Сегодня начал реализовываться очередной негативный сценарий для наших компаний — в апреле 2024 года планируют ввести директиву Евросоюза о поэтапном запрете импорта Сжиженного Природного Газа (СПГ) российского происхождения.
При этом еврокомиссар по энергетике напомнил, что все страны Евросоюза обязаны целиком отказаться от российского газа в соответствии с программой RePowerEU.
Давайте разбираться, как это может повлиять на НОВАТЭК и доходность его СПГ проектов:
НОВАТЭК со своего проекта Ямал СПГ исторически отправлял 70% производства в Европу.
Причин несколько:
👉 Доставка до Европы занимает 9-10 дней, до рынков Азии через Суэцкий канал (западный маршрут) — 35 дней
👉 Доставка через Северный Морской путь до Китая занимает 18-20 дней, но на текущий момент Северный Морской путь не является круглогодичным маршрутом — сейчас им пользуются с мая по ноябрь. Плюс это дороже и иногда нужна проводка ледоколов Росатома
👉 Сжиженный природный газ в газовозах испаряется со временем, в районе 0,1% объема в СПГ танкере в день, т.е. чем длиннее маршрут — тем больше убытков от транспортировки получает продавец (Ямал СПГ).
Условно лишние 15 дней доставки сжигают 1,5% объема СПГ или 1,5 млн природного газа, что при текущих ценах (300$) обходится продавцу в лишние 500 тыс $ с танкера
Но главный риск, который многие сейчас недооценивают — переориентация газовозов на азиатский рынок потребует “больше” газовозов Новатэку, а они могут использоваться только “арктического класса” из-за вечных льдов и географии производства. А свободных газовозов арктического класса на рынке попросту нет — их дефицит например сейчас не дает нормально заработать второму проекту НОВАТЭКа Арктик СПГ-2.
Газовозы арктического класса на текущий момент может строить только Южная Корея, поэтому при полном отказе Европы от российского СПГ вполне можем увидеть снижение объемов выпуска СПГ на проекте Ямал СПГ.
Ранее компания планировала сделать перевалочные пункты в Мурманске и Камчатке — тогда арктическими газовозами можно было бы возить “до хабов”, а дальше обычные газовозы могли их забирать по споту и везти в страны покупатели (это примерно в 2 раза дешевле + газовоз обычного класса на рынке можно найти в аренду).
Но все эти перевалочные пункты включили в SDN лист и мало кто будет ими пользоваться на открытом рынке (под риском вторичных санкций)
Вернемся к ценам — Азиатский рынок исторически был более премиальный в плане цен т.к. Европа имела доступ к трубопроводному газу, но после 2022 года все стало наоборот, вся премия теперь в Европе.
Получается СПГ дочки НОВАТЭКа получат следующий удар (риски реализовались)
👉 снижение цены продажи из-за удлинения логистики (по аналогии с нефтью можно предположить, что за российский СПГ еще будет дисконт 10-20%, сейчас дисконта на российский СПГ нет
👉 есть немаленькая вероятность снижения объемов продажи с Ямал СПГ в рынок из-за нехватки арктических газовозов (Арктик СПГ-2 это тоже касается)
Как это оценить в финансах? Изначально в моей модели заложены продажи 20,5-21 млн тонн СПГ при средних ценах отгрузки 350-400$, большая часть поставок привязана к ценам на нефть выше 80$
При снижении объемов производства на 15% (дефицит танкеров) и появления дисконта к цене из-за длительной доставки и дисконта азиатского рынка в моменте еще на 10%, получаем такую картину
Операционная прибыль падает на 200 млрд рублей и компания становится менее прибыльной (у НОВАТЭКа доля 50%, поэтому не все показатели идут в зачет акционерам НОВАТЭКа)
Условно базовый прогноз с этой табличкой и целевой ценой в 1685 рублей за счет роста прибыли с СПГ проектов и ввода Арктик СПГ-2
Превращается в следующую картину (дивиденды и прибыль падают примерно на 20% относительно прогноза)
Целевая цена в таком варианте по ставке дисконтирования в 15% падает с 1685 рублей до 1210 рублей — АКТИВ СТАНОВИТСЯ НЕИНТЕРЕСНЫМ!
Стоит отметить, что возможно ситуация разрешится более благоприятным образом (газовозы найдутся, цены на газ вырастут или Европа не откажется от СПГ) — поэтому таргет и консервативный прогноз Мозговика пока не меняем, просто внимательно следите за рисками, который могут возникнуть “внезапно” (или уже возникли).
Выводы:
👉 Текущая ситуация для НОВАТЭКа является непростой — поставки с Арктик СПГ-2 еще не запущены (нет газовозов), еще и Европа (самый ближний и премиальный рынок) планирует отказаться от продукции и компании придется везти свой СПГ в Азию (маршрут удлиняется в 3-4 раза в зависимости от выбора пути)
👉 При полном отказе Европы от российского СПГ — прибыль и дивиденды НОВАТЭКа снизятся на 20% по расчетам автора, а с учетом того, что дивиденды и так были небольшими -> кажется акции резко перестают быть интересными по текущим ценам.
👉 Лично я в текущей ситуации начну внимательно на них смотреть (или покупать) при цене 1000 рублей (ранее думал по 1200 начинать)
Спасибо за внимание.
Петр, вот мне как-то кажется не совсем рационально для экспортеров, которые впитывают девальвацию ставка дисконтирования выше 15%. Но может я ошибаюсь.
Опять же риски все еще не реализовались — компания пока продает СПГ в Европу и может продолжит это делать еще 1-2 года, а там и Северный Морской Путь запустят и китайцы научаться газовозы арктического класса делать.
Подскжи, как определяется балансовая стоимость компании? Много перерыл информации, но на эти цифры из таблички так и не вышел.
По-моему так
— прикольно, не знал