Уважаемый Максим Станиславович!
Хочется выразить безмерную благодарность нашему Президенту за его справедливую политику, за заботу о благосостоянии граждан, чуткое отношение к чаянью нас, простых тружеников, стремящихся отложить часть сбережений на благо наших семей, на будущее наших детей.
У значительной части населения РФ, безусловно, вызывает доверие Национальные проекты, которые в долгосрочной перспективе должны вести к стабильности и процветанию нашей страны. Но в то же время хочется верить, что их реализация проходит не за счёт обнищания граждан, принявших участие в предложенной форме государственно-частного партнерства. Согласно проспекту Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», опубликованного на сайте ЦБ по ссылке
www.cbr.ru/content/document/file/120739/press_01032022_2.pdf ряд предприятий получают в том или ином виде преференции от государства по причине того, что их деятельность вероятно играет важную роль по утверждённым Правительством траекториям развития страны. Участие эмитентов в госпрограмме присваивало выпускам их облигаций высокую оценку и маркер качества. Это создавало иллюзорное ощущение, что эмитент проверен на благонадёжность и соответствие определённым критериям, а в случае временных финансовых затруднений будет санирован или получит дополнительную поддержку.
Однако данные предположения оказались ошибочными, люди понесли безвозвратные потери по причине дефолта по телу облигации как минимум двух эмитентов.
1. Вместо финансирования ESG, экологической программы и предприятия по переработки твёрдых бытовых отходов, привлечённый заём Эбис, входящий в ОПГ Октоторп, оказался направленным на до сих пор неизвестно что, есть все признаки растраты и нецелевого использования средств. Непонятно на какой помойке кураторы нацпроекта нашли этого переработчика мусора, даже удалившего свой собственный сайт в попытке замести следы, но облигационеры вынуждены пытаться коммуницировать с ним через МВД и прокуратуру, чтобы получить хоть какую-то обратную связь.
2. МСП Банк не борется за возврат вложенных средств в Каскад и не добивается погашения облигаций. Организатор размещения уверял, что квалификация специалистов МСП Банка настолько высокая, что не допустит рискованные вложения в, непроверенный тщательным образом, бизнес. Риски, выходящие за рамки рыночных, исключались.
Реализовавшийся риск, который сознательно берёт на себя инвестор, не является рыночным так как факторы, влияющие на его реализацию, не определялись свободным рынком. Предоставлялись льготы одним в ущерб добросовестным предприятиям. Нарушен принцип невмешательства со стороны государственных и квазигосударственных структур посредством невербальной интервенции. Даже явно не прописывая гарантии по телу облигаций в проспекте эмиссии, одно только намерение упомянутое в прилагаемой презентации, расценивается как готовность к поручительству.
Возможные последствия для Нацпроекта.
Попадание эмитентов в список носит плохой знак, их бумаги токсичны. Подорвано доверие к авторитету государственных институтов развития, т.к. они помогают изначально слабым и сомнительным предприятиям. Сильным помогать не нужно. Инвесторы не получают ни прямые ни косвенные преференции от господдежки. Если криминальный подтекст обнаружится и в недавнем дефолте Эбис без компенсаций и возмещения убытков, то это тенью ляжет на остальные проекты, где госинституты принимали участие. Увеличится подозрение в злом умысле бюрократии, видя в ней причину бедности. Чиновники будут восприниматься коррумпированными, за взятку добавляющих в привилегированный список Нацпроекта всех желающих распродать безнадёжные долги доверчивым розничным инвесторам.
Любой налогоплательщик вправе спросить на какие цели идут субсидии из бюджета, а платящие налог с купонов вправе рассчитывать на справедливую систему и защиту от вопиющий несправедливости, честные и равноправные условия торгов.
Влияние на финансовые рынки.
Подобные прецеденты ставят под угрозу срыва не только национальные проекты, но и заинтересованность физических лиц вследствие их полной незащищенности. Шансы вернуть долг в полном объёме есть только у способных содержать штат опытных юристов, физлицам после процедуры банкротства ничего не остаётся. Финотчётность не содержит ни намёков, ни косвенных признаков на попытки мошенничества. Некие формальные фильтры, критерии которых легко обходятся. Анализ отчетности сводится к угадыванию мошенник или нет. Судебная практика последних лет существования ВДО показала, что не имеет смысла даже начинать бороться за возврат средств, поиск справедливости даёт нулевой результат. Прошедшие дефолт физлица знают, что выгоднее потратиться не на дорогостоящие услуги юриста, а на антидепрессанты.
Исходя из того, что были грубо нарушены правила игры, принципы честной торговли, ущемлены права инвесторов, в т.ч. и на получение достоверной информации, прошу:
1. Выступить с инициативой разработки и реализации Национального проекта социальной поддержки жертв Национального проекта «Развитие инструментов фондового рынка для субъектов МСП»
Проработать альтернативный механизм компенсации потерь не путём прямых денежных выплат, а через такие инструменты как сертификаты на приобретение продукции отечественного автопрома и электромобили, жилищные сертификаты, продовольственные талоны, пополнение пенсионного счёта физических лиц и ИИС, другие варианты стимулирования потребительского спроса.
Предоставить возможность гражданам обменять непогашенные (возможно только приобретённые в период размещения не для спекулятивных целей, а в качестве депозита с предсказуемым и стабильным денежным потоком) облигации на сертификаты в тех случаях, когда должник не предлагает разумной и честной программы реструктуризации либо в отношении высшего менеджмента по факту несостоятельности заведено уголовное дело.
Распространить на заёмщиков, которые на момент технического дефолта имели статистически нормальный, «В»-рейтинг, что свидетельствует о значительном расхождении отраженном в бухгалтерской отчётности финансовом состоянии и реальном положении дел, на сокрытие которых менеджмент приложил максимум усилий.
2. Обратить внимание на рыночную инфраструктуру с целью проработки вариантов его реформирования:
• Основываясь на положительном опыте электронного голосования на выборах в Думу организовать дистанционное голосование ОСВО, т.к. существующий порядок даёт заёмщику лишний раз затягивать сроки и уходить от решения проблем.
• Пересмотреть функции ПВО (название только вводит в заблуждение), который не представляет интересы группы держателей облигаций, а лишь фиксирует очевидные факты неисполнения обязательств и при первом удобном случае не упустит возможности прекратить деловые отношения с проблемным клиентом. Ликвидировать этот институт либо переложить его обязанности на организатора размещения (изначально тщательнее будет анализировать с кем имеет дело).
• Предоставить возможность аккредитованным рейтинговым агентствам проверять на детекторы лжи ответственных за финансовую отчётность лиц.