Маркетмейкер — это особый участник торгов на финансовом рынке, поддерживающий торговлю в активном состоянии путем постоянной готовности заключить рыночную сделку с любым другим участником торгов.
Как правило, деятельность маркетмейкера регламентируется законодательно. В России деятельность маркетмейкера оговаривается Федеральным законом 325-ФЗ «Об организованных торгах».
Институциональные маркетмейкеры выполняют свои функции регламентированно. Для этого лицо, выступающее в роли маркетмейкера, должно заключить с организатором торгов (биржей) специальный договор. К слову, российский федеральный закон под маркетмейкерами понимает именно институциональных маркетмейкеров, имеющих соответствующий договор с биржей.
Биржи, как правило, публикуют список маркетмейкеров по отдельным рынкам или инструментам.
Маркетмейкеры, согласно определению федерального закона, выполняют для других участников и для рынка в целом следующие функции:
Крупные компании с устоявшимся бизнесом все чаще думают об уходе с биржи и заинтересованы в проведении делистинга, «если бы им дали», из-за падения их капитализации вследствие снижения интереса западных инвесторов, что является «опасной тенденцией», заявил глава ВТБ Андрей Костин на Финансовом конгрессе Банка России в Санкт-Петербурге. Он отметил устойчивость высокой прибыли таких компаний, однако делиться прибылью «особенно нет смысла, капитализация все равно не растет».
“В силу геополитики, отсутствия западных денег и т.д., и вот здесь, конечно, это большая угроза [делистинга крупных компаний]. Можно, конечно, это регламентировать с помощью решения ЦБ, не давать это сделать. Но это не очень рыночный метод, как заинтересовать компании в том, чтобы они в дальнейшем развивали капитализацию, проводили допэмиссии, SPO и так далее. Здесь, конечно, задача серьезная. Могут придумать там налоговые, другие какие-то, могут быть вещи, которые, я считаю, было бы целесообразно сделать”, — сказал топ-менеджер ВТБ.