Светоч разума. Рациональное мышление в XXI веке.
Мозг часто дурачит нас, а мы даже не подозреваем об этом.
И иллюзии не всегда связаны с сенсорным восприятием.
Пример, эффект якоря – психологический феномен, всякий раз, пытаясь оценить какие-то числовые значения, мы подсознательно можем “привязать” свой ответ к числам, которые мы видели раньше, даже если эти числа не имеют никакого отношения к рассматриваемому вопросу.
Это показывает, как легко одурачить наш мозг и что далеко не всегда его предположения достаточно обоснованы.
Действуя в соответствии со своей интуицией или “внутренним чувством”, следует помнить о подобной незащищенности нашего мозга.
Еще один пример недостатков мозга – большинство из нас плохо оценивает риски и вероятности.
Наш мозг не слишком хорошо приспособлен для подобных суждений, и результат неправильной оценки может привести к очень серьезным последствиям.
разбираясь глубже в природе логических рассуждений, мы все должны помнить о подстерегающих нас психологических ловушках, в которые можно попасть, даже будучи уверенным, что рассуждаешь крайне осмотрительно.
Умение раз за разом выявлять разнообразные психологические ловушки полезно для тех людей, которые хотят иметь дело с миром таким, каким он является в реальности, а не только принимать желаемое за действительное.
Важно не упустить множество разных обстоятельств, которыми легко заморочить вам голову, а вы даже не будете ничего подозревать.
Рано или поздно человек начинает разбираться в том, где могут скрываться ловушки для доверчивых людей. Но ничего нельзя гарантировать, нет надежных рецептов или идеальных процедур, обеспечивающих правильный способ рассуждений.
Даже самые великие мыслители время от времени попадали в когнитивные ловушки.
даже наука не приводит к абсолютной, неизменной истине.
На самом деле, подобная “слабость” – это сила и слава науки: она всегда согласна и способна пересмотреть свое решение, если на то есть веские основания.
Многие испытуемые не замечают вовсе, что их ответы были изменены, и большая часть таких людей даже изо всех сил старается оправдать выбор, противоположный тому, который они сделали на самом деле.
Естественно, подобные эксперименты заставляют самокритично проанализировать свои действия.
Результаты заставляют задуматься: насколько часто мы сначала делаем выбор в пользу определенных ценностных установок и идей и только потом, после свершившегося факта, пытаемся найти этому выбору разумное обоснование?
Очевидно, что в идеале все оценочные суждения должны быть следствием веских доводов и убедительных аргументов. Но совершенно ясно, что мир, в котором мы живем, не идеален.
для нас логическое и абстрактное мышление сложнее мышления социального, – веская причина попытаться усовершенствовать свое абстрактное мышление.
попытка обеспечить вас инструментарием для такой практики.
Искусство мыслить логически требует подготовки и практики.
Психологические эксперименты показали, что люди часто воображают причинно-следственные связи там, где их на самом деле нет.
Наш мозг не слишком хорошо справляется с ситуациями, которые кажутся беспричинными.
С самого раннего детства маленькие дети склонны верить: за всем происходящим стоит скорее кто-то, чем что-то.
Когда маленькая девочка ударяется головой о стол, она вполне может ударить стол в ответ и сказать ему:
“Какой ты вредный!” Девочка рассматривает это событие как нечто специально подстроенное неким агентом, каким-то сознательным существом, а не просто как результат механических физических процессов.
Способность наделять свойствами агентов простые объекты окружающего мира явно важна для нашего выживания.
мы должны уметь обнаруживать целенаправленность.
Любой агент (в противоположность простому объекту) имеет одну или несколько целей: он, так сказать, чего-то хочет.
Мы обладаем тем, что получило название “модель психического состояния человека”.
мы постоянно ощущаем и “считываем” агентов (главным образом других людей) в непосредственной близости от нас.
Что хочет этот человек? Во что он верит? Что он думает о нас?
Модель психического состояния человека – самый важный инструмент для успешного социального взаимодействия и возможности общаться друг с другом.
Но, наши когнитивные способности, хотя и замечательные, могут иметь в качестве побочного эффекта магическое мышление.
(Магическое мышление).
Это когда все окружающее воспринималось как живое, а природа наделялась душой.
широко распространенная вера в бога имеет естественные научные корни, которые легко выявить, даже не предполагая существование самого бога.
(Интерлюдия. О царствии небесном и рае).
Некоторые христианские религиозные группы, такие как мормоны и свидетели Иеговы, очень живо рисуют на удивление унылую картину места, куда они так стремятся попасть.
Скучное описание их представления о рае мало чем отличается от каталога ИКЕА или путеводителя по зоопарку.
но наверняка звездное небо – минус боги, ангелы и вечная жизнь – может быть источником вдохновения для человека.
Это столь же ясно, как ясно виден Млечный Путь холодной зимней ночью.
(Глава 6.Мир природы.О натурализме, агностицизме и атеизме).
В философии материализм означает веру в то, что не существует ничего, кроме “материи/энергии”, подчиняющейся законам природы.
в 1956 году конгресс Соединенных Штатов принял резолюцию, согласно которой фраза “In God We Trust”, буквально “На Бога уповаем”,
стала официальным девизом страны, заменив собой латинскую фразу “E pluribus unum” (“Из многих – единое”).
В начале 1950-х годов, в разгар холодной войны Соединенными Штатами возглавили крестовый поход против “коммунистов-безбожников”.
Тогда все американские школьники каждое утро, приложив руку к груди, должны были зачитывать наизусть “Клятву верности американскому флагу”.
Ссылка на бога в этой клятве была добавлена для того, чтобы восприимчивые дети считали Америку (в отличие от Советского Союза) государством, которое защищает бог.
многие религиозные американцы уверены, что мораль у атеистов отсутствует по определению.
В 2012 году Институт Гэллапа провел опрос среди американцев.
Был задан вопрос: “Кто не может быть президентом?”
4 процента сказали, что они не проголосуют за чернокожего президента,
5 процентов – за женщину,
6 процентов – за еврея, 30 процентов не будут голосовать за гомосексуала, 40 процентов – за мусульманина, и 43 процента – за атеиста.
Во что на самом деле верит атеист?
Позицию атеиста легче понять на конкретном примере, который мы позаимствуем у Бертрана Рассела.
Положим, кто-то утверждает, что вокруг Луны вращается чайник.
Здравомыслящие люди уверены, что вращающегося вокруг Луны чайника нет, даже если не можем это доказать.
Заявление о том, что существует чайник, вращающийся вокруг Луны, нельзя хоть как-то правдоподобно обосновать.
Теперь сравните это с утверждением, что чайник стоит у меня на кухонном столе.
Я верю в это, в частности, потому, что я вижу там чайник.
Это веский довод в пользу того, что в этом месте чайник действительно есть.
Но никакие подобные факты не подтверждают достоверность существования чайника, летающего вокруг Луны.
Отсюда я делаю вывод: подобная возможность очень маловероятна.
Бремя доказательства всегда лежит на том, кто утверждает, что нечто действительно существует.
Вера атеиста в то, что бога нет, во много сходна с верой нормального человека в отсутствие вращающегося вокруг Луны чайника.
Атеист не может доказать свою правоту, но считает оправданным придерживаться своего мнения до тех пор, пока кто-то не представит ему явных свидетельств обратного.
Разумные атеисты не догматики. Они готовы еще раз вернуться к вопросу, если появятся новые свидетельства в пользу существования бога.
вера в бога – историческая норма, позиция человечества “по умолчанию”.
С точки зрения истории исключением является неверие в бога.
(Глава 7. Быть добродетельным, не веря в бога. О добре, зле и морали).
для верующих людей одновременное существование добра и зла является серьезной проблемой.
Если есть бог всеведущий и всемогущий, то почему в мире так много зла и страданий? Этот парадокс называется проблемой теодицеи – примерный смысл этого греческого слова можно передать как “оправдание бога”.
Верующие люди, пытаясь оправдать свою веру в бога, придумали множество решений проблемы теодицеи.
Одно из них – просто считать, что бог не всемогущ.
Воспользовавшись своей свободой воли, люди могут вершить злые дела, и бог не в силах им помешать.
Еще одна попытка теологов объяснить причину существования зла в мире звучит примерно так.
Мы, люди, никогда не сможем понять причин, по которым бог допускает существование зла.
То, что мы считаем злом и страданием, на самом деле служит гораздо более высокой цели, и, если рассматривать события в долгосрочной перспективе, может оказаться, что все, что делалось, делалось к лучшему, хотя прямо сейчас мы не можем понять этого.
кажется, наиболее разумный вывод из проблемы теодицеи:
“Бог настолько беспощаден и злобен, что единственное его оправдание состоит в том, что он не существует”.
вероятен вывод – и это ясно демонстрирует проблема теодицеи, – что всемогущий и добрый бог не более чем химера.
могут ли люди вообще сформулировать моральные принципы без всякой помощи какого-либо бога?
Только человеческие существа могут создать систему стандартов морального поведения, в частности, такого стиля поведения, которое делает жизнь окружающих людей лучше.
(Естественные корни нравственности).
Исследования показали, что нравственное поведение сформировалось в результате эволюции.
даже летучие мыши демонстрируют некое подобие морального поведения.
скорость обмена веществ у них высока, они вылетают в поисках пропитания каждую ночь, но не всегда все особи могут это пропитание себе найти.
И тогда счастливые охотники делятся едой со своими менее счастливыми собратьями, а те, в свою очередь, в следующий раз делятся с ними.
тенденция к кооперации стала частью стратегии выживания и человека, что отразилось на эволюции его генома.
Одна из основных функций генов – передать наш набор признаков следующему поколению.
примеры заботы, радости и облегчения, которыми человек может одарить другое существо, – следствие положительного опыта, который он получил в прежней жизни, и поэтому он думает про себя:
“Как бы я был благодарен, если бы со мной поступили так!”
смысл идентификации – в проецировании жизни одного индивидуума на жизнь другого (или наоборот).
Идея моральной ответственности предполагает, что у нас есть свобода воли или, точнее, у нас есть возможность выбирать действия, которые мы предпринимаем.
(Глава 8.Движение нью-эйдж и кризис разума.О вере людей в странные идеи).
идеи нью-эйдж можно сравнить со шведским столом, где вы вольны выбрать любые понравившиеся вам блюда.
Культура нью-эйдж индивидуалистична и часто эгоцентрична.
для нее характерен циничный коммерческий подход: на человеческой потребности во что-то верить зарабатываются большие деньги.
Недостоверные убеждения – это те, которые не подтверждаются современными знаниями или вообще им противоречат.
Скептическое отношение к происходящему в мире не означает, что нужно уметь объяснять с научной точки зрения каждое явление, об открытии которого объявляется.
Более простой подход – просто тщательно проверить, действительно ли заявленное явление имеет место.
(Гомеопатия).
пример коммерчески успешного бизнеса, основанного на шарлатанстве в медицине, – один из видов “альтернативной медицины” — гомеопатия.
“гомеопатия” в переводе значит “подобная болезнь”.
Согласно теории гомеопатии, различные симптомы и заболевания можно вылечить с помощью тех же веществ, которые вызывают эти заболевания, но в очень разбавленном виде.
Сама по себе эта идея была очень неглупой.
Однако дальше он пошел совершенно в другом направлении и стал утверждать, что чем больше разбавить лекарство, тем эффективнее оно будет.
Ганеман ввел термин “потенцирование”, который означал увеличение степени разведения лекарства,
и следовательно, по его теории, степени эффективности.
Гомеопаты объясняют, что после полного потенцирования остается вода, но она сохраняет “память” о целебном веществе и таким образом наследует его исцеляющую силу.
Единственный эффект, который может оказывать гомеопатическое лекарство, – это эффект плацебо.
Главный принцип гомеопатии – чем более разбавлено вещество, тем сильнее его действие – приводит к некоторым довольно абсурдным выводам.
Например, если вам предписано принимать гомеопатическое лекарство каждый день, то вам следует быть крайне осторожными, чтобы не пропустить ни одного приема, потому что если вы пропустите день или два, то можете умереть от передозировки!
Такой подход абсолютно бессмыслен.
(Использование мифов и престижа науки).
любой, кто сегодня пропагандирует кровопускание в качестве панацеи, делает это вопреки огромному количеству доказательств того, что это не так.
Пиявки все еще применяются в медицине в некоторых достаточно редких случаях, но по совершенно иным показаниям, чем в прежние времена.
(Квантовая физика и нью-эйдж).
Среди сторонников нью-эйдж принято ссылаться на исследования в области квантовой физики.
Основная идея состоит в том, что исследования в областях фундаментальной науки могут подвести основание под такие модные понятия, как “коллективное сознание” и “астральная проекция”, то есть состояние, в котором мы можем покинуть наши физические тела.
В наши дни книг, претендующих на то, чтобы установить глубинную связь между квантовой физикой и идеями нью-эйдж, хоть пруд пруди.
В них мы можем прочитать о том, как квантовая физика помогает научиться быть лидером, ясно мыслить, укрепить здоровье, понять работу сознания и много чего еще.
Подобные идеи продвигали некоторые писатели, например Дипак Чопра, причем его книги имели огромный коммерческий успех, хотя содержание, к сожалению, далеко не научно и представляет собой винегрет из псевдонаучной чепухи и банальных трюизмов.
квантовая механика заставила физиков переосмыслить некоторые ключевые предположения о глубинной сущности материи.
Но это не значит, что выводы квантовой физики можно механически переносить на объекты, изучаемые другими науками, такими как биология, психология или когнитивные науки.
(Категориальные ошибки и иерархия наук).
Категориальная ошибка – это ошибка, при которой объект, принадлежащий к какой-либо категории, представлен так, как если бы он принадлежал к другой категории.
В грубом приближении можно считать, что разные уровни реальности образуют иерархию и, соответственно, описываются различными научными дисциплинами.
Так, на самом высоком уровне мы формируемся нашей культурой, нашим обществом, нашей экономикой.
Ниже находится психологический уровень, на котором наша личность формируется под влиянием мыслей и эмоций.
Еще ниже идет уровень биологических процессов, которые, в свою очередь, образуются из химических процессов, регулируемых законами молекулярных взаимодействий.
Но молекулы состоят из атомов, которые управляются законами физики, и это следующий уровень.
Затем идут процессы внутри атомов, которые описываются квантовой механикой, являющейся разделом физики.
В целом наша картина мира – это многоуровневая, иерархическая структура.
(рис. 9)
Но на каждом уровне есть явления, которые обладают своей спецификой, и поэтому концепции, разработанные для одного уровня, могут не годиться для другого.
Например, то, что у нас, людей, могут быть мысли и опыт, не означает, например, что и у микроскопических объектов – электронов, атомов углерода и молекул ДНК – или макроскопических объектов – университетов, компаний и стран – также могут быть мысли и опыт.
Сделать такой вывод – значило бы совершить “категориальную ошибку”.
Например, Химический состав чернил, которыми написан документ, не имеет никакого отношения к юридическому содержанию документа, которое принадлежит более высокому, более абстрактному уровню.
Понятие категориальной ошибки можно выразить проще и ярче следующим образом:
стихотворение не становится менее красивым, если оно написано чернилами другого цвета.
в квантовой физике, безусловно, есть много замечательных явлений, которые мы до сих пор не понимаем, но это не означает, что эти загадочные аспекты квантовой физики обязательно помогут объяснить загадочные явления в других областях жизни.
Например, квантовое явление, известное как “запутанность”, при которой состояния двух частиц, разошедшихся в пространстве на большие расстояния, оказываются тесно связанными между собой, несомненно, чрезвычайно интересно и загадочно.
Но отсюда не следует вывод о том, что все мы – лишь крошечные части одного великого коллективного сознания, или что возможно читать чужие мысли, или что у космоса есть долгосрочные виды на человечество в целом.
Если мы согласимся с этими идеями, мы просто сделаем элементарные категориальные ошибки.
К сожалению, ссылками на квантовую физику и другие области науки адепты теорий нью-эйдж часто злоупотребляют.
Они любят представлять мир более мистическим и использовать для его описания интригующий читателей язык.
Не следует недооценивать притягательность лженауки.
Древнейшая теория – астрология – отличный тому пример.
Защитники астрологии называют предсказания будущего по гороскопу наукой, но это один из лучших примеров лженауки.
При этом, примерно каждый четвертый европеец считает астрологию наукой.
в Африке и некоторых областях Азии он даже выше.
В Индии, где верят в астрологию почти повсеместно, на основании астрологических “данных” заключают браки, планируют поездки и принимают деловые решения.
Но, астрологические предсказания не точнее случайных совпадений.
люди охотно верят в то, что предсказания астрологов правильны и подтверждают их уже сложившиеся мнения о себе.
Например, когда 500 человек получили одинаковые описания личности, основанные на некоем гороскопе, и каждому из них сказали, что это описание сделано конкретно для него, большинство заявили, что узнали себя в этом описании.
Еще один пример: тест Майерс – Бриггс.
Нам кажется, что мы будем гораздо лучше контролировать ситуацию, если сможем наклеить на всех людей ярлычки и поместить их в соответствующие ящички.
Возможно, при этом возникает ощущение, что мы точно знаем, с кем имеем дело, и это уменьшает нашу нервозность и придает нам уверенности.
На протяжении тысячелетий астрология помогала в этом.
В 19 веке появились новые методики, и люди попытались удовлетворить эту свою психологическую потребность с их помощью.
Одним из самых популярных сегодня личностных тестов является индикатор типов Майерс – Бриггс (MBTI).
В разных компаниях тест MBTI часто используется для определения психологического состояния сотрудников в коллективе с целью убрать шероховатости в отношениях между ними.
MBTI включает четыре шкалы, каждая из которых имеет по два полюса, отвечающих противоположным свойствам, а именно:
Экстраверсия (E) – Интроверсия (I)
Ощущения (S) – Интуиция (N)
Мышление (T) – Чувства (F)
Суждение (J) – Восприятие (P).
(рис. 10)
современные исследователи-психологи уже давно отвергли теории Карла Юнга, но похоже, это мало повлияло на коммерческий успех методики, основанной на тестах MBTI.
Но, разве нельзя с помощью теста Майерс – Бриггс вскрыть что-то важное в личности человека?
независимые эксперты провели тщательное исследование теста.
Их вердикт: тест не надежен, результаты тестирования не воспроизводятся.
Самый простой способ доказать это – протестировать одного и того же человека с помощью одного и того же теста в двух разных ситуациях с достаточно большой разницей во времени (естественно, не предупреждая его заранее о том, что проводится тест).
Даже когда интервал между двумя тестами составлял всего пять недель, у половины испытуемых второй тест указывал на другой тип личности, чем в первом тесте.
А, основой теории, на которой базируется тест, является утверждение о том, что характерные черты личности являются врожденными и не меняются в течение жизни человека.
Выврд: тест MBTI входит в тот же класс лженаук, что и астрология.
Вполне возможно, что этот тест действует как плацебо в том смысле, что проведение тестов MBTI среди сотрудников компании способно дать им ощущение того, что за ними наблюдают,
и это может побудить их быть более толерантными по отношению друг к другу.
Например, если вы решите купить красную машину, потому что вам кажется, что красные машины встречаются очень редко, первое, что вам бросится в глаза, как только вы ее купите, что, оказывается, все ездят на красных машинах. Вы почувствуете страшную досаду!
Мы не видим того, что нам неинтересно.
Каждый из нас должен адекватно оценивать себя, овладеть тонким искусством оценки вероятностей и стараться не видеть несуществующих, кажущихся мистическими связей между вещами, особенно если, уверовав в такие связи, мы придем к тому, что будем себя считать центром и целью мироздания.
(Предрассудки нью-эйдж).
есть много типов решений, в принятии которых нельзя давать волю чувствам.
Чаще всего это относится к решениям, связанным с судьбами других людей.
Как общество будет относиться к врачу, который выбирает способ лечения пациентов по наитию, а не на основании профессиональной подготовки и многолетнего опыта?
Часть II. Путь к новому Просвещению. Глава 9.
Рассмотрим пример – оспа и отношение некоторых христианских церквей к вакцинации.
Известная еще с античных времен, оспа очень быстро распространяется и приводит к эпидемиям.
оспа чрезвычайно заразна, потому что вирус переносится микроскопическими каплями, распространяющимися по воздуху.
Первая вакцина против оспы была разработана в конце 18 века в Англии, случайно обнаружили, что доярки, переболевшие коровьей оспой, имеют иммунитет к обычной оспе.
Жидкость в пузырьках, которыми покрывается кожа животных при коровьей оспе, содержит вирус коровьей оспы, и его можно извлечь оттуда и ввести в человека.
Эта процедура получила название “вакцинация” (от латинского vacca – “корова”).
Несмотря на эту потрясающую удачу, вначале и католическая, и протестантская церкви были против вакцинации.
Их аргумент основывался на тезисе о том, что простым смертным никогда не следует пытаться вмешиваться в волю божью.
Еще один исторический пример – применение анестезии при операциях и позиция церкви в этом вопросе.
В 1847 году британский врач предложил использовать хлороформ в качестве анестетика.
Пациентов стало возможно обезболивать или усыплять во время операций, что, конечно, было фантастическим достижением.
До этого хирурги использовали для этой цели алкоголь или просто привязывали пациента к операционному столу.
Но, христианские церкви выступили с протестами против использования анестезии при родах.
Аргументация?
Бог наказал Еву за то, что она яблоко с древа познания, сказав ей:
“умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей”
В Англии и Шотландии бушевали ожесточенные баталии по поводу права женщин на анестезию при очень болезненных родах, в частности при кесаревом сечении.
В этом случае жестокость церкви пресекла королева Елизавета I.
Сегодня мы видим похожие тенденции в яростном религиозном противодействии церкви решению медицинских проблем, таких как аборты, эвтаназия, исследования стволовых клеток и тесты на генетические дефекты плода.