Турция всегда стремилась занять лидирующую позицию в мире. Отчасти это обусловлено величайшим историческим опытом, а также крайне выгодным географическим положением. Турция, находясь на стыке двух континентов, является мостом между Европой и Азией, заимствовав от первых грандиозный экономический опыт, от вторых – высокий уровень демографии. Огромный плюс Турции, в отличие от многих других стран – это наличие собственного производства практически любых групп товаров, развитого сельского хозяйства, качественного туристического сектора. Эти факторы способствуют тому, что Турция вполне обоснованно может диктовать свои условия на политическом и экономическом полях, не опасаясь возможной изоляции ввиду полной самодостаточности.
Ниже приведены некоторые ключевые показатели.
В добывающем секторе Турция занимает первое место по экспорту полевого шпата и добыче пемзы. В Турции насчитывается около 70 типов шахт. По данным MTA, страна занимает 28-е место по общему объему добычи полезных ископаемых, таких как хром, мрамор, барит, каменная соль, бор, гипс и другие.
В сельском хозяйстве Турция занимает первое место в мире по урожаю вишни, лесных орехов, абрикосов, айвы, фиников и гранатов, второе место – по арбузам и огурцам. Также Турция входит в пятерку лидеров по выращиванию баклажанов, болгарского перца, фисташек, томатов, лука, оливок. Вся эта продукция успешно экспортируется. В 2023 году Министерством лесов сельского хозяйства запланирована реализация 307 проектов на общую сумму 43,6 млрд лир.
В сфере автомобилестроения по итогам 2022 года Турция заняла 15 место, произведя 1 065 440 единиц автотранспорта. На ее территории расположены заводы известных марок Renault, Ford, Fiat, Hyundai, Toyota. Также Турция является имеет и свои качественные бренды – BMC, Temsa, Otokar.
Турция входит в ТОП-10 производителей пластмассы и красок, занимает 3-е место в мире по экспорту одежды из кожи и меха.
Это далеко не исчерпывающий перечень ключевых экономических позиций Турецкой республики. Но, несмотря, на достигнутые показатели в различных отраслях, Турция не собирается останавливаться на достигнутом. Следует отметить, что многие амбициозные грандиозные турецкие проекты, которые неоднократно скептически воспринимались и были подвержены критике, были вполне успешно реализованы и принесли бюджету колоссальные доходы, а турецкой репутации – неоценимый рост.
2023 год является для Турции символическим. Именно в этом году исполняется 100 лет Лозаннскому мирному договору. Несмотря на то, что в самом документе нет ссылки на дату его окончания, турецкие власти, ссылаясь на наличие секретных протоколов к нему, установили этот дедлайн и создали атмосферу глобальных перемен в жизни страны именно в 2023 году.
В 2023 году заканчивается мораторий на добычу нефти и газа, а, с учетом имеющихся месторождений, Турция совершит значительный экономический скачок, что отразится на обогащении и влиянии страны на мировой арене. Еще в начале июня 2021 года президент Турции объявил об обнаружении в Черном море месторождения природного газа в скважине «Амастра-1» объемом 135 млрд м3. Ранее было обнаружено еще одно месторождение объемом 405 млрд м3. В настоящее время Турция вынуждена импортировать 92% и 98% газа. Наличие и добыча собственных энергоресурсов сделает Турцию весьма крупным игроком на рынке. По данным сейсморазведки, у Турции имеется громадный потенциал в размере 10 млрд баррелей нефти и 3 трлн кубометров природного газа. Несомненно, что разработка и добыча таких объемов полезных ископаемых потребует значительных бюджетных расходов, поэтому не исключается появление очередных мегапроектов в этом направлении.
Еще в 2010–2011 годах была провозглашена программа «Видение–2023», сосредоточенная на достижении определенных глобальных целей в различных отраслях экономики, в том числе, снижение уровня безработицы, увеличение показателей внешней торговли и ВВП. Данный план развития многими воспринимался, как нереализуемый, однако сегодня весь мир может наблюдать результаты турецких достижений.
На фоне уже имеющихся проектов Турция работает над очередными глобальными идеями, имеющими значение как для страны, так и для всего мира.
Так, можно выделить как уже завершенные, так и находящиеся в процессе реализации, грандиозные мегапроекты Турции.
Строительство началось в 2014 году, первые самолеты стамбульский аэропорт стал принимать и отправлять уже в 2019 году, окончательное завершение строительства всего комплекса зданий и взлетно-посадочных полос запланировано на 2028 год. Главный терминал уже признан крупнейшим в мире, его площадь превышает 1,4 млн м2. Сам аэропорт занимает площадь более 76 млн м2. Согласно планам, после завершения строительства, аэропорт будет иметь 6 взлетно-посадочных полос, а его пропускная способность составит 200 млн человек в год. На сегодня – это уже более 100 млн человек в год. Благодаря удачному расположению аэропорт должен стать одним из крупнейших воздушных хабов Евразии. Диспетчерская вышка нового аэропорта выполнена в форме тюльпана – национального цветка Турции – и является самой высокой вышкой в мире. Так как по задумке, аэропорт будет являться воротами в Турцию, данный архитектурный проект содержит в себе отсылку к истории страны и ислама. В новом проекте есть все необходимое – рестораны, кафе, медицинские пункты, комнаты матери и ребенка, комнаты для молитв, бутики и отель для проживания.
Аэропорт находится примерно в 36 км от Стамбула, практически на берегу Черного моря.
На 2023 год в аэропорту работает один трехэтажный терминал, стилизованный под мечеть, разделенный на зоны международных и внутренних рейсов. В нем функционируют зона «Duty free», рестораны, магазины, зоны отдыха. Многие посетители даже сравнивают терминал с торговым центром. Новый аэропорт уже является важнейшей узловой точкой между континентами.
Открытие нового аэропорта повлекло за собой закрытие действующего аэропорта имени Ататюрка, где базировалась крупнейшая авиакомпания Турции «Turkish airlines». Ее полное перемещение на новую базу заняло 45 часов и вошло в историю под названием «Великого переезда».
Одновременно со строительством аэропорта развивается и прилегающая городская инфраструктура – отели, магазины, рестораны, социальные и культурные объекты, жилые дома, коммерческие помещения, больницы, школы.
Стамбульский аэропорт не единственный, построенный за последние годы. Менее чем за 20 лет количество аэровокзалов в стране увеличилось с 26 до 56, при этом в 2023 году планируется открытие еще трех – Йозгат (Деремумлу-Факибейли), Чукурова (Мерсин) и Байбурт-Гюмюшхане (Кесе).
Мегасооружение реализуется по инициативе и под личным контролем президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Канал начали строить в 2021 году, он должен стать платной альтернативой проливу Босфор, соединив Черное и Мраморное моря. Это позволит, с одной стороны, уменьшить количество аварий, а с другой – в разы сократит сроки доставки грузов, так как по прогнозам к 2030 году через Босфор будет проходить более 65 000 судов. Сейчас трафик достигает почти 50 000 кораблей в год, что уже в два раза превышает безопасную пропускную способность, вынуждая периодически полностью останавливать движение при возникновении аварий и появлении сильного тумана.
Это воистину эпохальный проект, который будет иметь протяженность 45–50 км и глубину 25 м. Общая стоимость проекта составляет более 15 млрд $. Срок завершения строительства назначен на 2027 год. Этот проект имеет исторические корни, построить его хотели еще султаны Османской империи, однако идея не была воплощена в жизнь. Также нельзя не отметить, что данный проект подвергается критике, прежде всего, со стороны экологов, а также военных. Первые мотивируют свое недовольство возможным нарушением экосистемы Черного и Мраморного морей, а также самого Стамбула, вторые – снижением обороноспособности Турции. Но, несмотря на это, строительство канала продолжается.
Стамбульский канал будет иметь огромное значение по нескольким причинам.
Во-первых, он позволит значительно разгрузить Босфор, навигация по которому осложнена как ежегодно растущим количеством судов, так и резкими поворотами пролива, некоторые из которых даже имеют угол в 90 градусов. Также движение кораблей затрудняет сложный рельеф, встречные течения и движение внутригородского морского транспорта, пересекающегося с путем большегрузов. Из-за этих преград, а также технических условий прохождения кораблей с опасными грузами – нефтью, химикатами, корабли вынуждены долго стоять перед проливом, по 15–30 часов, ожидая своей очереди и теряя при этом время и деньги.
Во-вторых, как считают многие, искусственный канал позволит турецким властям обойти условия конвенции Монтре 1936 года, согласно которой проливы Босфор и Дарданеллы признаны международными, в связи с чем Турция ничего не получает от их использования. Для сравнения, плата за трафик через Суэцкий канал приносит Египту порядка 5 млрд $ ежегодно, а количество судов, проходящих через него в 2–3 раза меньше, чем через Босфор. Предполагается, что канал будет приносить Турции 8 млрд $ ежегодного дохода.
Также строительство канала повлечет за собой и развитие городской инфраструктуры – в планах градостроителей построить вдоль него большое количество сейсмостойких домов, дорог и, разумеется, мостов, которые соединят Стамбул, по сути, превращенный в остров, с материковой частью Турции. Будут возведены конгресс-центр, логистический центр, зоны экологического туризма и высоких технологий. Ожидается, что, помимо Турции, новый канал будет наиболее выгоден России, Украине, Болгарии и Грузии, для которых сегодня Босфор и Дарданеллы являются единственным выходом в Средиземное море. Значимость нового канала трудно переоценить, так как более 80% перевозок в области международной торговли осуществляется морским путем, а географическое расположение Турции на стыке Европы и Азии имеет ключевое значение для логистики обоих материков.
Впервые идею строительства тоннеля под Босфором провозгласил султан Османской империи Абдул-Меджид, однако тогда проект не был реализован из-за технических и финансовых трудностей. Сегодня железнодорожные пути, проложенные под Босфором, позволяют перемещаться из Европы в Азию всего за 4 минуты. Ежедневно «Мармарай» может перевозить до 1,5 млн человек. Это исключительно пассажирский монорельс, грузовые вагоны по проложенному тоннелю перемещаться не могут из-за несоответствия габаритов.
Первые ветки были запущены в 2013 году, полностью проект завершили к 2019 году. Сейчас работают 43 станции, общая протяженность путей превышает 76 км. Благодаря проекту «Мармарай» удалось значительно сократить время в пути. Теперь попасть из Стамбула в Конью либо Анкару можно всего за 4,5 часа. Если раньше дорога от Гебзе до Халкалы занимала 3 часа 05 минут, то теперь – 1 час 45 минут.
Стоимость проекта составила 5 млрд $. Учитывая то, что Стамбул находится в сейсмически активном регионе, помочь с реализацией проекта вызвалась Япония. В результате совместных действий был разработан полностью безопасный проект, с отсеками на шарнирных соединениях, из элементов повышенной прочности, способный выдержать 9-балльное землетрясение по шкале Рихтера. При строительстве тоннеля было обнаружено множество исторических и археологических артефактов, которые были подняты на поверхность. Тоннель пролегает не сквозь толщу воды, но проходит под дном Босфорского залива.
Еще один мегапроект Турции, связанный с развитием транспортной инфраструктуры и контролируемый правительством, – скоростная магистраль между двумя деловыми центрами страны Измиром и Стамбулом. Старт строительству был дан в 2010 году, а 4 августа 2019 года президент Турции открыл последние участки дороги. Реализация проекта позволила сократить время в дороге более чем в два раза, с 8 до 3.5 часов. За время работ был построен 1 подвесной мост, 38 виадуков, 3 туннеля и проложено 426 км дороги. Автомагистраль разделена на 4 полосы движения. Строительство дороги вела группа компаний Nurol, Öz-altın, Makyol, Astaldi и Göçay. Стоимость строительства составила более 10 млрд $.
Автомагистраль представляет собой полноценную широкополосную автомобильную трассу, а значит, что она предназначена не только для перевозки пассажиров, но и любых грузов, что, безусловно позволит сэкономить на логистике и времени. Проезд по автомагистрали платный, что также является дополнительным источником пополнения турецкого бюджета. Кто не имеет желания платить за быструю и комфортную езду, может воспользоваться альтернативным прежним путем, используя паромное сообщение.
Открытый в конце 2016 года, двухэтажный автомобильный тоннель, проложенный по дну пролива Босфора, соединил европейскую и азиатскую части Стамбула. Время в пути между Кумкапы и Кошуйолу сократилось с 1 ч 40 мин до 5 минут, а между Казлычешме и Гозтепе с 1.5 часов до 15 минут. Ежедневная пропускная способность превышает 100 000 автомобилей. Тоннель расположен на глубине 106 метров, а его общая протяженность составляет 14,6 км, из них 3,34 км – непосредственно под Босфором. Стоимость проекта составила 1,2 млрд $. Тоннель спроектирован таким образом, что через каждые 200 метров в нем есть защищенные аварийные зоны, обеспечивающие укрытия и пути эвакуации на другой уровень. Также есть аварийная полоса, оборудованная телефонами. Максимальная скорость движения в туннеле – 70 км/ч.
Тоннель не только позволяет сэкономить время в пути, но и является некой достопримечательностью Турции, символом мегаполиса. Тоннель был спроектирован и построен под контролем ЮНЕСКО, чтобы сохранить экологический баланс зонах соприкосновения с природными объектами – Золотым Рогом, Босфором, Мраморным морем.
В европейской части Стамбула, в районе Каракей с 2021 года начал функционировать новаторский комплекс с многофункциональным назначением Галатапорт.
Этот комплекс занимает площадь 400 тыс. м2 и включает в себя круизный терминал, магазины, смотровые площадки, культурные и развлекательные заведения. По своей сути – это реконструкция старинной гавани прошлого века, целью которой является развитие морского туризма.
Вся административная часть комплекса находится под землей, а береговая линия открыта для посетителей. Под землю уходят 4 этажа, включающие в себя зоны паспортного и таможенного контроля, залы ожидания, стоянки такси и общественного транспорта.
Пропускная способность порта составляет 200 судов и 1,5 млн пассажиров в год. Это самый большой в мире подземный терминал.
Сегодня набережная Каракей является одной из самых популярных и красивых набережных Стамбула. Помимо великолепных видов здесь можно посетить Музей Современного искусства, Часовую башню Топхане, мечеть Нусретие, фонтан Топхане. Здесь находятся изысканные турецкие, японские и итальянские рестораны и кондитерские, известные во всем мире, брендовые магазины одежды премиум-класса.
Впервые проект IFC был анонсирован в 2008 году. Общая площадь центра составляет 3,5 млн м2 и представляет собой офисные здания общей площадью 1,4 млн м2, торговый центр, конференц-центр, концертный зал, пятизвездочный отель площадью 30 000 м2, финансовый центр, автостоянку на 26 000 автомобилей и зоны отдыха. В IFC разместятся головные органы финансовых институтов и государственных банков Турции, в том числе, и Центральный банк. Прогнозируемый доход от деятельности центра составляет 250 млрд $. Он должен представить рабочие места для 120 000 человек. Общая стоимость проекта – более 5 млрд $.
По завершении строительства Стамбул станет одним из крупнейших финансовых центров в мире.
Резидентам IFC будут предоставлены налоговые льготы и скидки по пошлинам и сборам. Открытие IFC запланировано на апрель 2023 года, однако, не исключено, что дата открытия будет перенесена в связи с перенаправлением приоритетов из-за случившегося землетрясения.
17.04.2023 состоялось официальное открытие секции проекта, в которой размещаются банки.
Это висячий мост через Измитский залив длиной 2620 м, открытый в 2016 году. Он стал самым длинным подвесным мостом в стране и на сегодня это 7-й по длине висячий мост в мире. Стоимость моста составила около 1 млрд $. Мост соединил Гебзе с провинцией Ялова и сократил расстояние между Стамбулом и Измиром на 140 км, сократив время в пути с 6,5 до 3,5 часов. Проезд по мосту платный, это самый дорогой из платных мостов в Турции. Пересечение моста сокращает дорогу вокруг залива на 80 км, то есть укорачивает путь примерно на 2 часа.
Это третий мост через Босфорский пролив, открытый в 2016 году, протяженностью 2164 метра. Стоимость моста составила около 3 млрд $. Строительство велось турецкой компании Içtaş, итальянской компанией Astaldi при участии швейцарской T-Ingénierie. Проект моста был разработан французскими инженерами. Сегодня через мост осуществляется железнодорожное – в обоих направлениях — и автомобильное восьмиполосное движение. На момент открытия его называли самым широким висячим мостом в мире, до открытия египетского моста через реку Нил. Так как строительство моста было сопряжено с вырубкой лесов, турецкие власти распорядились о том, чтобы на каждое вырубленное дерево было посажено четыре новых. Общее количество посаженных деревьев составит 604 млн.
Это автомобильный подвесной автомобильный мост через пролив Дарданеллы, открытый в 2022 году. На сегодня он считается самым длинным висячим мостом в мире. Общая длина моста с подъездными путепроводами составляет 3563 м. Мост сократит время перемещения между Европой и Азией. Ранее этот путь осуществлялся посредством паромной переправы и занимал около 30 минут при отсутствии штормовой погоды. На сегодня это 6 минут. В рамках благоустройства в районе моста было высажено более полумиллиона деревьев. Этот грандиозный проект был завершен всего за 4 года. Мост одновременно является памятником битвы при Чанаккале в 1915 году, о чем говорят смонтированные фигуры пушечных ядер весом 75 тонн каждая, венчающие башни моста.
Мост, который называют «ожерелье Дарданелл», имеет большое значение для турецкой инфраструктуры. Планируется процесс соединения этой магистрали с трассой Гебзе-Измир, а также к мосту будут подведены кольца автодорог из региона Мраморного моря. Значительно снизятся временные затраты в транспортных и логистических процессах, а также транзитная нагрузка. По подсчетам турецких экономистов, экономический эффект от строительства моста составит 5,3 млрд $ в год. Открытие моста 18 марта 2022 года было приурочено к дате вышеупомянутой битвы. Сам мост окрашен в национальные цвета Турции – красный и белый.
TANAP — это грандиозный проект протяженностью 1841 км, берущий свое начало в Азербайджане, проходящий через Грузию, Турцию и переходящий на греческой границе в Трансадриатический газопровод. Запуск газопровода состоялся в 2018 году, его мощность составляет 16 млрд кубометров газа в год, к 2027 году планируется увеличение до 30 млрд кубометров. Работы по увеличению объемов начались в октябре 2022 года.
Еще один совместный проект Газпрома и BOTAŞ газопровод «Турецкий поток» протяженностью 1090 км, тянущийся по дну Черного моря от Краснодарского края до европейской части Турции. Был запущен в 2020 году.
Одновременно начались переговоры между Турцией и Россией по созданию крупнейшего газового хаба, что позволит превратить Турцию из транзитной страны в поставщика.
Кроме этого, разведка месторождений природного газа установила наличие запасов в Черном море в объеме более 540 млрд кубометров. Добычу планируется начать уже в 2023 году. Для этой цели Турция выделяет бюджетное финансирование в размере 10 млрд $.
Это еще один совместный российско-турецкий мегапроект по строительству атомной электростанции в составе четырех энергоблоков общей мощностью 4800 МВт. Общая стоимость проекта оценивается в 22 млрд $. Соглашение о строительстве было подписано в 2010 году. Ожидается, что АЭС обеспечит 10% энергонужд Турции. Запуск первого энергоблока АЭС также запланирован на 2023 год. Этот проект также неоднократно подвергался критике, в основном, со стороны России, считая Турцию нестабильным партнером, а также из-за ее особых преференций, в том числе, установленной низкой цены за электроэнергию.
В последние годы Турция очень активно развивает энергетическое направление, в том числе, в области возобновляемых источников энергии. Цель Турции – к 2027 году увеличить долю таких источников на 64%, а уже к 2024 году войти в ТОП-10 стран с «чистой» энергетикой – солнечные батарей и геотермальных источников.
Как было отмечено выше, Турция очень активно направляет свои усилия по освоению «чистых» источников энергии. В том числе это находит свое отражение в открытии гидроэлектростанций. Суммарные инвестиции в развитие данной отрасли составляют 16 млрд лир. На сегодня треть имеющейся в стране электроэнергии вырабатывается за счет ГЭС. За последние 20 лет их число выросло с 125 до 730, а число водохранилищ достигло 930.
В рамках развития гидроэнергетики в 2021 году было завершено строительство гигантской арочной плотины «Юсуфели» высотой 275 метров. Ее запуск должен повысить объем мощностей на 1,9 млрд кВт/ч в год.
В 2020 году на реке Тигр была запущена в эксплуатацию ГЭС «Илису»
Не отстает Турция и в оборонной промышленности. После ее исключения из проекта F-35 Турция заявила о разработке и производстве своего собственного самолета TF-X по технологии «Stealth». Предположительно, самолет будет оснащен ракетами «воздух-воздух» малой и большой дальности, а также бомбами турецкого производства HGK-82. На реализацию первой фазы проекта Турция выделила 1,3 млрд $. Стоимость всей программы предположительно составит 10 млрд $. Это глобальный военно-промышленный проект, реализация которого намечена на 2025 год. Поступить в серийное производство самолет должен в 2029 году.
За последнее время турецкие предприятия оборонной промышленности и Министерство обороны Турции обнародовали беспрецедентное количество разработок и новых проектов.
TAI Turkish Aerospace, представила боевой комплекс ANKA-3, малозаметную беспилотную боевую воздушную систему (UCAS), разработанную как платформа для нанесения тылового удара SEAD/DEAD, которая, как ожидается, совершит свой первый полет во втором квартале 2023 года.
Прошли первые испытания двигателей и систем управления прототипа истребителя MMU.
Близится к завершению прототип тяжелого штурмового вертолета TAI T929 ATAK 2.
В марте 2023 года турецкий сверхзвуковой учебно-тренировочный реактивный самолет TAI Hürjet провел свои первые испытания на низкоскоростное руление.
В конце 2022 года закончились ходовые испытания десантного корабля TCG Anadolu (L-400), которые завершились первыми посадками вертолетов, в сочетании с продолжающимися и параллельными разработками Bayraktar TB3 и недавним первым полетом Bayraktar Kızılelma, который будет выполняться из TCG Anadolu.
Был открыт завод по производству карбида бора, который используется для изготовления пуленепробиваемых бронежилетов, сидений для вертолетов и брони для танков. А вскоре планируется и открытие второго аналогичного завода.
Турция стремится разрабатывать больше собственных военных активов, включая отечественные двигатели для танков и военных самолетов, чтобы меньше полагаться на иностранных производителей.
В 2019 году турецкие власти провозгласили концепцию создания «умных городов». Первыми «умными городами» должны стать Газиантеп, Кайсери и Сакарья. Целью создания является привлечение бизнесменов и инвесторов со всего мира. Такие города будут отличаться высокой энергоэффективностью, безопасностью, использованием новейших IT-технологий. «Умный урбанизм» будет задействован во многих сферах – от дорожного движения до здравоохранения. По утверждению властей, данная концепция уже вступила в свою решающую фазу, и даже последствия от землетрясений в этих районах задержат, но не смогут помешать ее реализации. Планируется создание сети «умных городов» по всей Турции.
Башакшехир представляет собой район Стамбула, имеющий общую площадь 1 млн м2. Он состоит из 8 корпусов, в каждом из которых находится полноценная специализированная больница. Здесь есть все – детская, онкологическая, психиатрическая, физиотерапевтическая, реабилитационная больницы, отделения акушерства и гинекологии. Здания больницы спроектированы таким образом, чтобы имелась возможность проводить операции даже во время землетрясений. Данный проект получил международную награду PPP от Thomson Reuters'ın Project Finance International Project Finance Awards.
Медицинский город позволяет оказывать всевозможные услуги более 30 000 пациентам ежедневно. Также реализация этого проекта будет способствовать развитию медицинского туризма. Турецкая медицина в настоящее время находится на достаточно высоком уровне, здесь работают высококвалифицированные специалисты, а лекарства и лечебная косметика отличаются отличным качеством и эффективностью.
Инвестиционный проект «Долина Филиос» в районе Зонгулдак являлся турецкой мечтой 150-летней давности, его история восходит ко временам Османской империи. Проект был завершен в 2021 году. По своей сути данный проект является мегаиндустриальной промышленной зоно. Он включает в себя порт, промышленную зону площадью 597 га, свободную зону площадью 1166 га и зону развития свободной зоны площадью 620 га. Порт призван соединить ось север – юг Турции, его годовая пропускная способность составляет 25 млн тонн.
Проект находится в 5 минутах до аэропорта Зонгулдак, рядом с железной дорогой Ирмак-Карабюк-Зонгулдак, также планируется строительство железной дороги, которая соединит Филиос с регионом Мраморного моря. Территория долины расположена всего в 100 км от трассы Стамбул-Анкара. Все эти факторы способствуют возможности развития мультимодальных перевозок, используя абсолютно любые логистические направления.
И, конечно, этот масштабный проект позволит организовать огромное количество рабочих мест, что положительно отразится, в том числе, на социально-экономической сфере.
Прогнозируется, что он станет основным экспортным центром всей западной части Черноморского региона и центральной Анатолии. Планируется, что данный проект принесет турецкому бюджету доход в размере 50–60 млрд $.
Не отстает Турция и в строительстве грандиозных жилых комплексов, которые потрясают своей красотой и инфраструктурой.
Уникальный по своей красоте и масштабности мегапроект от частной компании Cebeci Group A.Ṣ. в поселке Тюрклер, в 100 км от аэропорта Антальи и в 17 километрах от Аланьи. Комплекс строится на земельном участке площадью 41 000 м2. Общая площадь зданий – 15 000 м2, зеленой территории – 20 000 м2. Проект предусматривает строительство отеля, комплекса вилл и многоквартирных блоков. На территории будут аквапарк, несколько бассейнов, ледовый каток, детский сад, спортивные площадки, караоке, луна-парк, собственный песчаный пляж и многое другое. Кроме того, комплекс расположен всего в 300 метрах от Средиземного моря. Окончание строительства и сдача комплекса в эксплуатацию запланированы на 2024 год.
Уникальность данного проекта состоит в том, что помимо огромной территории застройки, не имеющей аналогов на средиземноморском побережье, комплекс будет представлять собой концепцию проживания, как в пятизвездочном отеле. Собственник квартиры сможет пользоваться всеми привилегиями, оплачивая айдат. Кроме того, приобретение апартаментов в данном комплексе – это отличная инвестиция, доход для некоторых инвесторов составил почти 100%. Также апартаменты в данном комплексе всегда будут востребованы у арендаторов. Кроме того, данный комплекс успешно прошел проверку на сейсмоустойчивость, о чем имеется соответствующий сертификат.
Этот проект расположен в Кепезе, Анталья, на земельном участке 1,3 млн м2. Он состоит из 19 000 квартир, спортивного комплекса, торгового центра, больницы, музея и одного из самых больших парков города. Проект находится в 7 км от моря. Строится он с государственным участием одним из крупнейших застройщиком Турции, ведущим свою деятельность с 1992 года. За все время существования им было построено 127 проектов, в том числе, жилые дома, офисные здания, промышленные объекты, торговые центры. А с 2007 года компания одновременно начала заниматься строительством возобновляемых источников энергии – было построено 4 ГЭС и 2 ветряные электростанции.
На территории комплекса есть вся необходимая инфраструктура – бассейн, сауна, детские площадки, тренажерный зал. По своей концепции – это «город в городе» со своими ресторанами, банками, магазинами. К комплексу подведена трамвайная линия. По всему комплексу доступен Wi-Fi, улицы освещаются при помощи LED-светильников, оснащенных датчиками движения.
На сегодня – это один из самых привлекательных объектов в Анталье для инвестирования.
Это частный проект от строительной компании Yekta, представляющий собой жилой комплекс элит-класса, строящийся в районе Махмутлар города Аланья на территории площадь 30 000 м2. Окончание строительства запланировано на 2023 год. В центре комплекса проектом предусмотрен музыкальный фонтан, вокруг которого будут располагаться жилые комплексы. Здесь будут аквапарк, теннисные корты, амфитеатр, SPA-зона, детский веревочный парк, подземная парковка, система охраны и видеонаблюдения.
По своей концепции это такой же проект, как и Azura World, с концепцией пятизвездочного отеля, но на меньшей территории. Компания Yekta очень давно на рынке, входит в ТОП-5 застройщиков Аланьи. В своей деятельности компания использует строительные материалы высочайшего класса, имеет в штате профессиональную бригаду строителей, в результате чего появляются высококачественные жилые комплексы и объекты коммерческого назначения.
На сегодняшний день экономика Турции переживает нелегкие времена, что выражено в инфляции и падении лиры по отношению к эталонным мировым валютам — к доллару и евро. Логичный вопрос – каким образом Турция собирается реализовывать такие грандиозные проекты, если, казалось бы, не способна обеспечить продуктами по нормальным ценам свое собственное население?
Такой вопрос действительно уместен. Но на него имеются ответы либо, по крайней мере, мнения и прогнозы ряда экономических экспертов.
Инфляция в Турции, несомненно, есть. Как, впрочем, и в других странах мира. Например, колоссальный рост за коммунальные платежи в Европе способствовал тому, что зимой 2022–2023 года туристическая жизнь в Турции особенно в южных регионах, практически не останавливалась – были заняты сдающиеся квартиры, работали отели, практически не закрывались бары, рестораны и кафе. То есть, вся та инфраструктура, которая обычно зимой практически спадает на нет в ожидании очередного туристического сезона. Это было обусловлено именно тем, что, со слов самих европейцев, им проще и дешевле снять на три месяца квартиру или номер в отеле в Аланье, чем платить непомерные даже по их меркам платежи за воду и электроэнергию в Европе.
Вот, например, уровень инфляции в Германии:
Согласно данным TradeEconomics, общий уровень инфляции в Европе составил от 5,4% до 24,5% в зависимости от страны.
Похожая ситуация и в США, и в Канаде, и в других развитых странах. Дорожают топливо, продукты питания, автомобили, транспортные услуги, услуги в социальной сфере, государственные сборы. Практически не осталась не затронутой ростом цен любая отрасль во всем мире. Само собой, что-то больше растет в цене, что-то меньше. Например, наличие собственного производства позволяет ценам расти не так стремительно, чего нельзя сказать об импортируемых товарах.
Но немаловажным фактором является то, что относительно небольшой рост цен в США и в Европе выражен в так называемых твердых валютах, которые не подвержены особой волатильности – в долларах и в евро.
Если рассмотреть уровень соотношения национальной турецкой валюты с долларом, то здесь наблюдается значительное падение. Вместе с тем стоимость местных товаров в лирах, в переводе на доллары или евро показывают не такую уж и угнетающую картину. С учетом принимаемых властями мер о поддержке населения путем увеличения МРОТ, уменьшения налоговых сборов в ряде направлений, потребительская корзина остается вполне доступной для местного населения.
В чем отличие турецкой лиры от европейской валюты, наглядно показывают графики инфляции – в Европе она более плавная и прогнозируемая, если не брать в расчет 2022 год. В Турции инфляция всегда скачкообразная и непредсказуемая. Именно поэтому, даже в самой Турции люди стараются держать сбережения в долларах и евро, либо в золоте и криптовалюте.
В настоящее время практически все местные банки открывают счета сразу в трех валютах – долларах, евро и лире. Так как турки доверяют банкам, большинство из них держит сбережения у себя на расчетном счете, но держат именно в иностранной валюте. Почему так произошло?
Когда покупательная способность валюты падает, это означает – либо отсутствие спроса на нее, либо ее слишком много на рынке.
Так, если посмотреть на график инфляции Турции 1960–1970 гг., то можно отметить ее достаточно низкий уровень, что вызвано относительной закрытостью Турции от иностранных вливаний. В 80-х годах прошлого столетия, когда Турция решила стать частью европейского экономического сообщества, одним из условий вступления в такой союз была открытость экономических отношений. Таким образом, в экономику Турции стали поступать иностранные инвестиции – кредиты – в валюте. Возвращать эти инвестиции также предполагалось в валюте. Но, так как турецкая экономика на тот момент находилась в стадии развития, количества полученных денежных средств в результате функционирования не хватало на погашение государственного долга. В связи с чем была произведена дополнительная денежная масса, на которую была приобретена валюта для погашения внешних обязательств. Это спровоцировало резкий скачок инфляции 1980-1990-х годов.
В 2001 году было принято решение «отпустить» лиру в свободное плавание на финансовом рынке, что вызвало снижение инфляции и моментальную рецессию. До конца 2010-х годов был спрос на лиру, она была вполне стабильной валютой, инфляция составляла в среднем 10%.
Однако, зависимость от импорта – прежде всего, энергоносителей – нефти и газа – а также, так называемая «долларизация» Турции, привели, в результате, к той ситуации, которая имеется в стране сегодня. Счета открывались в долларах, займы брались в долларах, цены озвучивались в долларах – все это отодвинуло лиру на второй план. Иностранные долларовые инвестиции также сделали лиру более волатильной. Поэтому нельзя категорически утверждать, что турецкая экономика находится в состоянии коллапса, именно учитывая то, что она давно перешла на евро/долларовые рельсы. Для примера можно взять, например, соотношение японской иены к доллару, которая с 2014 года сохраняет примерно такой же курс, как и лира сегодня, а в 2022 году снижение с математической точки зрения было просто катастрофическим. Однако, никто не говорит, что в Японии тотальный экономический кризис, и что скоро страна будет распродана с молотка.
Затем произошли непредсказуемые события, которые вынудили ФРС повысить ключевую ставку, в результате чего инвесторы стали переводить деньги в США под более высокий процент. Это спровоцировало еще большее падение лиры, которую, на волне долларового оттока, стали конвертировать в доллары.
Таким образом, хрупкость и волатильность лиры полностью и целиком зависит от внешних факторов. Но эти категории нельзя применить к экономике самой страны, имеющей огромный потенциал. Нельзя не отдать должное турецким экономистам, которые всеми силами стараются поддержать местную валюту. В том числе прямые валютные поступления в ЦБ Турции через операцию DAB при покупке недвижимости, предоставление кредитов в лире под немыслимо низкие процентные ставки – 0,69% годовых, компенсации возможных потерь на вкладах в национальной валюте, поощрительные меры при переводах депозитов из иностранных валют в местную и т.д.
Можно ли стабилизировать инфляцию и падение турецкой лиры по отношению к доллару? Да, конечно, можно. Есть множество экономических рычагов, как это сделать. Само собой, результат не будет достигнут за один день, но процесс стабилизации не займет большое количество времени. Нужен грамотный экономический подход, который исключит ошибки прошлого, и турецкая экономика с ее огромным потенциалом выйдет на лидирующие мировые позиции. Экспорт Турции уже превышает импорт, а это один из ключевых показателей. Импортируются, в основном, энергоресурсы – газ и нефть, залежи которых уже обнаружены, и их разработка и добыча – вопрос недолгого времени. Помимо этого, подготавливаются ко введению в эксплуатацию и альтернативные источники энергии.
Туристическая отрасль всегда будет привносить в турецкую экономику немалый доход, в том числе, в евро и долларах.
Таким образом, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что Турция – это одна из немногих самодостаточных стран с развивающейся экономикой, наличием собственных источников энергии, сельского хозяйства, промышленности, туризма – все это позволяет Турции диктовать свои условия на геополитической арене, не боясь санкций. И это огромный плюс, в отличие от стран, которые пытаются высказать свое мнение, не имея фактически ничего.
Что касается масштабных проектов и их финансирования, следует отметить, что большая их часть уже завершена, либо закончится в знаковом для Турции 2023 году. В их создании приняли участие множество стран, так как все понимают их глобальное значение не только для самой Турции, но и для всего развитого мира. Турецкая лира уже немного стабилизировалась с декабря 2022 года, что говорит о выявленных ошибках и стремлении их исправления. Также хочется отметить, что Турция настолько неординарна и уникальна на мировой арене, как с исторической, так и с геополитической точки зрения, что аксиоматический анализ фактически невозможен. Но можно сказать с беспрекословной уверенностью, что грамотная реализация имеющихся уже сегодня возможностей приведет к несомненному положительному результату.
Резюмируя, можно с уверенностью отметить огромный диверсифицированный потенциал Турции. На развитие страны из бюджета тратятся огромные деньги, но они призваны принести колоссальную прибыль и мировую известность. Репутация Турции на мировой арене неоднозначна, но не признавать ее экономический потенциал было бы крайне непрофессионально. Основной момент мегапроектов, в отличие от некоторых других стран, состоит именно в их реализации, несмотря на масштабность, и последующую работоспособность. Инвестиционный и идейный потенциал Турции не имеет пределов, что заслуженно ставит страну на одну ступень с промышленными экономическими гигантами мира.
TUR — iShares MSCI Turkey ETF Stock Price and Quote (finviz.com)