Государство — это нечто общее, которым распоряжается некто частный в общих интересах… Это общее для тех, кто за ним присматривает, становится со временем чем-то своим, личным — если он присматривает слишком долго или если он знает, что всякий раз для присматривания будет выбран именно он. С этого и начинается вечное стремление государства, а точнее, тех самых, кто присматривает за общим, к подчинению остальных своим интересам, чтобы никогда не лишиться общего как ресурса своего благополучия. Опуская тему того, как ограничить такие интенции и сами возможности, попробуем разобраться, как такие возможности создаются и к чему приводят.
Проблему свободы, рынка, государства и общества можно рассматривать через различные призмы и в разных парадигмах. В этом случае я буду отталкиваться от простейшей экономической зависимости — цены денег и инфляции, описанной, в частности, Ирвингом Фишером.
1. Линейная упрощенная логика — отличный способ быстро удовлетворить политические запросы электората. Запрос со стороны западной общественности на ограничения возможностей РФ продолжать проводимую политику и соответствующие активные действия удовлетворяется западными политическими элитами в духе лево-популистской повестки, доминирующей в последние 20 лет в большинстве развитых стран. Реальная эффективность решений властей коллективного Запада, в первую очередь Европы, в отношении РФ идет далеко позади громких прокламаций и ложных на самом деле очевидностей, так быстро продаваемых избирателям.
2. В частности, я имею ввиду ограничения на экспорт российской нефти и ее передела как основного источника экспортных доходов бюджета РФ и возможностей действующей власти финансировать проводимую политику.
Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK), колумнист WallStreet Window, Mises Institute, Eurasia Review
Как известно, одна из главных задач ФЕДа в проведении монетарной политики — формирование ожиданий, то, что Томас Шеллинг называл “обусловленным поведением”. Ожидания определяют экономическое — да и в целом социальное — поведение экономических агентов, а значит экономическую динамику и ее направление.
Важная цель монетарной политики ФЕДа — таргетирование инфляции. Это один из видов формирования ожиданий и управления ими, т.е. создание условий для достижения того самого целевого «обусловленного поведения».
Хорошо ли это? В целом нет. Конечно, это лучше прямого монетарного вмешательства, и современная мейнстрим-экономика считает это рыночным способом проведения монетарной политики через стимулы, исключающие прямое импактирование. Однако сторонники свободного рынка скажут на это, что аппетит растет во время еды, особенно когда это касается государственного регулирования.
Пропаганда — важнейший инструмент коммуникаций политических групп с населением. Однако зачастую пропагандой называют то, что пропагандой не является. Пропаганда — лишь один из видов информационного моделирования социального сознания, его использует любая социальная группа, претендующая на власть или желающая ее удержать.
Помимо эволюционных факторов — географического положения и природных условий, исторического наследия, культуры, религии и пр. — общественное сознание и политические предпочтения определяются информацией. Сама информация и ее влияние на социальные предпочтения, способ ее доставки и представления, основания и углы зрения для ее оценки в большой степени зависят от сформировавшихся этических ценностей, принятой социальной риторики и институтов, включая степень их трансформационной эластичности. В разных обществах с различным социополитическим и экономическим устройством влияние информации может иметь полярные результаты — от обретения свободы до ухода в рабство. Другими словами, информационное моделирование, его цели и результаты зависят от того, кто моделирует, где моделирует и кто адресат этого моделирования.
Деградация или трансформация? Невежество, как фактор убывающей полезности — актуальная проблема развитых демократий.
Универсальное невежество, специализация и эгоизм – естественные природные черты усредненного человека, как биологического вида. Во все времена, «средний представитель» был именно таким, таким же остается сегодня. Имеет значение база и контекст, от которых необходимо отталкиваться – ординализм здесь весьма уместен.
Однако, в современном цивилизованном мире развитых рыночных демократий, победителем, лидером любого социума или суб-социума – от государства до автомастерской – становится персона или группа, обладающие экстраординарными знаниями или способностями. Меритократия на демократических основах – одно из самых значимых достижений человечества.
Закон о снижении инфляции, подписанный Президентом Байденом, является важной вехой в расширении государственного экспансионизма. Помимо губительного увеличения налогового бремени на бизнес, закон обеспечивает нам возрастание инфляционных рисков за счет форсированных стимулов энергоперехода.
Расходы на климат и энергию, зашитые в Закон, видимо будут иметь противоположный названию Закона эффект. Весьма вероятно, что они станут драйвером инфляции в среднесрочном горизонте.
Закон о снижении инфляции содержит схему инвестиций в 369 миллиардов долларов в энергетическую безопасность и изменение климата и это является крупнейшей программой энергоклиматических расходов за всю историю США. Туда включены налоговые льготы и стимулы для бизнеса в области возобновляемых источников энергии. Предполагается, что этим стимулы увеличат инвестиции в альтернативную энергетику и ускорят отказ от углеводородов.
Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)
За последние несколько десятилетий налоговая система США стала окончательно неразборчивой и по-прежнему является главной угрозой для корпоративной Америки. За время глубокого “левого” крена окончательно укрепился нарратив о том, что корпорации — это вечно разбухающий источник налогов, и все лишнее надо сразу забирать.
Закон о снижении инфляции эту концепцию укрепляет и игнорирует тот факт, что корпорации по сути — это фактически сообщества людей — акционеров, сотрудников и потребителей. Поднимая корпоративные налоги, вы увеличиваете налоговое бремя простых людей.
Разумная налоговая система предполагала бы собирать налоги с физических лиц один раз, когда они получают доход. Но законодатели отказываются внедрять такую систему, фактически нагромождая новые налоговые обязательства на экономических агентов.
В России привыкли говорить МЫ. МЫ выиграли Вторую, МЫ первыми запустили спутник и человека в космос, МЫ провели индустриализацию, МЫ создали великую русскую литературу…. МЫ… МЫ...
Это МЫ - удобный способ исторического ревизионизма и компенсации этико-социальной и экономической недоразвитости. Это – одновременно и историческая конъюнктурность, и исторический конформизм.
Если что-то людоедское, наподобие опричнины, дыбы, многовекового рабства или пыток в застенках спецслужб — это не МЫ, это отдельно взятые люди или, в лучшем случае, группы — царь, бояре, барин-самодур, салтычихи, нквдэшники, “сталин-берия”…. Это — вне «народа», это — по сторонам от всего «основного-хорошего», это — не главное, это — не МЫ.
Если же Петербург на болотах, победа над Наполеоном, военная гегемония в 18-ом веке, индустриализация в 30-хх 20-ого века, прорывы в науке, освоение космоса, Кутузов, Толстой, Чайковский — это все МЫ, это МЫ — Великая Россия.
Пара слов на тему внезапно образовавшейся новостной повестки о тотальном ограничении доступа россиян в Европу и другие развитые страны.
Такие предложения изначально выдвинула украинская сторона некоторое время назад. Предложения были частично поддержаны официальными лицами в Латвии и Эстонии, а также в Польше и некоторых других странах Восточной Европы. Одновременно представители властей главных европейских держав — Германии, Франции и Италии, а также США официально высказались против таких потенциальных мер. Олаф Шольц отметил: “мы воюем не с русскими, а с нынешним политическим режимом”.
Вместе с тем абсолютное большинство всех оппозиционных лагерей в российском обществе также подвергло жесткой критике как заявление представителей Киева, так и поддержку этих заявлений представителями правительств прибалтийских государств и Польши.
Уже не вызывает удивления, что популизм нынешней Администрации зашкаливает за все мыслимые пределы и граничит с прямым враньем. На днях г-н Президент дал слово, что Закон о снижении инфляции не повысит налоги для американцев, зарабатывающих менее 400 000 долларов в год. Однако реальность в том, что это не так: закон увеличит налоговое бремя более чем на полтриллиона долларов, и это коснется всех — и богатых и бедных.
Один из самых масштабных фискально-бюджетных законопроектов концентрируется на субсидиях и правилах развития зеленой энергии, ценовой регуляции в ритейловой фармацевтике, расширения дотаций в Obamacare и новых налогов. И это — тоже не сюрприз: правительству, а точнее бюрократи, нужны ресурсы для финансирования своего левериджа и протекционизма.