Что будет с допустившей дефолт по облигациям сетью Обувь России? Интервью с собственником компании Антоном Титовым
👉 OR Group 3 февраля объявила дефолт по облигациям, не справившись с обязательствами более чем на 500 млн рублей
👉 Компания первой из российских обувных и фешен-ретейлеров вышла на биржу, начала продавать обувь в кредит и даже создала собственную МФО, однако отказ от ортодоксальной бизнес-модели привел к неспособности обслуживать свои обязательства
👉 Компания OR Group (ранее ГК «Обувь России») со штаб-квартирой в Новосибирске управляет федеральной розничной обувной сетью из 727 магазинов в 303 городах России. Магазины работают под брендами Westfalika, Rossita, Lisette, Emilia Estra и «Пешеход». Ретейлер развивает бренды обуви и одежды для активного образа жизни S-tep, all.go и Snow Guard и маркетплейс westfalika.ru, владеет двумя обувными фабриками. Объем консолидированной неаудированной выручки OR Group за 2021 год уменьшился на 21% — до 8,568 млрд рублей.👉 Компании требовались деньги, и Антон Титов решил идти на биржу. Первая попытка была предпринята еще в 2013 году, была даже зарегистрирована допэмиссия на 25%. Но сделку пришлось отложить из-за кризиса 2014 года. «Мы рассчитывали на деньги иностранных инвесторов, но они вернулись только к 2017 году», — вспоминает Антон Титов
👉 В октябре 2017 года «Обувь России» первой среди отечественных фешен-ретейлеров провела IPO на Московской бирже, в ходе которого привлекла около 6 млрд рублей. Деньги от инвесторов были нужны компании, чтобы увеличить розничную сеть, развивать дистрибуцию, а также частично расплатиться по долгам
👉 Размещение прошло по нижней границе ценового диапазона — около 140 рублей за акцию. Сама «Обувь России» планировала привлечь от 6,5 млрд до 7,9 млрд рублей. Для компании сделка все равно была удачной, мы понимали, что для биржи мы просто маленькая компания, из-за этого и был дисконт
👉 На момент IPO у группы «Обувь России» было чуть более 500 магазинов (113 по франшизе) в 140 городах России, компания называла себя лидером среднеценового сегмента обувного рынка страны
👉 Деньги от IPO помогли: торговая сеть выросла почти в два раза — до 908 магазинов в 2019 году (включая франчайзинг — 172) в 370 российских городах. Выручка в 2019 году составила рекордные 13,7 млрд рублей
👉 Развивались и финансовые сервисы. Выручка от направления по выдаче денежных займов составляла 2,1 млрд рублей (около 15% от общей выручки)
👉 Пандемия стала переломным моментом. «Для нас каждый кризис был сложным, но после 2008 и 2014 годов спрос и доходы россиян восстанавливались довольно быстро. В первой половине 2020 года случилось то, чего не было никогда: страны закрылись, магазины закрылись, люди сидели дома — остановилось все. Страшнее было только то, что когда все наконец открылось, покупатели в офлайн-магазины не вернулись. Мы потеряли чуть ли не половину трафика», — говорит Титов.
👉 В конце 2020 года бизнесмен объявил ребрендинг: «Обувь России» сменила имя и стала универсальным ретейлером OR Group. Что из этого вышло? Опрошенные Forbes конкуренты OR Group перечисляют сложности, с которыми столкнулась сеть: магазины несовременные, «выглядят странно» и «чем-то напоминают сельпо», ассортимент широкий и не совсем привычный для магазинов обуви — одежда, аксессуары, товары для дома, мелкая кухонная техника, бижутерия и косметика. «Наши покупатели — это на 80% женщины, ассортимент подобран под них»
👉 Из 280 отзывов на Westfalika на сайте otzovik.com 180 крайне негативные (один из пяти возможных баллов). «Уважаемые владельцы данного магазина, подскажите: нам что, на ноги надо чайники, сковородки, игрушки надевать?! Где качественная обувь?»
👉 Ключевым растущим каналом на рынке обуви и одежды сейчас являются маркетплейсы — Wildberries, Ozon, AliExpress, «Яндекс.Маркет», Lamoda), их доля на рынке онлайн-продаж fashion (с учетом трансграничного сегмента) в 2021 году выросла на 7 п. п., до 61%
👉 3 февраля OR Group сообщила о дефолте по выпуску облигаций БО-07. Ретейлер разместил их в 2017 году на Московской бирже. В течение трех лет OR Group гасила заем, выплатив 408 млн рублей. Оставшуюся сумму, 592 млн рублей, компания должна была погасить 20 января, но у OR Group не хватило средств. Ретейлер объяснил это «непростой ситуацией на рынке облигаций» и большими платежами по другим облигационным выпускам в конце 2021 года.
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Все Верно, статья FORBES подтвердила мою догадку: ростовщический бизнес конфликтовал с торговлей. Если конкуренты просто давали скидку, то ОР удерживал высокую цену и пытался навязать кредит…
Цитата: «Сочетание розничной торговли и микрофинансового бизнеса неизбежно формирует целый ряд дисбалансов в ценовой политике и негативно влияет на качество сервиса, в связи с чем компания постепенно теряла клиентов, которые не заинтересованы в рассрочке и сравнивают цены с другими ретейлерами»