В иске Генпрокуратура потребовала взыскать солидарно с бизнесменов Алексея Тайчера, Салмана Бабаева, занимавшего до 2017 года пост вице-президента РЖД, его сыновей Руслана Бабаева и Тимура Бабаева, а также АО «Вектор Рейл» денежные средства в размере 30,101 млрд руб., «обратив их в доход Российской Федерации как имущество, полученное коррупционным путем».
Но в 2015 году контроль над ФГК «установил гражданин Израиля и резидент Великобритании» Алексей Тайчер, заняв должность гендиректора и члена совета директоров АО, указано в иске. Этого результата, отмечает истец, он достиг «при содействии» старшего вице-президента РЖД Салмана Бабаева, у которого ранее работал советником. «Наряду с этим Тайчер А.Р. при протекции Бабаева С.М. назначался на иные руководящие посты в органах управления РЖД и его дочерних структур, что было обусловлено единством преследуемой ими цели по незаконному обогащению за счет государственного имущества, предназначенного для достижения публичных и социально полезных целей». В качестве примера Генпрокуратура приводит работу Тайчера в должностях советника вице-президента РЖД и советника гендиректора компании, а также первого заместителем гендиректора ОАО «Первая грузовая компания».
Как итог Тайчер и Бабаев могли оказывать «неограниченное влияние на административно-хозяйственные процессы и организационно-распорядительные решения дочерних компаний РЖД, получать конфиденциальную информацию об их операционной деятельности, доходах, прибыльности и высоколиквидных активах», указывают истцы. Доступ к сведениям, по данным Генпрокуратуры, давал возможность «выбирать интересующее их имущество из состава госкомпании, а далее своей властью обращать его в личную собственность и собственность подконтрольных лиц».
В 2012–2013 годах ФГК заключила с компанией «Трансфин-М» (принадлежала РЖД) восемь договоров лизинга 12,6 тыс. грузовых железнодорожных вагонов. В 2017-м Алексей Тайчер вопреки решению совета директоров и в «отсутствие экономической целесообразности» подписал соглашение об увеличении платы за использование вагонов, что привело к увеличению ежегодных затрат ФГК на 1,1 млрд руб. После этого Тайчер обеспечил заключение «Трансфин-М» фиктивных договоров займа с принадлежащим ему ООО «РейлСтрим»: по этим контрактам на счета ООО поступило не менее 937,5 млн руб., значительная часть из которых была «выведена в иностранную юрисдикцию», после чего компания-заемщик прекратила свою деятельность в результате банкротства.
В 2018-м Тайчер, будучи советником гендиректора РЖД, обеспечил продажу принадлежащих «Трансфин-М» 3075 железнодорожных вагонов стоимостью более 6,5 млрд руб. в пользу аффилированного с ним ООО «РРЛ». В 2020-м это ООО он ликвидировал. При этом подвижной состав был перерегистрирован на кипрский «Брансвик Рейл Холдинг». Далее в 2021 году Тайчер передал эту иностранную компанию в пользу АО «Вектор Рейл», принадлежащего Салману Бабеву и его сыновьям — Руслану и Тимуру. «Последние знали и понимали, что переданное им имущество являлось частью государственной собственности», — подчеркивает Генпрокуратура. В дальнейшем для сокрытия сделки и исключения имущества из-под взыскания со стороны государства АО «Вектор Рейл» распределило железнодорожные вагоны между подконтрольными структурами: «Таким образом, названные лица действовали поэтапно и скоординировано с целью обогащения за счет федеральной казны».
Также в иске описывается схема вокруг покупки и продажи «Трансфин-М». В 2019-м Алексей Тайчер «в силу занятия должности» советника председателя правления РЖД узнал о планируемой продаже «Трансфин-М». «В связи с этим у него возник план увеличить капитализацию «Трансфин-М» за счет государственных средств и в последующем создать условия для безальтернативной реализации этого общества самому себе на нерыночных и неконкурентных условиях». Лизинговые соглашения между ФГК и «Трансфин-М», заключенные в 2012–2013 годах, предусматривали право последующего выкупа вагонов в 2020–2021 годах за 14 млрд руб. По версии Генпрокуратуры, Тайчер «инспирировал досрочное расторжение названных договоров». В этот же день «Трансфин-М» продал эти вагоны АО «ВТБ Лизинг» за 22,6 млрд руб., которое предоставило этот же подвижной состав в лизинг ФГК. «Совершение данных сделок причинило последнему ущерб в размере 8,6 млрд руб. и привело к увеличению на 15% суммы ежемесячных платежей ФГК за аренду того же самого имущества, которое фактически из пользования общества не выбывало», — указано в материалах.
В дальнейшем Алексей Тайчер приобрел акции «Трансфин-М» «и обратил в свою пользу 22,6 млрд руб., полученных обществом от реализации вагонов, в результате чего незаконно обогатился за счет государства как единственного учредителя и собственника государственной компании и ее дочерних организаций».