Балтийский груз — как существуют Эстония, Латвия и Литва в условиях антироссийских санкций?
Введенные Европой после начала спецоперации санкции оказали сильнейшее влияние на товарооборот между Россией и балтийскими странами. Отличились все: здесь и объявляющая нас спонсором терроризма Латвия, и перекрывающая транзит Литва, и, естественно, Эстония. Но что там с деньгами?
Несмотря на всевозможные ограничения, в первом полугодии 2022 года балтийские порты приняли из России грузов на 9,8 млн тонн. Ведущими крупными транспортными узлами, связывающими Россию и балтийские страны, являются Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Выборг, Калининград и торговый порт Усть-Луга. Например, экспорт из России в Литву за январь 2022 составил $642 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной экспортный товар — всевозможные минеральные продукты, на долю которых приходится 56,5% всего экспорта в Литву, а 21% составляет, внезапно, морской транспорт.
Правда, не все так радужно с железнодорожными перевозками — в уже упомянутой нами Литве они рухнули на 35%, и это еще не предел. Министр транспорта Скуодис, например, заявляет о возможном падении объема железнодорожных перевозок на 50% к концу года по причине утраты российского и белорусского рынка. По мнению замглавы РЖД Алексея Шило, после введения санкций транзитные перевозки по сети РЖД через территорию России упадут на 25% что, в свою очередь, оказывает влияние и на балтийские страны.
Самим гражданам гордых европейских стран от действий политиков не легче. Платежки в балтийском триумвирате уже который месяц стабильно растут — в Латвии на 55% дорожает газ, а в Эстонии на те же цифры поднялись цены на электроэнергию. А ведь это еще ограничения на поставки российской нефти не начались, которые должны вступить в силу с 5 декабря.