Часть первая
Часть вторая
Кто хотел конкретику — читать с третьего абзаца.
Иногда, бывает, смотришь кино или читаешь книгу, и на простых ситуациях видишь что-то из своей жизни или своих мыслей, что раньше вертелось вокруг да около, но после просмотра встало на свои места. Увиденная ситуация даёт эффект сильно упрощённой и уменьшенной в масштабе модели того, что тебе нужно понять, это позволяет увидеть всё в общем и со стороны. Последний раз этот эффект я уловил просматривая фильм “Мечты Дзиро о суши”. Многие вещи, которые в той или иной степени были в голове до этого, после просмотра обрели ясность, фильм просто пронизан истинами. Однако, вопрос — а смог бы я получить из этой истории Дзиро столько же пользы лет десять назад, когда голова не была обременена ничем подобным? Нет. Ну услышал бы я, что нужно посвятить себя чему-то одному и развивать это, достигая совершенства, понял бы о чём действительно речь, много бы взял для себя, смог бы применить? Скорее всего нет. Но, когда самостоятельно встаёшь на тот же путь и, в той или иной мере, начинаешь понимать все эти вещи своим умом, фильм выступает в роли картинки для пазла: все детали у тебя уже есть, не хватало общего вида. Но, тому, у кого нет деталек, картинка никак не поможет.
Начало.
А знаете в чём главная беда города абсурда? Беда в том, что это болото, в котором вязнут все вновь пришедшие. Решает человек, никогда не ездивший ранее, начать таки добираться в пункт Б на своей машине. А то всё пешком, да не дальше своего квартала, в лучшем случае на троллейбусе если куда подальше, да они все по пути ломаются и нормальный ещё поискать, который, пусть не быстро, но довезёт. Человек этот понимает, что водить он не умеет, и неплохо бы подучиться, да вот беда — нет автошкол в этом городе. Нет и ладна, решает он учиться самостоятельно и, первым делом, начинает гуглить, что и как здесь вообще. Попадает на всевозможные ресурсы ездунов и погружается в этот поток информации. Читает статьи, смотрит ролики в ютюбе и всякие вебинары. Радуясь такому количеству доступных материалов, человек начинает впитывать всё как губка. И про то, что не стоит поворачивать направо по утрам, если часто попадаешь из-за этого в ДТП, и про необходимость сложной системы с оценкой вероятности аварии на основе сочетания сделанных ранее правых и левых поворотов и т.д. А ещё есть опытные водители, чьи бесплатные вебинары он уже посмотрел. Это общепризнанные умельцы своего дела, их все знают, и они тоже рассказывают про системы, про “фирменные” закономерности — “если на светофоре не было пешеходов, то поворачивай направо, а если были — налево” и про много других полезных вещей, которые должен знать каждый водитель. Самое главное, что на всех этих ресурсах в интернете новичок каждый день видит фотографии счастливцев, проехавших без аварий по ул. Советской или сделавших пару неплохих поворотов и без ДТП. Все авторы систем, статей и видеороликов показывают, как они успешно проезжают перекрёстки, пользуясь своими наработками. Новичок воодушевлён всеми увиденными достижениями других ездунов, вроде и сложного ничего нет, вот чёткая система, всё в ней понятно, садись, делай как написано и доедешь, ещё есть понятные закономерности и куча фотографий как все легко ездят.
Давайте представим, что человека, не умеющего водить, но имеющего очень большое желание доехать до пункта А. Вот он покупает автомобиль, научился трогаться и уже и начинает свой путь. Что случится? Понятное дело — он устроит ДТП и не одно. Сначала он, трогаясь, врежется во впереди стоящий автомобиль, потом подрежет кого-то, потом пешехода собъёт и т.д. А теперь давайте представим, что таких людей целый город, их много, и они объединились в сообщество ездунов, создали форумы в интернете и прочие ресурсы и общаются, обсуждают ошибки друг-друга, делятся своими ситуациями, наблюдениями и мыслями, как всё таки стабильно, без аварий, доезжать до пунктов А, Б, В… Иногда даже устраивают совместные встречи. Одни говорят, что все проблемы в том, что нет чёткого алгоритма действий или целой системы — посмотри направо, налево, выжми сцепление, включи скорость, плавно отпускай сцепление и жми газ… другие говорят о том, что не нужно вообще перестраиваться из ряда в ряд и тогда не будешь врезаться, третьих больше всего, и они говорят, что все ДТП только из-за психологии — увидел много машин, растерялся, авария! есть ещё четвёртые, они утверждают, что ключом к решению всех проблем является статистика — если по утрам у вас не выходят повороты налево, то либо выезжайте не раньше чем в обед, либо утром поворачивайте только направо. Порой люди настолько глубоко погружаются в разработку неких универсальных систем правильных поворотов и перестроений, что их труды не могут не впечатлить, им даже удаётся без проблем ездить по ул. Ленина, но стоит свернуть на ул. Советскую, или на ул. Ленина начинается ремонт одной полосы, как вновь случается ДТП, и усложнение без того сложной системы продолжается по новому кругу. Не утихают споры — одни говорят, что нужно смотреть только на разметку, другие — только на знаки, третьи, что это всё ерунда и главное после трёх поворотов налево на четвёртом перекрёстке обязательно повернуть направо. Ещё в этом сообществе есть люди, дающие прогнозы, вроде того, что завтра лучше не поворачивать направо, это будет приводить к авариям, только налево. А есть ещё небольшая группа людей, и они предлагают всем остальным действенные способы, как избавиться от всех этих проблем, как не врезаться и не подрезать, у них есть чёткие проверенные системы, которыми они сами пользуются и благополучно ездят, эти люди готовы за три дня научить любого за н-ную сумму денег. Бедолаги, уже разбившие по несколько автомобилей, от безысходности идут к этим обучателям, но и там не находят решения, а только наоборот, почувствовав ошибочную уверенность, познав проверенную систему, начинают ездить на больших чем обычно скоростях и лишь быстрее разбивают свои автомобили. В итоге счастливы только салоны по продаже машин и автомастерские, и те и другие тоже предлагают научить вождению за три дня, и тоже участвуют в обсуждениях ошибок приводящих к ДТП, дают советы как нужно делать правильно, и как не совершать ошибок.
Город абсурда? Что бы такого вы сказали всем этим людям? - Очнитесь! Что это вообще за бред! как такое возможно?? очнитесь люди! Это какой-то абсурд, как вы все не понимаете, что ваши беды только от того, что вы не умеете водить, не нужно искать корень проблем в конкретных ошибках, они просто следствие того, что вы не умеете! научитесь! и всё будет нормально. И за три дня вас никто не научит, потому что вождение это много знаний и ещё больше навыков, которые нужно долго вырабатывать, один за другим, а потом правильно практиковаться, укрепляя и развивая полученные навыки, используя знания. И если только вы научитесь, сможете ездить по любым улицам и городам и днём и ночью, и ничего не будет для вас меняться — те же знаки, те же люди, те же правила…
Торгую достаточно давно и стало реально скучно одному. Все мы существа социальные. Думаю, а не взять ли мне какого-нибудь начинающего трейдера или двух, попробовать подтянуть немного, ведь есть что передать. Постарался ответственно подойти к вопросу — изучил немного принципы освоения навыков и основы обучения как науки, всё распланировал, составил подробную учебную программу, продумал техническую и программную часть, поставил хороший микрофон, чтобы не гундеть под нос как у нас принято среди гуру и ещё кое что прикупил из оборудования. Заняло всё про всё больше месяца. Даже этой подготовкой немного воодушевился, не говоря о предвкушении самого процесса. Ведь я буду в кого-то вкладывать то, что сам выстраивал так долго, буду практически воспитывать человека как трейдера с самых азов. Ну, думаю, осталось дело за малым, подыскать кандидата. Поспрашивал среди знакомых и написал пост здесь (за что извиняюсь, честное слово не подумал, что такое безобидное дело попадает под правила). В итоге ни то ни то сначала не дало результатов. Немного расстроился. Потом один обратился, узнал что это от полугода и дольше, со словами “ууууу…. чё так долго” откланялся. Потом ещё один, трижды договаривались о встрече, я как человек пунктуальный и опять же ответственный, был готов, ждал, но тот всё переносил. В итоге созвонились, оказалось он готов уделять обучению час в день, может раза два в неделю и то не всегда… Ещё двое — договорились о встрече, два раза уже перенесли, третьего думаю не стоит ждать. И вот, спустя неделю поисков, и ещё пару кандидатов, всё воодушевление, с которым я подошёл к этому важному делу, иссякло. И у меня на фоне всего этого вопрос: это так мозги промыты у населения, что все думают, что можно пройти какой-то курс за месяц, взять пачку паттернов, написать “алгоритм” на листочке (обязательно положить перед глазами) и начинать рубить или реально все такие лоботрясы? Если бы мне в своё время человек сказал, что будет со мной заниматься пол года и не будет пичкать “сломом линии тренда” и паттерном “ромб” (недавно услышал, смешно), я бы всё побросал, сел бы на него и не слазил бы пока не вытянул всё что можно.
Теперь уже и не жалко всех этих людей, которые за 1000$ каждый набиваются в группы по 40 человек на “обучение”, а потом «трейдинг это не для всех, по этому все сливают».
Введение.
Курс 1.
Курс 2.
Курс 3. Интенсивный курс по дейтрейдингу NYSE, Олесь Срибный.
После тренинга у Владимира Жиброва и неплохих результатов на демо попробовал вернуться на реал, но вылезли проблемы с дисциплиной, которых я не ждал. Пытался их сам пересилить, но продвинулся в этом направлении мало. Начал интересоваться как с этим справляются другие трейдеры и наткнулся на пару записей Олеся Срибного из его обучающего проекта. На курсы дейтрейдинга я больше не планировал идти, но когда послушал, как он объясняет психолгические аспекты трейдинга, решил поучаствовать, к тому же обходилось на тот момент это удовольствие около 15000 р.
Курс по своему составу выглядит очень похожим на другие: теория + практика, но построен очень своеобразно. С самого начала очень много уделяется правильному восприятию всего – целей, внутреннему спокойствию, дисциплине, восприятию ошибок, в чём их корень и как с ними бороться и т.д. О чём бы ни шла речь, Олесь параллельно с базовыми знаниями даёт расклад с чём вы столкнётесь в психологическом плане и как это перебороть. Когда слышишь как он сам, торгующий трейдер, годами преодолевал, то с чем ты столкнулся только что, становится морально проще. Со стороны можно было подумать, что это какая-то секта, на столько точно он подмечаел все проблемы, которые меня преследовали. По сути, проблемы-то у всех одинаковые, я не понимаю почему им не уделяется столь должное внимание на других обучениях. После этих занятий я перестал паниковать по поводу своих неудач, как-то более чётко смог обозначить свои косяки в дисциплине, начал в целом спокойнее торговать, уделять больше внимания самоконтролю, распорядку дня, внутреннему настрою, да и вообще много чего было услышано, что звучит вроде просто и ясно, но сам до этого будешь доходить долго. Важность этой стороны трейдинга понимаешь, увы, не сразу — сначала же нужна суперсекретная методика заработка, только потом доходит, что результат процентов на 70 зависит от умения держать себя в руках и голову в холоде. Опять же, не уверен, что человек без опыта вообще поймёт о чём вся эта демагогия про психологический настрой и внутренний контроль, я бы точно пропустил мимо ушей. Для полного усвоения нужно сначала самому покосячить, потильтовать, несоблюдать свой же алгоритм и т.д. только потом будешь слушать внимательно и мотать на ус )) Говорю про себя, но уверен что у большинства всё так же, а те кто только начинает – поверьте на слово.