Ни разу не сталкивался с такой схемой развода, поэтому лучше расскажу об этом вслух, может, кому-то удастся сохранить деньги на счету. Мошенники однозначно не сидят на месте, постоянно генерируя новые варианты по изъятию средств у населения. Теперь начали давить на больное — угрожают лишить того, к чему ты давно привык.
У меня зазвонил телефон. Скрытый номер. Это ещё что за шифровальщик?
— Билайн! — отвечает приятный женский голос.
— А почему у вас номер засекречен?
— Мы работаем через коммутатор, поэтому никак не можем повлиять на тот номер, что отсвечивается у вас на мобильнике, это автоматика.
В принципе, логично. Примерно же такая байда с номерами, которые звонят по объявлениям с Авито.
— Давайте дальше.
— У вашего номера заканчивается период действия. Уже через две недели он будет деактивирован. Вы будете продлять срок его службы или соглашаетесь с деактивацией?
— Чего? Какая ещё деактивация?
— Ваш номер действует уже много лет, заканчивается период его обслуживания. Вы будете продлять номер? Услуга абсолютно бесплатная, но нужно выбрать варианты, насколько вы будете его продлять: на год, на три года, на пять лет или бессрочно. Какой из этих вариантов выбираете?
А номер то действительно у меня уже много лет. Пулемётная очередь оператора, кстати, была гораздо длиннее. Она буквально гипнотизировала своим бесконечным и бессодержательным монологом. Трель следовала за трелью, у меня уже ухо начало болеть от прижатого мобильника.
— Вы можете прийти в офис оператора или отменить деактивацию прямо сейчас через Госуслуги. Какой вариант вам более удобен? — продолжала забалтывать женщина.
— Ну давайте сейчас продлим срок действия. От меня что нужно? Просто сказать на какой срок продлевать номер?
— Нужно выбрать варианты, как именно вы будете его продлять: на год, на три года, на пять лет или бессрочно. Какой из этих вариантов выбираете?
— Пусть будет на три года. Всё, будем прощаться?
— Сейчас вам придёт код в смс-уведомлении, чтобы завершить операцию.
Телефон пикнул, на экране выскочил пушап с цифрами. Что-то от Госуслуг. Вот только если до этого момента всё выглядело вполне правдоподобно, хотя и не очень складно, но задуматься над этой складностью оператор просто не оставлял ни секунды, постоянно тараторя про тариф и необходимость не потерять номер, то требование кода вывело из транса. Перед моими глазами резко замигала красная лампочка «Аларм!».
— Скажите код из смс, чтобы я могла отменить деактивацию вашего номера на три года, — активно тушила пожар тревоги женщина.
— Какая-то мутная схема, я лучше до оператора вечером дойду, — замычал я. Мой консультант бросил трубку.
Что за смс то пришла? Госуслуги прислали.
Оказывается история с деактивацией нужна была исключительно для того, чтобы взломать мой аккаунт. Чтобы это дало мошенникам? Возможность оформить кредит на моё имя. Пока я спохватился бы, этих микрозаймов вполне могли накидать не один десяток. Вот очередной пример для отчёта Центробанка об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств. Вроде облегчают нам жизнь все эти Госуслуги, СБП и прочие приблуды, умещающиеся в экран мобильника, но ведь и в долги они вгонят по щелчку, при должной сноровке тех, кто вас обзванивает.
У ЦБ даже статистика есть соответствующая поквартальная:
Собственно новый метод социальной инженерии и выпал мне в начале рабочего дня, чуть не лишив покоя и обеда.
Вывод: будьте бдительны. Любые озвучивания цифровых кодов, пришедших в пушап-уведомлении, стоит придержать при себе. В случае крайней необходимости лучше взять паузу на подумать и дойти до нужного места ножками.
Рассчитано на полных балбесов.
— Мы работаем через коммутатор, поэтому никак не можем повлиять на тот номер, что отсвечивается у вас на мобильнике, это автоматика.
----------------
это логично только для лошков. в случае звонков через авито — номер высвечивается, хоть и номер просто пула видимо.
отсутствие номера при звонке на моб.телефоне — это указание что противоположная сторона пользуется услугой CLIR / COLR - только в этом случае на экране будет пусто (поскольку в ОКС7 то номер противоположной стороны идет в любом случае — биллинг вас должен обилить ;) — поэтому и смешно смотреть как в фильмах шпиены по 29 секунд трепятся и сбрасывают звонок на последней секунде :)))) — а тем временем номер звонящего (а даже у телефонных автоматов тоже есть свои номера) — был виден всем еще ДО ЗВОНКА :)
Я сказала присылайте курьера или уйду от такой компании.
А как без приложения торгуете? Голосом, QUIK?
А если уже мошеники взяли займы с использованием ваших Госуслуг, получится не платить или уже не отвертеться?
Правильно, что решили лучше дойти до офиса, чем диктовать коды непонятным незнакомым личностям.
Мне сегодня тоже мошенники звонили. Но схема развода там была совершенно иная. Они представлялись арендаторами квартиры и хотели, чтобы я дошёл до банкомата распечатать им чек о приходе денег, которые они «перечислят» на карту.
А в действительности хотели завладеть данными карты, через банкомат и QR-коды.
— Алло, это ваш оператор, срок действия номера заканчивается.
— Какой оператор?
— Ваш оператор!
— Пшёл вон.
(конец звонка)
Примерно понятно, откуда взяли схему. Операторы начали массово рассылать смс о необходимости подтвердить подлинность регистрационных данных. Мошенники быстро подстроились.
— Это когда женщина уведомляет вас о том, что носит пуш-ап!
З.Ы. Пуш (push) уведомления.
И, судя по реакции они не ожидали такого поворота…
Вчера был массовый обзвон. Пытались зайти в ЛК сотового оператора один раз — смс с кодом пришла на телефон. Но разговор проходил с нескрываемым недоверием и мошенник не решился попросить код.
Также три раза пытались зайти в ЛК Госуслуг, после чего Госуслуги заблокировали пароль.
Рекомендую всем поменять пароль Госуслуг на более сложный и подключить двухфакторную авторизацию по СМС (она и спасла видимо).