Добрый день! Мы продолжаем отвечать на самые популярные вопросы по итогам эфира БКС Live.
Часть 1 (б) Сырьевые рынки — продолжение предыдущего поста и три новых вопроса.
Есть ли премия к биржевой цене у высокосортного никеля? Или она будет в будущем?
Ответ: Премии на высокосортный никель (а если быть точнее, то на металлический никель) в настоящий момент составляют от 100 долл. США/т и выше в зависимости от формы продукции и базиса поставки. Рыночные премии являются естественным механизмом на рынке никеля, определяющим ценообразование конечной продукции, вследствие чего их актуальность сохранится и в дальнейшем.
Макрообзоры пишут про огромный спрос на высокосортный никель в EV (электромобилях), но, согласно вашим обзорам, рынок никеля будет находиться в профиците в ближайшие годы. Есть этот мега спрос со стороны электромобилей (EV) или нет?
Ответ: Профицит на рынке никеля в основном придется на низкосортный металл, который лишь частично применяется при производстве аккумуляторных батарей, тогда как рынок высокосортного никеля, являющийся основным источником никелевых единиц для сектора электромобилей, будет сбалансирован со значительным риском перехода в состояние дефицита из-за все более амбициозных планов по электрификации транспорта и значительного ужесточения экологического законодательства. Норникель производит преимущественно высокосортный никель, поэтому продукция компании будет востребована при выпуске аккумуляторных батарей для электротранспорта.
Зарождаются ли сегодня новые перспективные каналы сбыта (кроме электромобилей) для вашей продукции?
Ответ: Сплавы на основе никеля находят свое применение в возобновляемой энергетике, в особенности ветровой, солнечной и геотермальной. По части МПГ (металлы платиновой группы), новой перспективной отраслью является водородная энергетика, где металлы используются в производстве водорода, его хранении, транспортировке и очистке, а также в топливных элементах.
С Уважением,
команда Норникеля
Очень импонирует тщательность, с которой компания решила подходить к коммуникациям в последнее время
Ждём информации о новой программе мотивации / выпуске ЦФА.
Хотелось бы чуть более развернутого комментария по палладию. Насколько я понимаю, ключевым рынком была Европа. В отчете за 2021 годы вы писали, что значительная часть палладия реализовывалась по прямым долгосрочным контрактам с ключевыми потребителями. Вероятно, это крупнейшие европейские автопроизводители. Сейчас вы говорите, что региональная структура продаж изменится в сторону Азии. Возможно, произойдет размен поставщиками (ЮАР — в Европу, НорНик — в Азию). Но это должно вызвать рост цены для конечного потребителя за счет неэффективной логистики.
Вопросы:
1. Исполняются ли в условиях санкций долгосрочные контракты по палладию? Какой средний срок таких договоров?
2. Согласно вашей аналитике, последние несколько лет рынок палладия в дефиците, но при этом откуда-то возникают запасы, балансирующие этот дефицит. Есть ли оценка таких запасов? Рассматривается ли вариант сокращения производства для поддержания цены, которая уже упала на уровень середины 2019 года?
3. Использует ли Норильский Никель финансовые инструменты для хеджирования цен?
4. Насколько эффективно в условиях санкций использовать индикативы цен, определяемые в недружественных юрисдикциях, особенно после скандала с LME? Насколько такие индикативы отражают справедливый уровень цен?
Благодарим за положительную оценку нашей деятельности. Касательно ваших вопросов:
Ответ #1: На текущий момент палладий не включен в какие-либо санкционные списки. Контракты исполняются, обычно стандартный контракт на поставку палладия — 1 год.
Ответ #2: Указанные в наших материалах балансы рынка строятся на данных о потреблении и производстве металла в текущий год и не учитывают движение запасов. Как на любом рынке, дефицит покрывается из ранее накопленных запасов, а профицит наоборот аккумулируется в запасах. Чаще всего это либо запасы потребителей и производителей, либо инвестиционные. В случае 2022 г. речь в первую очередь идет о запасах потребителей, которые были сформированы, когда рост производства автомобилей не оправдал первоначальных ожиданий автопроизводителей и они смогли покрыть часть потребности за счет предварительно накопленного металла. Данные запасы были накоплены исходя из амбициозных планов восстановления производства после пандемии, которые не оправдались (Презентация PowerPoint (nornickel.ru) слайд 25). На слабость авторынка оказывали влияние продолжающаяся глобальная нехватка полупроводников, ограничения, связанные с COVID-19 в Китае, сбои в цепочке поставок важнейших автомобильных запчастей в Европе и удорожание финансирования при покупке автомобилей из-за роста процентных ставок. Запасы потребителей не публикуются, надежных их оценок нет. Производственный план формируется исходя из долгосрочных прогнозов.
Более подробно про динамику цен на палладий мы уже отвечали выше, ссылка на наш пресс-релиз, где мы рассказываем о рынках металлов press_release_fy2022_ifrs_review_full.pdf (nornickel.ru)
Ответ#3: Нет
Ответ#4: Ценовые бэнчмарки определяются в ходе переговоров между покупателем и продавцом. Несмотря на сбои в функционировании LME, большинство наших клиентов продолжают использовать котировки LME для определения цен на металлы. Мы ведем диалог с клиентами и проявляем гибкий подход при выборе ценовых индикаторов, если это не ущемляет интересы Компании.
В случае дополнительных вопросов пишите на IR@nornik.ru
С Уважением,
команда Норникеля