WSJ: Airbus отдаст приоритет производству менее крупных моделей
11 марта 2019
БРЮССЕЛЬ, 11 марта. Европейский производитель самолетов Airbus SE в течение двух десятков лет лидировал в сегменте крупнейших самолетов. В этом году компания решила отказаться от A380 superjumbo, фактически уступив рынок самых крупных авиалайнеров конкурирующему с ней Boeing Co.
Гийом Фори, который в следующем месяце займет пост генерального директора компании, заявил, что рынок самолетов, вмещающих не менее 400 мест, слишком мал и за него нет смысла бороться. Вместо этого Airbus начнет активнее соперничать с Boeing в сегментах менее крупных самолетов, на которые приходится основная часть парков воздушных судов.
«Пожалуй, логичнее улучшать конкурентоспособность на 95%-98% рынка, чем инвестировать крупные суммы, чтобы заполучить оставшуюся часть рынка», – отметил Фори в интервью, данным перед вступлением в новую должность. Сейчас он возглавляет бизнес коммерческих самолетов.
Airbus в феврале заявила, что в 2021 году прекратит производство модели A380, которая так и не стала прибыльной. Авиакомпании остерегались двухпалубного самолета, способного вместить 555 пассажиров, поскольку их смущала необходимость заполнить так много мест, а также отпугивала его цена – 445,6 млн долларов до учета скидок.
В результате рынок крупных самолетов останется за Boeing, и это серьезные перемены. После того как Airbus сделала ставку на A380, Boeing много лет пренебрегал перспективами рынка крупных лайнеров с четырьмя двигателями. Теперь же именно американский производитель продвигает крупные самолеты, хотя в основном более экономичные модели с двумя двигателями. Компания тоже сокращает производство «горбатой» модели 747 с четырьмя двигателями.
В эту среду Boeing должен был официально представить новый дальнемагистральный лайнер 777X с двумя двигателями, рассчитанный на 425 мест, однако производитель отложил это событие ввиду произошедшего в воскресенье крушения Boeing 737 MAX, принадлежавшего Ethiopian Airlines. Модель 777X длиннее 747 и более эффективно расходует топливо. International Consolidated Airlines Group SA, головная компания British Airways, в прошлом месяце объявила, что оформила заказ на эти новые самолеты на сумму 18,5 млрд долларов. Компания намерена заменить стареющий парк 747. Заказы на 777X уже превысили заказы на модель A380 за все время ее продажи, то есть за 19 лет.
Как отметил Ихссейн Монир, старший вице-президент Boeing по продаже коммерческих лайнеров, авиакомпаниям потребуется не менее 1500 самолетов размера 777X.Когда завершится выпуск A380, у французской авиакомпании в самом дорогом сегменте рынка останется только A350-1000 – ее крупнейший широкофюзеляжный самолет. Он в среднем вмещает 366 пассажиров и до стандартных для отрасли скидок стоит 366,5 млн долларов. Тем временем две крупнейшие версии 777X стоят 442,2 млн долларов.
Компании также соперничают на рынке меньших по размеру широкофюзеляжных моделей. Boeing предлагает там 787 Dreamliner, а Airbus – A330 и A350-900.
Ранее компания, базирующаяся в Тулузе, изучила возможность увеличения салона A350 и добавления дополнительных мест, однако убрала проект в долгий ящик и сосредоточилась на обновлении моделей поменьше. Airbus сочла, что на увеличенную модель спрос будет небольшой, тогда как ее появление могло усугубить ситуацию со спросом на модель A380, когда она еще продавалась. По словам Фори, у компании сейчас нет новых планов по увеличению A350.
«Мы посмотрим, есть ли смысл на определенном этапе немного увеличить самолет и найдется ли достаточно большой рынок, чтобы дальнейшие инвестиции были оправданны», – сказал он. Вторя давним аргументам Boeing против A380, Фори сказал, что спрос на дельнемагистральные лайнеры в основном сконцентрирован на меньших по размеру самолетах, способных преодолевать очень большие расстояния.
Будущему гендиректору крайне важно сделать верную ставку, чтобы не дать Boeing получить преимущество в тесном соперничестве на рынке, где есть два доминирующих игрока.
Монир считает, что при нынешней ситуации с конкуренцией у Boeing есть преимущество. «Настоящей конкуренции и нет», – сказал он. По его словам, благодаря размеру 777X имеет преимущество перед конкурирующей моделью Airbus в плане затрат топлива в расчете на место. Он добавил, что у самолета Boeing больше фюзеляж.
Boeing получил заказы на 777X от крупнейших перевозчиков мира, в том числе от Emirates Airline, Deutsche Lufthansa AG, Qatar Airways Co., крупнейших покупателей больших моделей. Но и они считают, что спрос в сегменте будет ограничен.
«Их закупили авиакомпании, от которых такой шаг и был ожидаем, – заметил гендиректор IAG Уилли Уолш через неделю после оформления заказа на новый самолет Boeing. – Думаю, рынок невелик».