Когда же мы взлетим? Будущее акций авиакомпаний и сферы туризма
В течение апреля Уоррен Баффет полностью распродал свою долю во всех четырех крупнейших американских авиакомпаниях, включая Delta и United Airlines. Великий инвестор считает, что авиационная отрасль будет коренным образом изменена после COVID-19. Баффет предполагает, что понадобятся годы, чтобы авиаперелеты вернулись в нормальное состояние, и авиакомпании могут быть вынуждены взять на себя гору долгов, что еще долго будет ограничивать их потенциальную прибыль.
Так ли это на самом деле? А может, именно сейчас — весьма выгодный момент для того, чтобы «по дешевке» скупить акции раненных авиаперевозчиков и других компаний, связанных с путешествиями? Разберемся вместе!
Где же ваше критическое мышление?
Яркий пример неоднозначной ситуации с инвестициями в сферу туризма — американский фондовый рынок. Судя по последним событиям, многие инвесторы потеряли способность критически мыслить и трезво оценивать ситуацию, не поддаваясь настроениям толпы.
Стадный инстинкт, кажется, захватывает массы — и это совсем не вызывает удивления во время волнений, страха и паники на фоне пандемии, кризиса и масштабных банкротств.
Но именно сейчас инвесторы должны быть расчетливыми. Это особенно верно, если вы собираетесь инвестировать в авиакомпании или другие фирмы сферы туризма. Исторически сейчас это — один из самых рискованных и сложных секторов экономики, в который могут входить люди с деньгами.
Даже великий Уоррен Баффет дважды — за 30 лет — потерял кучу денег, делая ставки на авиалинии.
На рынке бытует интересная присказка об инвестициях в авиакомпании: лучший способ стать миллионером в авиационном бизнесе — это начать миллиардером и купить авиакомпанию.
Важно помнить, что осталось несколько ключевых вопросов о том, сколько времени потребуется перевозчикам, чтобы оправиться от полного падения спроса на поездки в ответ на пандемию COVID-19:
Какое влияние это окажет на будущий спрос на деловые авиаперевозки?
Из-за продолжительного резкого сокращения спроса на деловые поездки авиакомпаниям необходимо внедрять новые, более динамичные модели ценообразования. Придется ли им повышать цены и разделять категории бизнес и туристических поездок?
Перейдут ли транснациональные корпорации в режим «онлайн»? Ведь именно эта категория пассажиров, как правило, приносит авиакомпаниям самую большую прибыль, и повсеместное использование сервисов вроде Zoom может кардинально сместить ориентиры расходов подобных компаний.
Если описанная выше ситуация таки случится, как это повлияет на формирование цен на билеты бизнес-класса и первого класса?
Вот 3 причины, почему акции авиакомпаний все еще выглядят очень рискованно.
1. Ожесточенная конкуренция
Увеличение спроса на билеты дает надежду, но нельзя обманываться растущим цифрам. Вероятность того, что в ближайшее время пассажиропоток вернется к докризисным уровням стремится к нулю. Среди авиаперевозчиков существенно увеличится конкуренция, но значительного снижения цен, несмотря на обещания, мы тоже не увидим — работать себе в убыток на фоне и без того катастрофически потерь никто не будет.
Генеральный директор Southwest Airlines Гари Келли предупредил сотрудников, чтобы они готовились к усилению конкуренции:
«Мы будем жестко конкурировать за клиентов, поскольку мест в авиакомпании будет намного больше, чем клиентов, и продолжаться это будет на протяжении долгого времени».
2. Снижение дохода на милю доступного места
Чтобы соблюсти меры по дистанцированию и сделать времяпровождение во время полета комфортным, авиакомпаниям приходится оставлять места по центру пустыми. Реально они могут работать только на 70% мощности.
Это ниже уровня безубыточностидля большинства авиакомпаний, включая американскую «большую четверку». Коэффициент безубыточности у American Airlines 78,9%, у United Airlines — 75,6%, в то время как у Delta — 74,2%.
Southwest — самая эффективная из Большой Четверки, и ей удается добиться безубыточности при коэффициенте нагрузки 72,5%.
При пропускной способности 70% Southwest теряет $782, эксплуатируя 216 пассажирских самолетов. American Airlines теряет $3519 при аналогичных обстоятельствах.
Это означает, что авиакомпаниям придется повышать тарифы и резко сокращать расходы. Повышение стоимости будет означать потерю клиентов, а сокращение расходов практически невозможно — многие правительства уже установили лимит на максимально возможное количество уволенных сотрудников.
3. Рост цен на нефть
В среднем расходы на топливо составляют примерно четверть расходов авиакомпании. Сокращение спроса на пассажирские перевозки совпало с падением цен на нефть. Но после него черное золото начало резкое восстановление.
Если бы цены на нефть оставались низкими, это помогло бы авиакомпаниям с точки зрения операционных расходов. Однако они вряд ли задержатся внизу, поскольку крупные производители нефти настаивают на дальнейших сокращениях.
Страны ОПЕК+ продлили договоренности о сокращении добычи нефти на встрече в начале июня. Новый пакт предусматривает коллективные сокращения на 9,6 млн баррелей в день до конца следующего месяца, поскольку исключает Мексику, которая вышла из ОПЕК+.
Что ж, сфере туризма пока отбой?
Мы затронули лишь малую часть проблем, с которыми предстоит столкнуться авиакомпаниям и сфере туризма этим летом и даже после окончания пандемии. Примеры последних месяцев показывают, что опрометчивые решения раз за разом приводят к убыткам, поэтому радоваться низким ценам на акции и спешить заполнять инвестиционный портфель под загрузку явно не стоит.
На что рассчитывать в будущем? Если вы готовы к риску — милости просим. Можно присмотреться к нескольким компаниям-гигантам, у которых в запасе большие резервы капитала и которым по плечу любые трудности, но даже в их случае рассчитывать на баснословные прибыли в кратко- среднесрочной перспективе, пожалуй, не стоит.
Источники: investopedia, cnn, forbes, investorplace