Ни одно правительство не застраховано от ошибок и от неправильного пути развития. Но на то есть система выборов и демократические принципы, которые позволяют менять власть и в корне менять ошибочный курс развития государств.
Европа, выбрав в экономическом развитии путь «затягивания поясов», сделала ошибку, и казалось бы, эта политика пришла к тупику, причем к тупику, при котором существующая в Европе власть не хотела осознавать свои ошибки и менять вектор развития. Но тупиков в политическом процессе не бывает, если власть в Европе не готова меняться, то ситуация будет менять саму власть. На то она и демократия, для того чтобы ошибки носили ограниченный характер.
Греция проголосовала за «евроскептиков» и тем разрубила «гордиев узел» долгового кризиса в Европе, который бушует с 2010 года. Да, возможно такие результаты выборов не являются позитивными для еврозоны, но они в лучшую или худшую сторону выдернут ситуацию с долгами с мертвой точки. Да, возможно греки объявят дефолт, но как говориться, движение — это жизнь. Первое время будет тяжело, но после пожара будет рост, что явно лучше, чем нахождение в болоте в течение многих и многих лет.
25 января в Греции пройдут выборы, в которых по прогнозам победят «евроскептики». Для ЕС такой поворот событий может означать начало процесса развала Еврозоны, поскольку Греки могут создать первый прецедент. Для евро естественно такое событие будет очень негативным фактором, который будет вполне достаточным основанием для дальнейшего сильного падения курса евро к доллару, вплоть до паритета. Многие игроки на валютном рынке, почти не сомневаются в таком повороте событий и сейчас, почти все смело продают евро и почти все уверенны в его дальнейшем падении. Дополнительно, многие участники рынка ожидают полноценный запуск европейского QE от ЕЦБ, что так же придает им уверенности в дальнейшем падении евро.
Однако, в этой логике можно найти основания для сомнений в слабости евро. Выборы в Греции и QE ожидаемы и поэтому во многом уже в цене, евро за последнее пол года, уже упал почти на треть к доллару и поэтому, в значительной степени учел негативные ожидания.
По итогам 2014 года кредитование в США пусть хоть и не быстро, но все же начало расти, несмотря на сворачивание QE. В декабре 2013 года кредитный портфель банков в США по данным ФРС был равен 10 086 млрд. долларов, к декабрю 2014 года этот показатель увеличился 10 844 млрд. долларов, сейчас он продолжает расти, и к 7 января достиг отметки 10 939 млрд. долларов. Безусловно это позитивно для экономики, и это именно то, чего и хотели достигнуть в ФРС все последние годы.
Однако как мы полагаем ни QE и ни действия ФРС не является причиной роста кредитования в США в 2014 году. Мы считаем, что причина кроется в завершении 8 цикла спада кредитования начавшегося в 2007 году. И далее кредитование продолжит рост почти независимо от действий регулятора. Именно рост кредитования в США наряду со сланцевой индустрией и стали основным локомотивом американской экономики в прошлом году. В 2015 году процесс роста кредитования продолжиться и дефляционная спираль, в которой находиться американская экономика, закончиться. Все бы хорошо, кроме одного НО! Вместе с завершением дефляции придет инфляция, к которой ФРС сегодня на наш взгляд не готова.
В СМИ ходит много разговоров и слухов по поводу финансового состояния Украины сейчас. Мы решили разобраться и посмотреть.
Итак, государственный долг Украины на 1.12.2014 составлял: внутренний номинированный в гривнах 442 млрд. гривен (вырос на 158 млрд. гривен с начала года). Внешний в пересчете на гривны был равен 595 млрд. гривен или 39,7 млрд. долларов (вырос, 2,2 млрд. долларов). За 2014 год внутренний долг вырос за счет заимствований и процента. В текущий момент доходности по внутреннему долгу в гривнах превышает 30% годовых. Внешний долг вырос в гривенном выражении в основном за счет обесценения гривны и займа у МВФ, в долларовом выражении проценты не столь велики.
Бюджет Украины на 2015 год предполагает доход в размере 475 млрд. гривен и расходы в размере 527 млрд. гривен. Соответственно дефицит бюджета будет равен 52 млрд. гривен. Из расходов: министерство социальной политики 97,5 млрд., пенсионный фонд 90,6 млрд., министерство финансов 185,9 млрд. Всего по перечисленным статьям 374 млрд. гривен. На все остальное соответственно всего 153 млрд. гривен. В части на все остальное, сокращено почти все, что можно было сократить. Некоторые государственные ведомства с численностью персонала 500 человек финансируются в размере всего 7 млн. гривен за весь год, то есть по 14 тысяч гривен на одного человека. Такой уровень расходов в размере около 1 тысячи гривен в месяц на человека, фактически означает полное замораживание деятельности ведомств.
Совершенно непонятно, какие цели преследует ЦБ РФ и из каких логических соображений действует. Если рассмотреть вопрос об инфляции, с которой якобы борется ЦБ, то тут действия совершенно неадекватны. В России инфляция низкая и с ней нет необходимости бороться. Дело в том, что инфляцию можно разделить на 3 составляющих — это цены на импорт, цены на сырье и добавленная стоимость. Так вот основная прибавка инфляции сегодня формируется за счет цен на импорт и цен на сырье, внутренней составляющей почти нет. Повышением ставки, цены на импорт и сырье не остановить.
Центробанк говорит о том, что повышением ставки хочет сократить спекуляции, но тогда возникает вопрос. При ставке 17% и более, вряд ли кто-то будет выдавать кредиты, ровно как и брать кредиты, тогда что делать банкам с деньгами? Если они не будут кредитовать, то им ничего не остается кроме как спекулировать.
Центробанк говорит об импортозамещении, но опять же вопрос, о каком импортозамещении и инвестициях можно говорить без кредита.