Армада танкеров, перевозящих санкционную
нефть по всему миру,
начинает молодеть, нарушая многомесячную тенденцию использования самых старых и опасных судов в мире.
Вскоре после вторжения президента
Владимира Путина в Украину в начале прошлого года сотни устаревших танкеров были выкуплены группой безликих
трейдеров, посредников и инвесторов, чтобы сохранить перевозки российской нефти. В настоящее время
средний возраст приобретаемых судов снижается, согласно данным VesselsValue Ltd., занимающейся исследованием сделок по доставке.
Китай, один из крупнейших потребителей российской и иранской нефти, недавно
усилил проверки старых танкеров в ключевом порту Циндао, заставляя некоторые из них ждать более месяца, чтобы разгрузить свой груз.
“
Опасения по поводу безопасности, связанные со старыми судами, являются одной из причин, по которой покупатели выбирают новые суда”, — сказала Ребекка Галанопулос Джонс, старший аналитик VesselsValue.
Согласно VesselsValue,
средний возраст танкеров, продаваемых нераскрытым покупателям — одна из определяющих характеристик судна, являющегося частью темного флота, —
в этом месяце снизился до 15 лет. Совсем недавно, в октябре, исполнилось 19 лет.
Специфика танкеров dark fleet различна. Однако часто это старые суда без страхования по отраслевым стандартам или других западных услуг, а владельцев трудно отследить. Судам около 20 лет или больше — возраст, в котором суда обычно сдаются на слом.
Некоторые страны сурово относятся к старым судам. В дополнение к китайским
чекам, Ранее в этом году Индия приняла решение запретить заход в свои порты судов старше 25 лет.
Резкий рост спроса на суда продлил срок службы многих из них. По данным Clarkson Research Services Ltd., подразделения крупнейшего в мире судового брокера,
за последние семь месяцев не было сдано на слом ни одного крупного танкера с сырой нефтью, чего не случалось по крайней мере с середины 1970-х годов.
После начала войны круг покупателей российской нефти сократился, а это означает, что грузы, которые раньше доставлялись всего за пару дней по Балтийскому морю, теперь неделями добираются до Китая и Индии. Это привело к тому, что
с начала войны прибыль бенчмарковых нефтяных танкеров дважды составляла около 100 000 долларов в день по сравнению со средним показателем в 23 000 долларов в день с 2017 года. Дальнейшие закупки более молодых судов повышают шансы на возвращение ставок к более высокому уровню, поскольку это сокращает поставки судов для традиционных операций.
«Запасы старых танкеров иссякают, поэтому естественным развитием событий является то, что будут приняты новые суда”, — сказал Халвор Эллефсен, танкерный брокер Fearnleys Shipbrokers UK Ltd.
www.bloomberg.com/news/articles/2023-07-01/russia-s-scrapheap-worthy-fleet-of-oil-tankers-gets-an-infusion-of-newer-ships?srnd=premium-europe