Wonderful Life. Часть 2. Окончание. Размышления о том, как найти смысл жизни. Фрэнк Мартела.
Помимо роста влияния романтизма и научного мировоззрения, еще несколько революций в Западном мире оказали влияние на формирование того, как современный человек стал понимать свое значение и место во Вселенной на протяжении пяти последних веков.
Особенно можно выделить влияние трех событий.
Первое: гуманизм возвысил роль личности.
Декарт обосновав существование Бога с помощью разума, он поставил человека мыслящего выше Бога.
Все коренным образом изменилось:
человеческий разум стал фундаментом для обоснования существования Бога, а не наоборот.
Однако Декарт и его современники еще не понимали, что, если разум мог быть применен для обоснования существования Бога, он также мог быть использован для доказательства обратного.
Второе: индивидуализация пересмотрела взаимоотношения между индивидуумом и обществом.
В прежние времена группа имела приоритет перед индивидуумом.
Реформация, начатая Мартином Лютером в 1517 году, утвердила возможность взаимоотношения человека с Богом напрямую, без каких-либо посредников,
Еще одно современное убеждение, которое было бы совершенно чуждым для средневекового человека, – это вера в прогресс через усилия человека.
И научное мировоззрение, и промышленная революция научили человека, что мир гораздо легче контролировать, чем это считалось ранее.
оказалось, что мир подчиняется определенным законам природы.
Активный современный человек начал понимать мир как нечто, что можно контролировать и формировать по своему усмотрению,
идея прогресса стала восприниматься как естественный курс жизни.
Эти три процесса трансформации –
гуманизм, индивидуализм и ощущение человеком своего господства над прогрессом – работали рука об руку с научным мировоззрением, создавая совершенно новое понимание человеком своего места во Вселенной.
легитимность правителя больше не являлась чем-то, дарованным свыше, но давалась народом, гражданами.
Совокупным результатом всех этих революций в мышлении стало появление нового мировоззрения, которое по существу оставило человека наедине с самим собой перед вопросами о жизненных ценностях, смысле жизни и ее значении.
Индивидуум отделил себя от группы, последовал за своими внутренними убеждениями и желаниями и поверил, что он одновременно и способен, и ответственен за достижение собственного прогресса под руководством выбранных им самим моральных ценностей.
мы утеряли связь с нашей традиционной общинностью и с идеей заколдованного мира, и даже с Богом.
Мы вступили в эру самодостаточности.
(Эра самодостаточности).
Становится абсолютно естественным относиться к религии как к «предпочтению», а не как к твердому убеждению».
Даже среди тех, кто твердо верит в Бога, понятие «вера» стало более современным, и можно отметить три отличительные черты этого.
Первое: вера стала сознательной, учитывающее возможность других альтернатив.
Второе: в общем и целом и верующие, и неверующие во многом принимают одни и те же естественные объяснения того, как работает мир.
Когда машина верующих ломается, они ищут механическое повреждение, а не происки злых духов.
Третье: вместо того чтобы полагаться на Бога и духов в достижении успеха, мы в значительной мере полагаемся теперь на собственные силы.
Теперь мировоззрение – это дело нашего личного выбора, мы можем его подгонять под наши индивидуальные нужды, пристрастия и верования.
(Всего лишь фонарь, чтобы светить?).
Курт Воннегут в романе «Колыбель для кошки» приводит такой диалог:
– Разве у всего должен быть смысл? – спросил Бог.
– Конечно, – сказал человек.
– Тогда предоставляю тебе найти этот смысл! – сказал Бог и удалился.
научное мировоззрение, кажется, оставило нас ни с чем в плане человеческих ценностей и того, как привнести в нашу жизнь какой-то смысл.
предоставленные своим девайсам и гаджетам, мы не совсем понимаем, что ценить или чему посвятить свою жизнь.
Изобретение собственных ценностей с нуля оказалось задачей более сложной, чем это представляли себе в свое время Ницше, Сартр и другие экзистенциалисты.
Они думали, что, наконец свободные от уз традиций, независимые, самоуправляемые, так называемые индивидуумы, стоящие выше мелочной морали обывателей, – создадут свои моральные ценности.
Но чаще всего люди, у которых отсутствует система ценностей, ищут направления и руководства у кого угодно, кто готов им их дать.
К счастью, из этой трясины есть выход:
вы уже обладаете многими инструментами, которые необходимы для того, чтобы найти смысл и не дать ему уйти.
(7. Со смыслом или без – в жизни есть смысл).
Нет единого вселенского смысла для всего на свете, есть лишь смысл, которым каждый из нас наделяет свою жизнь, свой личный смысл, свой собственный сюжет, как индивидуальный штучный роман, книга для каждого отдельного человека».
начнем с понимания разницы между смыслом жизни и смыслом в жизни.
смысл жизни – это то, что лежит вне пределов самой жизни и определяет ее значимость.
есть некий авторитетный источник свыше, обеспечивающий смысл человеческой жизни.
смысле в жизни — это нечто более личное.
Смысл в жизни – это о том, что позволяет вам ощущать свою жизнь осмысленной.
Это о переживании значимости своей жизни.
Таким образом, этот вопрос не об общемировых ценностях, а о ценностях, целях и замыслах, которые лично вы находите значимыми для того, чтобы они помогали вам формировать вашу жизнь.
Жизнь – это в первую очередь то, что вы переживаете, а не то, что бесстрастно наблюдаете.
Таким образом, основной вопрос о жизни – это как прожить ее, чувствуя ее значимость, а не просто считая ее значимой в результате беспристрастного наблюдения сверху.
смысл в жизни – это что-то, чем вы озабочены каждый день, через все то, что вы делаете.
ваши самые маленькие и, наоборот, величайшие выборы в жизни – это ваши ответы на то, что заставляет вас чувствовать свою жизнь более осмысленной и значимой.
Проблема с философией, рассматривающей смысл человеческой жизни, состоит в том, что она слишком свысока начинает.
Осмысленность происходит скорее внутри жизни, чем вне ее;
каждый из нас уже вовлечен в ту или иную ситуацию, исходя из которой мы действуем.
начните со своего жизненного опыта. Прямо с того места, в котором сейчас находитесь.
Посвятите какое-то время тому, чтобы подумать, что вы переживали за последнее время. Подумайте, какие случаи для вас были важнее других.
Давайте рассмотрим поближе, как все мы одинаково пытаемся найти смысл в жизни, вне зависимости от наших культурных различий.
(Смысл жизни перед лицом страданий и смерти).
Смысл жизни существует во время нее, а не после.
Действуйте так, чтобы увеличить значимость текущего переживания жизни».
Смысл в жизни связан с тем, чтобы проживать осмысленность.
давайте рассмотрим факторы, которые обычно помогают прочувствовать ежедневные события как значимые.
Жизнь течет; и лучше сделать так, чтобы каждый ее момент был значимым.
Лучше всего смаковать ваше ограниченное количество дней, помня, что эта жизнь, насколько мы пока знаем, – все, что у вас есть.
Осмысленность – это то, что вы находите значимым и вокруг чего вы хотите строить свою жизнь.
Герой фильма «12 лет рабства» заявляет:
«Я не хочу выживать. Я хочу жить».
Простого выживания недостаточно, чтобы жизнь имела смысл, чтобы жить.
Только понимая важность и культивируя жизненные ценности, мы сможем наполнить наши жизни глубоким чувством смысла.
Как укрепить свои ценности так, чтобы они звучали мощной поддержкой того, что вы из себя представляете?
Теория самодетерминации базируется на простой идее о том, что люди – это существа, обладающие врожденным чувством любопытства, самомотивации и саморазвития, которые активно саморегулируют свою жизнь в направлении роста и целостности путем следования своим внутренним мотивациям, целям и ценностям.
Проще говоря, человек активен.
Теория самодетерминации — одна из наиболее эмпирически изученных теорий человеческих мотиваций и потребностей,
Теория самодетерминации признает три базовые психологические потребности:
автономию, компетентность и взаимосвязь с другими людьми.
Когда все три эти потребности удовлетворены, люди испытывают больше психологического благополучия и внутренней мотивации и, разумеется, больше смысла в жизни.
Автономия означает быть творцом своей жизни.
Компетентность означает чувствовать господство над своей жизнью.
Взаимосвязь с другими людьми – это чувство своей связи с другими, заинтересованность в них, а также чувство, что у них также есть заинтересованность в вас.
Эти три потребности формируют триаду психологических потребностей, на основе которых способны развиться самодетерминация, внутреннее благосостояние и осмысленная жизнь.
Благодеяние часто определяется как «предрасположенность делать хорошее».
Это желание оказать позитивное воздействие на жизни других людей, общество и мир в целом.
Когда вы чувствуете, что ваша жизнь и ваши действия меняют мир к лучшему, у вас появляется ощущение, что вы что-то значите и что ваш вклад имеет смысл.
для потребности в автономии, например, ценностью будет считаться аутентичность личности и самовыражение;
для потребности в компетентности – мастерство и совершенствование;
для потребности в связи с другими людьми – причастность и духовная близость;
а для потенциальной потребности в благодеянии будет цениться способность вносить вклад.
Если вы ищете наставлений, как жить осмысленной жизнью,
совет: следуйте за этой четверкой.
В ней есть определенная интуитивная привлекательность:
если ей следовать, это приведет к хорошим результатам, как с личной, так и с социальной точки зрения.
выбирайте свои цели с умом.
Выбирайте такие цели, которые соотносятся с базовыми психологическими потребностями в автономии, компетентности, взаимосвязи с другими людьми и в дополнение к ним в благодеянии – это улучшит ваше внутреннее благосостояние.
Цели, не учитывающие эти базовые психологические потребности, могут заставить почувствовать себя хуже, даже если вы их достигнете.
Часть III. Пути к осмысленной жизни.
9. Работайте над вашими отношениями.
смысл жизни в том, чтобы сделать себя значимым в жизни других людей.
Ваша жизнь приобретает смысл, когда вы становитесь значимы для других:
например, помогли своему другу или разделили особенный для вас момент с кем-то, кого любите.
Когда мы понимаем, что наша жизнь имеет значение для других людей, мы чувствуем значимость нашей жизни.
Именно те люди, для кого мы значимы, больше всех проявляют заботу о нас.
для тех, кто нас любит, мы незаменимы.
В близких взаимоотношениях мы играем уникальную и незаменимую роль для другого человека порой тем, что находимся с ним рядом.
«Потребность принадлежать есть фундаментальная человеческая мотивация».
инстинкт создавать прочные социальные связи лежит глубоко в человеческой природе.
в центре жизни человека заложено «мы», а не «я».
Быть в близких отношениях с кем-то описывается психологами как состояние «включения другого в себя».
мысли о себе и мысли о любимом человеке активизируют определенные области в мозгу, которые не активизируются при мысли о посторонних людях.
Мозг устроен так, чтобы быть социальным, а люди созданы так, чтобы жить вместе с другими.
Мы все – сообщники друг друга в непревзойденной взаимной полезности.
Наши взгляды и интересы взаимопроникают друг в друга, и мы сосуществуем посредством общего для нас мира.
бытие в связях и отношениях является для нас ключевым источником смысла жизни.
четыре тысячи американцев попросили описать своими словами, что дает им чувство смысла:
69 % назвали семью,
а 19 % – своих друзей.
Семья, друзья и другие близкие отношения – для многих людей это источник смысла в их жизни.
Верно и обратное: социальная изоляция ведет к ощущению бессмысленности существования.
Зачастую наилучший способ улучшить собственное внутреннее чувство благополучия и осмысленности жизни – сменить линзы:
меньше концентрироваться на самом себе и больше на связи и чувстве общности с другими.
(Единая формула для хорошо прожитой жизни).
напишите список людей, которых взяли бы с собой в многомесячное плавание или на необитаемый остров.
Определив этих людей, подумайте, сколько времени и энергии вы уделяете им сейчас.
подумайте о том, как именно вы взаимодействуете с ними: были ли вы честны с ними, а с собой?
время, проведенное с людьми, которых вы любите, должно быть на вершине вашего списка приоритетов.
Когда опрашивали одиннадцати-тринадцатилетних детей на тему, что бы они хотели от своих родителей, самый часто встречающийся ответ был «время».
Большинство детей хотят делать с родителями совершенно обычные вещи:
готовить, разговаривать, убираться, слушать музыку, играть в мяч, просто быть рядом.
Как выразился один из детей: «Родители должны просто «быть дома».
10. Помогите себе, помогая другим.
Мы значимы не только для тех людей, с которыми нас связывают тесные взаимоотношения, мы значимы также для тех людей, на чьи жизни мы в состоянии повлиять положительным образом.
Это второй очень важный источник смысла в жизни.
Поэтому, чтобы ощутить смысл в своей жизни, найдите способы почувствовать, что вы вносите значимый вклад в жизни других людей.
Исследования показывают, что помощь другим оказывает удивительное воздействие на ваше здоровье.
Как внести вклад?
Если вы ищете, как в жизнь внести более глубокий вклад, то лучший выбор –
через свою работу.
Иногда не требуется ничего другого, как только осознать вклад, который вносит твоя работа.
(11. Станьте самим собой).
У нас есть возможность выражать и реализовывать себя, делать то, что мы хотим. В общем, мы можем вести себя аутентично.
Толстой признавал силу самовыражения в руководстве человеческими действиями, написав:
«Во всем, практически во всем, написанном мною, меня вела необходимость свести вместе идеи, связанные между собой, дабы достичь самовыражения».
Автономия является фундаментальной человеческой потребностью, и потому мы считаем самоценным возможность жить свою жизнь аутентично.
Возможность выражать себя – неотъемлемая часть полноценной жизни,
а самоактуализация способна сделать наши жизни действительно стоящими того, чтобы их прожить.
Автономия – это ощущение, что твои действия и твой выбор сделаны именно тобой, а не управляются извне.
Это означает, что человек может автономно, то есть исходя из собственной воли, разделять общественные ценности.
Другими словами, я могу автономно выбрать помогать тебе;
я могу автономно решить, что благополучие моих детей приоритетнее моего собственного благополучия.
Даже в самых стесненных обстоятельствах у нас есть зерно свободы, и в этом наша сила:
свобода выбирать значение ситуации и нашу реакцию на нее.
Сартр писал, что «как только свобода зажигает свой маяк в сердце человека, боги становятся над ним не властны».
даже заключенный может выбрать свою реакцию на свое заключение.
У жизни есть свои ограничения, и все же у нас есть свобода выбора, как на них реагировать.
Если наше счастье и наше чувство смысла зависят от внешних обстоятельств, то они по определению будут хрупкими, так как мы не можем контролировать мир вне нас.
то, над чем у нас есть определенная доля власти, – это наша реакция на внешний мир.
именно то, что мы делаем в пространстве своих реакций – эмоциональный и психологический выбор, –
помогает нам выстроить курс на собственную свободу и дает нам те надежду и стойкость, которые так нужны нам в моменты страданий, как экстремальных, так и повседневных.
Античные стоики рассматривали apatheia, что буквально переводится как «без страсти», в качестве главного жизненного идеала.
Апатией они обозначали такое состояние ума, при котором человек может созерцать все, что бы ни происходило в его жизни, без всякого суждения –
просто дать этому происходить, наблюдать за этим, даже реагировать на это должным образом, но не позволять происходящему захватить себя.
Apatheia, или бесстрастность, – это способность сохранять определенную дистанцию между всем, что может произойти в мире, и собственной реакцией, чтобы не позволить произошедшему проникнуть в тебя.
стоики разработали целую систему упражнений, с помощью которых человек мог постепенно моделировать свой ум для достижения apatheia.
(12.Совершенствуйте свой потенциал).
Смысл жизни здесь, на Земле, может быть определен как состоящий в следующем:
раскрыть себя и работать с тем даром, который у тебя есть.
мы смотрим, замирая от восхищения, когда что-то делается превосходно.
Мы не можем не восхищаться этим.
Если я читаю что-то, то иногда останавливаюсь, чтобы насладиться какой-то особенно хорошо составленной фразой.
Если кто-то является лучшим в мире в чем-то,
– мы сразу начинаем относиться к этому человеку с большим уважением.
Есть ли добродетель в совершенстве?
Древние греки считали, что есть. Для них совершенство являлось добродетелью,
Гомер использовал в своих поэмах греческое слово areté для обозначения совершенства любого рода.
герою для исполнения своего предназначения порой нужна сила, а порой хитроумие.
Добродетель заключалась в обладании требуемым совершенством.
люди получают наслаждение и видят смысл в том, чтобы достигать совершенства в чем угодно.
Компетентность, как говорит об этом теория самодетерминации, есть базовая психологическая потребность.
эволюция снабдила нас сильной мотивацией – искать возможности обучения новым навыкам и получать удовольствие, когда мы чувствуем, что совершенствуемся в чем-то.
Обучение чему-то и личностный рост – прекрасное занятие и отличные источники удовольствия, дающие нам почувствовать, что наша жизнь движется вперед.
И когда у нас есть возможность погрузиться в ту деятельность, в которой мы совершенствуемся, мы порой настолько уходим в нее, что забываем обо всем на свете.
Чиксентмихайи создал понятие flow, поток, для обозначения полного погружения человека в какую-либо деятельность.
В таком состоянии полной погруженности человек концентрирует все свое внимание и энергию на лежащей перед ним задаче, его сознательный и бессознательный ум работают в унисон.
такое состояние — оптимально для нашего внутреннего опыта и
само подобное переживание приносит такое удовольствие, что «люди будут это делать любой ценой только ради того, чтобы это делать».
в моменты такого полного погружения они ощущают себя наиболее живыми.
мастерство и жизненные вызовы могут служить для человека важным источником смысла в жизни.
(Самоактуализация через интерес и совершенствование мастерства).
Самоактуализация – это одновременное удовлетворение двух потребностей: автономии и компетентности.
Когда интерес и мастерство встречаются в каком-либо деле, возникает чувство самоактуализации.
Связь с другими и связь с собой – два пути к более осмысленной жизни.
Лев Толстой писал:
Человек прекрасно может жить, если он знает, как работать и как любить, если он работает для того, кого любит, и любит свою работу.
важно оставаться на связи со своим истинным «я» и с теми людьми, ценностями и интересами, которые дарят вам чувство осмысленности и значимости, как когда-то понял это Толстой в самые мрачные дни своей жизни.
Страдая от глубокого, изнурительного экзистенциального кризиса, Толстой хотел докопаться до сути и решил составить четкое представление о том, что реально имело для него значение в жизни.
Он выбрался из своей депрессивной хандры с помощью того, что он сам назвал «двумя каплями меда», которые связывали его с этой жизнью:
«любовь к семье» и «любовь к писательству».
Иными словами, связь с другими и связь с собой.
Спросите себя:
Каковы ваши «две капли меда»?
смысл в жизни заключается в том, чтобы делать то, что для тебя значимо (самореализация),
таким образом, чтобы вы становились значимы для других (социальная реализация).
Самовыражение, мастерство, сопричастность и вклад.
Чего больше может желать человек в том, что касается смысла в жизни?
Довольствуйтесь тем, что имеете.
Живите вашу жизнь не как проект, а как историю.
Когда вы подходите к жизни как к проекту, тогда ценность вашей жизни начинает зависеть от успеха или провала проекта.
если вы не страдаете, это трактуется как то, что вы недостаточно работаете.
Проблема с проектами заключается в том, что они превращают саму вашу жизнь в инструмент;
дело уже не в том, чтобы жить, а в том, чтобы использовать жизнь для достижения чего-то.
Удерживая свое внимание на конечном результате, вы пропускаете сияние тех самых маленьких повседневных моментов, благодаря которым жизнь и обретает смысл.
Смотрите на свою жизнь не как на проект, а, скорее, как на историю, своеобразность которой полностью зависит от того, с чем вы столкнулись, что пережили, свидетелем чему явились и что захотели высказать.
История – это не соревнование.
История разворачивается. Она призывает людей к действию; она умоляет своих героев делать выбор.
мы любим хорошую историю, и это неспроста:
мы используем истории, чтобы они преподавали нам уроки.
в истории может быть и проект;
в конце концов из больших проектов получаются хорошие истории. Но проекты – всего лишь часть истории.
Есть старая восточная притча о путешественнике, который шел себе по степи, как вдруг на него напал тигр.
путешественник побежал и вдруг оказался на вершине обрыва.
Он прыгает и, к ужасу своему, видит внизу крокодила: пасть его открыта, он уже готов его проглотить.
путешественник хватается за куст на склоне обрыва.
И вот он висит посреди двух ужасных исходов: тигр наверху и крокодил внизу.
Тут две мыши начали подгрызать куст, на котором он висел.
Лев Толстой использовал эту притчу для иллюстрации того положения, в котором он оказался в жизни.
Переживая свой экзистенциальный кризис, он видел себя путешественником, неспособным наслаждаться тем, что дарит ему жизнь, потому что все, на чем он может концентрироваться, – это мыши и крокодил.
Но в этом дзенском коане заложено нечто большее, чем Толстой смог из него вынести:
вместо того чтобы зацикливаться на вероятной смерти,
путешественник смотрит на ту красоту, которая все еще доступна его восприятию в тот момент.
Рядом с кустом растет пара блестящих на солнце ягод земляники, которые он хватает другой рукой.
Съев их, он думает про себя:
«Какие же они сладкие!».
Во время каждого дня у нас есть возможность наслаждаться красотой, возделывать смысл и находить сладость.
Прекрасная жизнь – это жизнь, настроенная на простые чудеса нашей каждодневной жизни.
жизнь подобна музыке.
при написании музыкального произведения композитор не ставит себе целью конец произведения.
При исполнении песни выигрывает не тот, кто исполнит ее быстрее.
В музыке имеет смысл не дойти до конца произведения, а то, что происходит во время ее исполнения.
Мы думали о нашей жизни как об аналогии путешествия, в конце которого нас ждет важная цель.
А это была музыка, и мы должны были петь и танцевать, пока эта музыка звучала.
Однажды музыка перестанет играть.
Что будет потом – кто знает?
Но не стоит дожидаться тишины.
вас музыка еще звучит. Так что идите и танцуйте.
«Каждый атом в нашем теле произошел из звезды, которая взорвалась… Мы все – звездная пыль…
Звезда взорвалась, чтобы вы были сегодня здесь».
Чем больше мы будем ценить человеческую жизнь как стихийное, неожиданное событие, тем больше мы должны быть благодарны, что каждому из нас была дарована уникальная жизнь, чтобы ее прожить.
именно вы делаете существование ценным, присваивая ему ценность.
Вместо того чтобы зацикливаться на смысле жизни, сосредоточьтесь на смысле в жизни.
Смысл в жизни – это не о жизни в целом, это о вашей собственной жизни.
Это о том, как осознать единственное в своем роде существование осмысленным и значимым:
наладить связь со своим истинным «я», ставя цели и занимаясь делами, значимыми для вас;
искать возможности роста и задействовать свои умения и мастерство;
налаживать контакты с другими людьми, культивируя близкие связи;
делать что-то доброе для других.
Эти четыре источника смысла могут не показаться чем-то революционным, но именно в этом их сила.
Они краеугольные камни осмысленного существования, которые вы и все остальные уже признают ценными.
Перестаньте тосковать о смысле, налагаемом на вашу жизнь откуда-то сверху.
Перестаньте позволять другим устанавливать за вас стандарты вашей жизни.
сосредоточьтесь на том, чтобы сделать свою жизнь и жизнь тех, кто вам дорог, осмысленней.
Ведь и одной истины, если она очевидна, достаточно, чтобы направлять наше существование.