Комментарии пользователя Павел Комаровский
So I applied that, for example, to COVID, I thought about what to do and how to deal with it. And I said, at my age, the stats from China, which came over in early 2020, showed that people 85 and up were dying at the rate of, if they were male, 18 percent of those who got it. And even now the death rate is very high for those who get it, if they’re unvaccinated, it’s probably pretty close to that and if they’re vaccinated, it’s maybe a 10th that. So I consider that a risk that can take me out of the game with fairly high probability, so I’m going to avoid getting COVID if I possibly can, I’m going to mask up, I’m going to avoid crowds, I’m going to think about what the risks of various activities are that I do and decide whether it’s worth it.
And so I did my own analysis of COVID and its risks and tried to be very careful from then on. And I think it’s paid off and it’s paid off for my family too. I’ve passed this information down to people around me.
Предыстория: я разместил у себя в ТГ-канале рекламу этой акции «скидки 35% от Левел Груп», в комментариях к этой рекламе (я их никогда не отключаю специально, чтобы подписчики могли критиковать по делу) прислали ссылку на данный пост на Смартлабе, с посылом: девелопер якобы объявил скидку на 35% с 1 августа, а на Циане (где сохраняется история цен) видно, как цену на объект поднимают 9 августа таким образом, чтобы цена с учетом скидки вышла такая же.
Эти скриншоты выглядели для меня достаточно убедительным доказательством «нечестной игры» со стороны застройщика, так что я пообещал сделать фоллоу-ап с разоблачением всей этой нехорошей ситуации.
Параллельно я написал претензию рекламному агентству, которое выступало закупщиком рекламы. Они это, в свою очередь, эскалировали на застройщика, и через несколько часов вернулись со скриншотом переписки с Цианом. Там написано, что отобразившееся повышение цены является «техническим сбоем» – оно возникло в момент внедрения совместной акции с Level на сайт Циана по тем объектам, которые уже ранее отображались со скидкой. «Сбой» пофиксили (по сути, убрали с Циана для этих объектов со скидкой возможность смотреть историю изменения цены). Скриншот не прикладываю, т.к. не получил разрешение на его публикацию (это переписка от Циана – так что единолично Левел, я так понимаю, не может разрешить его вынос в паблик).
Мне это объяснение не показалось убедительным (в конце концов, если Циан делает совместную акцию с девелопером – можно предположить, что они будут друг друга «покрывать»). Я решил попробовать покопаться в истории поглубже самостоятельно.
🐌 (1) Первоначально скриншоты с «разоблачением» скидочной акции появились 20 августа не на Смартлабе, а в ТГ-канале Домострой. При этом в этом же канале ранее писали про снижение цен на объекты Level (уже без всяких разоблачительных посылов, а просто в ключе «лол, гляньте как после отмены льготной ипотеки цены корежит!»):
— 1 августа – про падение цен на 35% по Level Нижегородская
— 7 августа – про аналогичное снижение цен в ЖК Level Звенигородская
Причем на этих скриншотах история изменения цен с Циана как раз еще есть – и там видно, что снижение цен действительно было: объекты в ЖК Нижегородская в мае-июле стоили дорого, а 30 июля произошел репрайсинг на 35% вниз. Причем красивых плашек про «скидку 35%» на Циане тогда не было – цена просто снизилась, и всё.
С учетом этого последовательность событий для меня стала выглядеть логично:
1. С 30 июля Level начинает свою скидочную акцию – и, соответственно, обновляет цены на объекты на Циане вниз.
2. 9 августа Циан запускает кампанию «Скидки переехали на Циан», в рамках которой они коллабятся с девелоперами и показывают объекты со скидками с красивыми плашками типа «–35%» и сравнением цен было/стало.
3. При этом айтишники фичу реализовали кривовато, и для тех объектов, которые уже с 30 июля висели в каталоге Циан с учетом скидки, им пришлось обратно поднять цену до старой (действовавшей до 30 июля) и потом применить к ней скидку «с плашечкой».
🐌 (2) Также в чате некоторые подписчики писали, что они буквально несколько месяцев назад купили квартиру у Левел, а сейчас такие же после применения скидки 35% стоят дороже старой цены покупки. Я связался с ними в личке, попросил предоставить более детальные пруфы и попробовал разобраться. На деле ситуация оказалась чуть более неоднозначной:
— Квартира приобреталась не пару месяцев, а почти год назад
— Точно таких же квартир для сравнения уже нет, но есть с похожим метражом
— Сейчас с учетом скидки они стоят всё же дешевле цены год назад
— Рост «базовой цены» квартиры на мой взгляд выглядит несколько too much – но тут без истории всех цен за год и всех акций от застройщика сложно сделать однозначный вывод.
Мой итоговый вердикт такой:
1. То, что первоначально выглядело как пруф с сайта Циан жульнического характера акции застройщика – на самом деле действительно криворукая интеграция со стороны Циана новой фичи с красивым отображением уже размещенных на сайте скидок.
2. В том же источнике есть более ранние скрины с Циана, подтверждающие на исторической статистике цен «честное» снижение цен на 35% (по сравнению с теми, которые действовали предыдущие пару месяцев) как минимум для ряда объектов.
3. С учетом этого, не вижу больше оснований считать эту акцию «жульнической». Если у вас есть пруфы обратного – пришлите мне в личку, пожалуйста.
Так что «черную метку» с застройщика Level Group снимаю (и приношу извинения за слишком поспешные выводы с моей стороны), а ссылку на этот пост включу в ближайший новостной дайджест, как и обещал.
Среднегодовая волатильность σ пропорциональна стандартному отклонению σSD доходности финансового инструмента и обратно пропорциональна квадратному корню временно́го периода:
σ=σSDP,
где σSD — стандартное отклонение доходности финансового инструмента; P — временной период в годах.
Волатильность σT за интервал времени T (выраженный в годах) рассчитывается на основе среднегодовой волатильности следующим образом:
σT=σT.
Например, если стандартное отклонение доходности финансового инструмента в течение дня составляет 0,01, а в году насчитывается 252 торговых дня (то есть временной период — 1 день = 1/252 года), то среднегодовая волатильность будет равна:
σ=0.01252=0.1587.
Волатильность за месяц (то есть за T=1/12 года) будет равна:
σmonth=0.15871/12=0.0458.
- На этапе падения рынка с янв по сент 2022 S&P500 упал на 24%, GEIST упал на 16%.
Получается, в росте фонд поучаствовал на 10% от рынка, а в падении — на 66%.
Впрочем, это всё не имеет отношения к сути моей заметки. У меня нет претензий к перформансу фонда GEIST (он очень плохой — ну, это бывает). Но у меня есть большие вопросы к этичности маркетинговых материалов Movchan's — которые я и изложил.