Выручка компании по итогам первого полугодия 2019 года выросла на 11% в сравнение с аналогичным периодом 2018 года. Обеспечить текущие показатели удалось за счет роста объемов реализации нефти и нефтепродуктов (+6,5%), а также повышением цен на нефть марки «Urals» в рублевом выражении (+4,8%). Дополнительным фактором роста выручки стало увеличение дохода от ассоциированных и совместных предприятий. При этом 2 квартал для компании не стал самым удачным – сдерживающим фактором реализации нефти стало ограничение приема нефти в систему магистральных трубопроводов Транснефти, по причине ее загрязнения в трубопроводе «Дружба».
Чистая прибыль, относящаяся к акционерам компании, во 2 кв. 2019 г. составила 220 млрд руб., что на 10% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Снижение прибыли в основном связано со снижением доходов по курсовым разницам и значительного увеличения стоимости приобретенной нефти. При этом чистая прибыль по итогам 1 полугодия 2019 года наоборот выросла на 11%, за счет значительного роста выручки и прочих доход от ассоциированных компаний
Начало текущего года для российского фондового рынка стал одним из самых удачных, росли многие бумаги, которые долгое время находились в спящем состоянии. Большая часть акций взлетели на 10%, а то и по некоторым бумагам и на 20%. Бумаги, которые не успели поучаствовать в этом ралли, но при этом отчетность, после снижения выправилась, начали показывать первые признаки по своему росту. Вот из здесь текущий рост может перерасти в полномасштабное ралли. Что же мешало расти многим бумагам? В первую очередь это крупные объемы игроков, которые были направлены только в нефтегазовый и металлургический сектор. После своего пика по многим компаниям, инвесторы решили полноценно зафиксировать свою прибыль и переложить большой объем денежных средств в бумаги, которые стоят очень и очень дешево. Первые рост был в бумагах — ВТБ, после АФК Система, вот и теперь пришла очередь и для акций Ростелеком. Если обратить внимание на финансовую отчетность, то видно высокие финансовые показатели по выручке и чистой прибыли за последние 2-3 года. Несмотря на высокую монополизацию рынка менеджмент не всегда удачно управляет компанией, операционные расходы 2 года назад съедали всю выручку компании, но в последних отчетностях мы видим обратную картину. Возможно акциям не давали расти так же высокие дивиденды как по акциям обыкновенным, так и по привилегированным. Вся нераспределенная прибыли из акционерного капитала тратится на выплату компании, что не дает возможности наращивать балансовую стоимость. Обязательства у компании не самые большие, но в тоже время по соотношению обязательств к акционерному капиталу находятся далеко не на самом привлекательном уровне — 1,58, при допустимом значение 0,8.
Спекуляция в акциях Аэрофлот прослеживается последние несколько месяцев, при снижение или росте акций, корреляция с нефтью марки Brent стала прослеживаться все значительнее. Интересно, но стоимость акций сейчас никак не учитывает провальную отчетность по компании. В 1 квартала 2019 года компания перешла на новый МСФО 16 по Аренде, где списали операционные расходы по аренде и отразили на балансовой стоимости в разделе обязательства. Но не смотря на снижение расходов по операционной аренде, операционные расходы все равно выросли до 104% от выручки. Компания за 1 квартал 2019 г. отразила убыток по прибыли в размере 5 899 млн. руб., что на 85% больше, чем за аналогичный период 2018 г. В связи с переходом на новый МСФО акционерный капитал снизился до отрицательного, за счет снижения нераспределенной прибыли. Обязательства взлетели до рекордных 1 040 176 млн. руб., что в дальнейшем будет существенно оказывать воздействие на чистую прибыль, за счет роста финансовых расходов по обслуживанию долга. Помимо этого 25 июня 2018 года Общим собранием акционеров Компании было принято решение о заключении крупной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, аренды (лизинга) пятидесяти новых воздушных судов МС-21-300 на общую сумму 214 204 млн руб. На мой взгляд текущие расходы пока так и не отражены в отчетности компании. Кто был не согласен с текущей сделкой — давалось право выкупа акций у акционеров по состоянию на 31 марта 2019 г. и на 31 декабря 2018 г. общее количество акций, выкупленных компанией у акционеров, составило 47 817 796 штук. и были переведены в казначейские акции. Сборы на авиационное топливо выросло на 28% и составило 43 700 млн. руб. в 1 квартале 2019 г. Интересно, но компания стала применять инструменты хеджирования валютного риска. Новость конечно позитивная с учетом того, что вся аренда выражена в валюте доллар США. А вот здесь самое увлекательное. По итогам 1 квартала 2019 г. компания получила прибыль от хеджирования валютных рисков в размере 34 532 млн. руб.!!! Получается компания держит позицию на укрепление рубля! А не наоборот, так как курс рубля с начала года укрепился на 9%. Это конечно уже все более интереснее, сначала ВТБ формировал позицию на укрепление рубля, вот теперь и Аэрофлот. Но интересно, что будет если курс доллара улетит на 70 — 80 рублей. Компания получит убыток по хеджированию рисков и в два раза больше заплатит за аренду, ведь ей надо покупать доллары и расплачиваться. Я уже не говорю про монополизацию рынка. Сегодня Чехия ограничивала полеты российским авиакомпаниям из-за недовольства по трансибирскому маршруту. Доля роялти авиакомпании Аэрофлот от трансибирского маршрута составляет от 30-40 млрд. руб в год. Снижение этого дохода существенно скажется на выручки компании. Благо смогли договориться. И на по следок Вознаграждение ключевому руководящему персоналу (членам Совета директоров и Правления, а также руководству летного и наземного состава, обладающему полномочиями и ответственностью в вопросах руководства, контроля и планирования деятельности Группы), включая заработную плату и премии, а также прочие компенсации за 3 месяца 2019 г. составило 429 млн руб. (за 3 месяца 2018 г.: 609 млн руб.). Убытки убытками, но кушать хочется всегда. Можно подвести итог всего выше сказанного:
Выручка за 2018 год выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составила 320 329 млн. руб. Более половины выручки компании – 55% – в 2018 году пришлось на цифровые и контентные услуги. За счет набора базы и роста ARPU увеличились доходы «Ростелекома» на основных для него рынках платного ТВ и ШПД. Растет спрос на дополнительные сервисы и новые услуги, которые компания активно продвигает на рынке. В частности, в 2018 году «Ростелеком» зафиксировал двукратный рост поступлений по услугам «Корпоративное ТВ» и «Федеральный Wi-Fi». 3% рост зафиксирован в дополнительной выручке от оказания оптовых услуг в компании Теле2.
Операционные расходы у компании выросли на 6%, что существенным образом отразились на операционной выручке компании, которая снизилась на 5%. Рост операционных расходов связан с ростом расходов по услугам операторов связи на 10%, амортизационных отчислений на 7% и рост расходов по организации видеонаблюдения за выборами на 8%.