспроводные наушники), Apple TV (ТВ-приставка), Apple Watch (умные часы), продукты Beats (наушники и динамики), HomePod (умная колонка), iPod touch (плеер) и различные аксессуары.
В декабре 2020 г. компания выпустила AirPods Max, новые накладные беспроводные наушники, а в октябре 2021 г. компания выпустила AirPods третьего поколения.
В сентябре 2021 г. компания анонсировала Apple Watch Series 7, которые будут доступны с октября 2021 г.
Активно обсуждаются действия компании по разработке устройств в области VR\AR, в частности некие умные очки и VR-шлем. Устройства ожидаются в ближайшие годы, могут стать новой прорывной точкой роста с учетом текущих реалий (см. ниже).
Услуги.
1. Advertising.
Рекламные услуги компании включают различные сторонние лицензионные соглашения и собственную рекламу Компании.
2. AppleCare.
Компания предлагает портфель платных услуг и продуктов поддержки под брендом AppleCare.
Эти предложения обеспечивают приоритетный доступ к технической поддержке Apple, доступ к глобальной авторизованной сервисной сети Apple для ремонта и замены услуг, а также во многих случаях дополнительное покрытие на случай случайного повреждения и / или кражи или потери, в зависимости от страны и типа устройства.
3. Cloud Services.
Облачные сервисы компании хранят и поддерживают контент клиентов в актуальном состоянии и доступны на нескольких устройствах Apple и персональных компьютерах с ОС Windows.
4. Digital Content.
Компания управляет различными платформами, включая App Store, которые позволяют клиентам находить и загружать приложения и цифровой контент, например книги, музыку, видео, игры и подкасты.
Компания также предлагает собственный цифровой контент через сервисы на основе подписки, включая:
— Apple Arcade, сервис по подписке на игры;
— Apple Music, которая предлагает пользователям тщательно подобранные возможности прослушивания радиостанций по запросу;
— Apple News +, служба новостей и журналов по подписке;
— Apple TV+, предлагающая эксклюзивный оригинальный видео и тв контент (потоковый сервис).
В 2021 году компания выпустила персонализированный фитнес-сервис Apple Fitness+. Это бесплатный потоковый сервис видео-тренировок.
5. Payment Services.
Компания предлагает платежные услуги, в том числе Apple Card, совместную кредитную карту, и Apple Pay, услугу безналичной оплаты.
В конце 2021 г. анонсирована новая программа — программа самостоятельного ремонта различных устройств, начиная с Iphone 12 и 13. Пользователи получат доступ к запасным частям, инструментам и руководствам Apple, которыми уже пользуются более 5000 авторизованных поставщиков услуг Apple и 2800 независимых поставщиков услуг ремонта. На первом этапе работы программы пользователям будут доступны модули, наиболее часто требующие ремонта, такие как дисплей, аккумулятор и камера iPhone. В течение года появится возможность ремонта и других компонентов.
Рынки и продажи.
Клиенты компании — это потребительский (B2C), малый и средний бизнес (B2B), образовательный, корпоративный (B2B) и государственный (B2G) рынки.
Каналы продаж: прямые и косвенные.
Прямые — розничные офф-лайн и он-лайн магазины + сотрудники прямых продаж корпоративному и государственному секторам.
Косвенные — операторы сотовой связи, оптовые и розничные посредники и т.д.
Структура продаж в 2021 г. по каналам: 36 % — прямые, 64 % — косвенные.
Производство.
Практически все оборудование (продукты) компании производится через аутсорсинг партнерами, которые расположены в основном в Азии. Некоторые компьютеры Mac производятся в США и Ирландии.
Контора регулярно публикует лист поставщиков, в котором числятся более 200 фирм.
Наглядная разбивка поставщиков и подрядчиков на примере Iphone X.
Наблюдаются усилия конторы по преодолению зависимости от сторонних поставщиков по компонентам производимых устройств: чипы, дисплеи и т.д. Контора замещает сторонние компоненты своими.
По состоянию на 25 сентября 2021 г. в компании работало примерно 154 000 сотрудников на полной ставке.
Операционные показатели.
* WHA — это Wearables, Home and Accessories.
Выводы по операционке:
1. Доля основных продуктов Iphone, Mac и Ipad в структуре выручки постепенно сокращается. С 2018 г. контора перестала публиковать данные о физических продажах устройств, что может свидетельствовать о постепенном снижении темпов их продаж, некоторой стагнации и насыщении рынка. Налицо снижение продаж Ipad. Доля Iphone в выручке 52,5 %, т.е. половина выручки за счет одного продукта, продажи которого стагнируют/замедляются.
Вот данные о продажах Iphone в 2019 г. и 2020 г. от стороннего аналитического агентства.
198 млн. в 2019 г. и 207 млн. в 2020 г. — снижение по сравнению с предыдущими годами.
2. Доля второстепенных устройств (WHA) растет. Таким образом, выручка становится более сбалансированной в плане продуктовой линейки.
3. Доля услуг в составе выручки растет, что является плюсом, т.к. услуги более маржинальны, чем устройства, а их рынок менее насыщен и растет быстрее, чем рынок устройств.
4. В плане географии выручка довольно-таки сбалансирована, 42 % приходится на домашний регион.
5. Расходы на НИОКР растут почти параллельно с выручкой, составляют около 6 % от выручки. Компания предпринимает усилия по разработке новых устройств, а также замещающих компонентов, находясь в крайне высококонкурентной и быстро меняющейся среде.
6. Общий вывод — выручка растет за счет роста продаж второстепенных устройств и услуг, а также за счет роста цен на продукцию и услуги. См. на примере Iphone.
В 10-К за 2021 г. компания любезно отчиталась о росте продаж в 2021 г. по сравнению с 2020 г. по всем фронтам, что довольно логично с учетом пандемийного 2020 г.
Напрягает отсутствие официальных данных о физических продажах каждого конкретного продукта, приходится искать данные на стороне.
Итоги Шага 3.
В целом по результатам шага бизнес конторы понятен — гаджеты и услуги, связанные с гаджетами, IT и цифрой.
Производство на аутсорсе по всему миру с акцентом на Азию, продажи прямые икосвенные (b2c, b2b и b2g).
Бизнес компании относительно диверсифицирован по продуктам, основной продукт — Iphone с долей в выручке 52,5 %. За рассматриваемый период времени растет доля новых продуктов и услуг в составе выручки, т.е. предпринимаются усилия по уходу от зависимости от одного продукта, а также по поиску новых точек роста выручки.
Наблюдаемый рост выручки связан с ростом продаж новых устройств и особенно услуг, а вот физические продажи традиционной тройки устройств, как видно, снижаются/стагнируют. Их влияние на рост выручки связано с повышением отпускной цены.
6 % выручки контора тратит на НИОКР, стремясь сохранить место под солнцем в своей высококонкурентной области.
Более-менее разобравшись с тем, чем занимается компания, можно переходить к следующим шагам — разобраться в ее стратегии развития, перспективах роста или хотя бы сохранения текущих темпов роста финансовых показателей, оценить сильные и слабые стороны, оценить конкурентов и т.д. (шаги 4 и 5). Об этом в следующий раз.