«Россети» могут выиграть от сокращения капзатрат на развитие Восточного полигона
РЖД планирует резко сократить расходы на развитие Восточного полигона. Если в рамках прежней версии инвестпрограммы компания планировала потратить на его модернизацию 3,84 трлн руб., то новая предполагает сокращение затрат до 2,29 трлн руб. При этом Минэкономики считает целесообразным урезать их до 558,7 млрд руб.
Для сравнения: по итогам 2024 г. расходы на модернизацию Восточного полигона составят 360 млрд руб.
В 2022 г., на фоне резкой перестройки транспортных потоков, Восточный полигон негласно окрестили «дорогой жизни» российского экспорта. Согласно действующему плану, провозная способность Восточного полигона должна вырасти со 173 млн т в год в 2023 г. до 210 млн т в год в 2030 г.
Проблема в том, что из-за сокращения ликвидной части ФНБ у Правительства всё меньше возможностей помочь развитию инфраструктуры «живыми» деньгами. Если в январе 2022 г. ликвидная часть ФНБ составляла 8,77 трлн руб. то в сентябре 2024 г. – 5,26 трлн руб. При этом в декабре Минфин профинансирует из ФНБ дефицит федерального бюджета, плановый объем которого составляет 3 трлн руб.
На средства из ФНБ ранее рассчитывали и Россети, которые ответственны за ввод сетевой инфраструктуры Восточного полигона. Однако компания не получила денег ни из ФНБ, ни из бюджета, из-за чего финансирует капзатраты из тарифных источников и кредитов.
Расходы «Россетей» по двум первым этапам модернизации Восточного полигона составили в общей сложности 430 млрд руб. Третий этап, который должен начаться в 2025 г., скорее всего, потребует меньшего объема капзатрат, что сыграет на руку финансовым показателям «Россетей».