«Раз в месяц кавалер Помидор обходил деревенские дома и заставлял крестьян глубоко дышать в его присутствии. По очереди он измерял у них объем груди после вдоха и выдоха, затем производил подсчет и устанавливал, какая сумма причитается с каждого потребителя воздуха».
«Приключения Чиполлино»
.
Конечно, трудно сказать, что Никита Хрущев «установил свободу» в СССР, но 27 сентября 1959 года, находясь в США, он сказал по американскому телевидению: «В ближайшее время мы откажемся, повторяю, откажемся от взимания всяких налогов с населения. Думаю, что вам хорошо понятно значение этой меры». Мол, у вас в США свободы нет, потому что есть налоги, а у нас в СССР свобода есть.
О соотношении свободы и налогов много размышляли в Британии XVII века. Уинстон Черчилль писал о тех временах: «За кем последнее слово в вопросах налогообложения? До тех пор каждый принимал средневековую доктрину: „Король не может править своим народом по законам иным, чем те, на которые согласен народ, и, следовательно, не может облагать народ налогами без его согласия“. Но эту доктрину никто серьезно не анализировал. Если это фундаментальный закон Англии, пришел ли он из мглы древности или порожден уступками прежних королей? Является ли налогообложение по согласию неотъемлемым правом, присущим каждому англичанину от рождения, или привилегией, которую можно отнять? Выше ли король закона? И кто может сказать, что есть закон?
Большая часть XVII века прошла в попытках найти ответы на эти вопросы. Юристы, ученые, чиновники и солдаты — все приняли участие в великом споре». Спор был не только теоретическим. Король Карл I решил своей волей распространить корабельный налог, который со средних веков платили прибрежные графства Англии, на все графства. В 1637 году было собрано 90% запланированной суммы, а в 1639 году — уже всего 20%. Люди просто отказались платить — дело кончилось гражданской войной и казнью короля. После гражданской войны споры продолжились. Английский ученый Уильям Петти в 1662 году бился над смыслом экспортных и импортных пошлин: почему король имеет право их собирать — может быть потому, что за эти деньги он предоставляет купцам защиту от пиратов?
Полвека спустя в России Петр I ставил вопрос шире и исследовал вопрос, сколько вообще государь может собрать денег с налогоплательщиков. В 1719 году он отметил: «Никакого государства в свете нет, которое бы наложенную тягость снесть не могло, ежели, правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет». А в советской энциклопедии 1954 года подчеркивается: «В капиталистических странах полученные от налогов средства идут на содержание буржуазного госаппарата, на личное обогащение помещиков и капиталистов, на подготовку и ведение войн и другие паразитические цели.
Налоги в капиталистических странах делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги с доходов (подоходный налог), с наследства, с земли, строений и т. п. К косвенным относятся акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины и пр. Косвенные налоги взимаются с населения через повышение цен на товары, главным образом широкого потребления…
При социализме налоги являются одной из форм участия трудящихся в укреплении социалистического государства. В СССР применяются только прямые налоги».
Денежная масса — наличные деньги и безналичные денежные средства резидентов Российской Федерации.
В составе денежной массы выделяют денежные агрегаты, которые различаются по степени ликвидности. Наиболее ликвидным является денежный агрегат М0 (наличные деньги в обращении).
Основные понятияМежпрофессиональная
группы неквалифицированных рабочих всегда находились внизу профессиональной пирамиды. Они были слугами и крепостными, они являлись самыми низкооплачиваемыми работниками, у них меньше всего прав, самый низкий уровень жизни, самая низкая функция контроля в обществе
группы работников физического труда всегда были менее оплачиваемыми, менее привилегированными, менее влиятельными, чем группы работников умственного труда. Этот факт проявляется в общем стремлении масс физического труда к интеллектуальным профессиям, в то время как противоположное направление редко является результатом свободного выбора, а почти всегда определяется неприятной необходимостью.
Эта общая иерархия умственных и физических профессий хорошо выражена в классификации профессора Ф. Тоуссига. Она гласит
: на верху профессиональной пирамиды мы находим группу профессий, включающую высокопоставленных официальных лиц, крупных бизнесменов;