В нашей стране антимонопольное регулирование и правоприменение, пожалуй, один из главных «провалов государства» в экономике, но это не значит, что нам не интересны те тренды, которые происходят в других странах. Монополисты в виде финтехов и крупных банков есть практически везде вне зависимости от качества антимонопольного регулирования. И тот же пример Китая показывает, как внезапно даже в развивающейся экономике, на фоне попытки консолидации общества вокруг новых экономических и социальных приоритетов правящей партии, антимонопольное регулирование внезапно начинает реально работать. Нельзя исключать из виду, что такие изменения могут произойти и у нас.
Сегодня WSJ опубликовала интересную статью о усилиях главы Федеральной торговой комиссии (FTC) США Лины Хан внедрить новаторский подход к технологическим монополиям в США.
После реформ антимонопольного законодательства в середине 1980-х годов, проведенных в эпоху Рейгана, критерием того, является ли компания монополистом, служит то, наносит ли ее доминирующее положение вред потребителям — обычно в виде более высоких цен или некачественных товаров – или нет. При таком подходе трудно предъявлять антимонопольные претензии к Google, Meta Platforms, Amazon и Apple.
Новое руководство FTC пытается изменить этот подход, утверждая, что доминирование бигтехов вредит не только потребителям, но и предприятиям, которые продают товары и услуги на этих технологических платформах. Регуляторы пытаются провести в законодательство понятие «монопсония». Если монополия — это рынок с одним доминирующим продавцом, то монопсония — это его противоположность, рынок, на котором преобладает один покупатель. Монополисты могут обманывать потребителей, но такую же власть над продавцами имеют монопсонисты. Amazon обладает властью над компаниями, которые хотят продавать товары в Интернете, Google и Facebook господствуют над издателями, продающими рекламное пространство. Особую озабоченность вызывают торговые площадки, на которых компании являются одновременно и арбитрами, и игроками, устанавливающими условия работы рынка, а также напрямую участвующими в нем, продавая свои товары и услуги. Например, Amazon фактически является доминирующим «покупателем» товаров производителей, он контролирует сборы, которые они должны платить за размещение своих товаров на этой жизненно важной платформе, ставки, которые они платят за рекламу, а для многих — расходы на доставку и исполнение заказов, не говоря уже о том, где их товары появляются на его сайте.
Далее в статье рассказывается, как технологические монополии пытаются возражать против такого подхода, как сложно его реализовать в правовой системе США. Но, по-моему, в результате сложного процесса, американское общество найдет оптимальное решение. Очевидно, что бигтехи нуждаются в антимонопольном регулировании, и можно только приветствовать, что в лице новых руководителей антимонопольных служб они, наконец, получили достойных противников.
Применительно к нашим реалиям, я бы тоже задумался об этих проблемах. Поклонникам финансового рынка они хорошо знакомы – монопольная власть биржи-монополиста над эмитентами, брокерами и частными инвесторами, на мой взгляд, уже сыграла негативную роль в развитии внутреннего финансового рынка. Новая конкуренция между МБ и СПБ больше затрагивает сектор иностранных ценных бумаг, чем рынок инструментов внутренних эмитентов. Наверное, поэтому ценные бумаги иностранных эмитентов столь стремительно вытесняют внутренние акции и облигации из портфелей российских инвесторов. Но дальше ведь может быть еще хуже. Поддерживаемые финансовыми регуляторами экосистемы довольно скоро могут вытеснить сами биржи на обочину финансового рынка, и мы придем к еще более сильной нерыночной власти монополий над эмитентами, финансовыми посредниками и инвесторами. Вы можете сказать, что это надуманные страхи. Не буду спорить, но на мой взгляд, наличие чрезмерной монополии мало совместимо с существованием привлекательного внутреннего фондового рынка.
© текст Александр Абрамов
P.S.
На смартлабе только часть постов, остальные — в телеграмм.
(некоторые смартлабовцы не любят, когда ставят ссылку на телеграмм в посте, если вы из таких, сорри)
И как таких же успехов добивались громадные картели в Японии после Второй мировой. «Как Америка перестала быть великой»
zen.yandex.ru/media/id/5dc00a6792414d00ac7d7b9c/kak-amerika-perestala-byt-velikoi-617c460f8d2a8a63c7df397b?