Продолжается рост доли банковских заемщиков среди клиентов МФО. О форматах синергии банков и МФО, которые наметились в прошлом году и продолжатся в 2023, о долгосрочных трендах изменения финансового сектора в своей экспертной колонке поделилась Анна Калугина, генеральный директор финтех-сервиса CarMoney. Ниже собрали для вас основные содержательные блоки.
Рынок
Впервые переток был зафиксирован в период пандемии, когда банки ужесточили скоринг, в результате в МФО пришел поток более надежных и качественных клиентов. В 2022 г. последовал мартовский шок в экономике. Повышение стоимости денег вновь заставило банки ужесточить скоринг. А традиционное кредитование на несколько месяцев оказалось де-факто «заморожено». Только за март-апрель портфель банковских кредитов, по данным регулятора, «похудел» на 3,4%. При этом спрос на финансирование у граждан рос. Столкнувшись с сокращением заработков, люди искали способы пережить сложные времена.
За первое полугодие 2022 г., по данным ЦБ, объем портфеля по сегменту МФО показал рост практически на 20%, выдачи микрозаймов увеличились на 25%. Как отмечают эксперты, МФО получили качественных клиентов, доля дефолтов по которым на низком уровне.
Реакция в секторе МФО
Комментируя итоги работы сегмента МФО за первые шесть месяцев 2022 г., «Эксперт РА» приходит к выводам, что наиболее оперативно из участников финансового рынка адаптируются к ситуации вновь онлайн-игроки рынка микрозаймов. Отмечается более высокая гибкость в управлении рисками у МФО в сравнении с банками, в том числе в силу меньшей зависимости от ключевой ставки ЦБ РФ, а также отсутствие прямого санкционного давления на сегмент.
Длинные займы – в тренде
Изменился портрет заемщика: в МФО стали обращаться более качественные клиенты, которым в силу разных причин отказывают банки. Им нужны продукты, схожие с привычными им банковскими. Потому очевидным выбором для вчерашнего клиента банка является залоговый займ, поскольку ставки таких займов, на примере CarMoney, ближе к банковским — от 40%, а в классических МФО — от 100% до 365%. Средний чек сопоставим со среднерыночным размером банковского кредита – 250-300 тыс. руб. Кроме того, для клиента важно не только, что машина, выступающая предметом залога, остаётся у заемщика, но и скорость выдачи займов. Этот тренд подтверждается тем, что пересечение с банками в нашем портфеле CarMoney составляет порядка 14%.
Взгляд на МФО через призму роста
Постепенный переток клиентов в МФО спровоцировал повышенный интерес к сегменту микрофинансирования со стороны банков. Несмотря на привлекательность залогового сегмента, вряд ли будет заметное движение банков в сторону создания собственных залоговых решений. Даже если у банка есть свое МФО, создать качественное IT-решение под залоговую модель – сложно, долго и дорого. Система CarMoney обучается, обогащается данными, формирует новые алгоритмы и «типирует» клиентов. Сложно стать конкурентноспособными без наработанной базы и экспертизы.
Сейчас банки и МФО рассматривают варианты синергии. Например, мы в тестовом режиме реализуем проекты по монетизации отказного трафика с двумя банками по модели win-win для всех сторон сделки: нам – клиент, банку – комиссия, заемщику – средства. Новый тип клиента требует и обновление стратегии. Сейчас у CarMoney хорошая ежемесячная доля повторных клиентов – около 42%. Высокий NPS (индекс потребительской лояльности) – 80%, наименьшее количество жалоб среди всех МФО, по данным СРО «МиР». Это следствие постоянного развития под запросы и ожидания разных типов клиентов.
Сложно делать прогнозы, но трансформация финансового рынка в сегменте потребительского кредитования продолжится, а залоговая модель бизнеса может лечь в основу этих решений.
Полная версия колонки – по ссылке в «Банковском обозрении».