Блог им. Ivan777
Компания Whoosh отчиталась по итогам 2023 года, и вместе с этим в России стартовал новый сезон кикшеринга. А значит новым дебатам между самокато-ненавистниками и «прогрессивными юзерами» быть!)
Регуляторный риск
От этих разговоров никуда не уйти и дебаты продолжают идти и на самом высоком уровне. Сразу скажу, я не сторонник крайних мер, давайте всё запретим и дело с концом. На мой взгляд недовольство порождает прежде всего отсутствие инфраструктуры (не берём Москву), и как следствие самокатчики ездят не по выделенным полосам для вело транспорта, а по пешеходным зонам, маневрируя между пешеходами. Безусловно этот вопрос на повестке и решается, но это точно процесс не быстрый, при этом самокаты размножаются на улицах куда более проворными темпами. В этом сезоне, в моём Петербурге, парк кикшеринговых компаний насчитывает около 48 тыс. арендных самокатов, это на 11 тыс. больше, чем в 2023 году.
«Количество поездок с использованием СИМ вырастет с 350 000 до 750 000 в сутки, что сопоставимо с пассажиропотоком линии метро» — Сергей Собянин.
«Лишать людей удобного способа передвижения — это не выход» — Валентина Матвиенко.
Правительство поддерживает бизнес и видит в сегменте такого индивидуального транспорта перспективы для формирования новой отрасли экономики. Сам менеджмент тесно сотрудничает с Минтрансом и ежегодно совершенствует и безопасность самокатов (автоматические ограничения скорости и допустимых зон использования) и интеграцию в город (добавляя фиксированные парковки).
Что касается безопасности. Аварийность с участием СИМ в РФ выросла за год более чем втрое (до 3,1 тыс. ДТП), число погибших — более чем в два раза (до 43 человек). При этом количество ДТП составляет существенно ниже 1% от общего числа поездок.
Подводя под этим некий итог, думаю запрещать конечно ничего не будут, но при этом со временем, отрасль будет более зарегулированной, что возможно скажется на операционной эффективности кикшеринговых компаний.
Операционные результаты.
Компания продолжает увеличивать парк, географию присутствия и плотность покрытия в городах. Количество самокатов Whoosh на кв. км должно вырасти более, чем в 2 раза с текущих отметок. Сейчас кажется, куда уж больше. Если ориентироваться на скандинавские страны, то конечно есть к чему стремится. Хотя нужно понимать, что это страны с наивысшим уровнем дохода населения. Интеграция, и спрос на сервис в «норвежской глубинке» и в «российской глубинке» – на мой взгляд несколько разные понятия.
У Whoosh 40% доля в общем парке самокатов в России, и она продолжила расти в 2023 году. Главный конкурент Яндекс, для которого кикшеринг, лишь непрофильное направление в масштабах холдинга. Кстати, в крупном городе миллионнике Казани в этом сезоне самокатов от Яндекса не будет, только Whoosh.
Количество зарегистрированных аккаунтов по итогам 2023 года составило 20,4 миллиона, сопоставимыми темпами растёт и количество поездок на активного пользователя.
Финансовые результаты
Выручка выросла на 54% год к году. Также в настоящее время Whoosh в пилотном режиме работает в трех странах Латинской Америки — Бразилии, Чили и Перу. В них находится чуть более 4% от общего парка самокатов компании, в этом году эту долю планируется увеличить до 6%. Средний чек в этих странах примерно на 50% выше, чем в России. В будущем, такая диверсификация, возможно, позволит сгладить сезонность бизнеса.
Маржинальность по EBITDA несколько снизилась. В России Whoosh первый шеринг, который работает преимущественно на своём софте и электронике. Также 30% основных комплектующих уже производятся в РФ. Новый аккумулятор, который прошёл тестирование в конце года, позволит увеличить среднюю длительность поездки на одном заряде в 2 раза, что в конечном счёте должно повлиять на операционную эффективность.
В лучших традициях компаний роста из России, Whoosh выплачивает дивиденды, за 2023 год 10,25 рубля на акцию, около 4,5% дивидендная доходность. Также в рамках buyback для опционной программы к концу марта выкупили акции на ₽60 млн. В презентации к отчетности за 2023 год сообщается, что на текущий момент компания планирует приобрести порядка 1 млн бумаг.
Свободный денежный поток, всё ещё отрицательный, CAPEX пока что продолжит расти, в приоритете расширение парка.
Привлеченные заемные средства использованы для покупки новых СИМ, в 2023 году парк пополнили 44000 новых СИМ. Как следствие Чистый долг\EBITDA вырос до 1,9.
С начала года акции компании выросли более, чем на 50%, до этого долгое время они не вызывали интереса у инвесторов. Сейчас уже в Whoosh нет какого-то дисконта.
Что я делаю. Я продал бумаги на этой неделе, как только растаял снег и первый самокат проехался по Невскому проспекту! Если серьёзно, то цена дошла до моей целевой цены и так как позиция была не большая, то встал вопрос либо увеличивать долю, либо зафиксировать. Увеличивать по текущим ценам желания не возникло, а долгосрочно удерживать эту компанию мне не хочется. При всём том, что мне нравится корпоративное управление, открытость владельца Дмитрия Чуйко; мне кажется, бизнес не самый прогнозируемый и с возможными «сюрпризами». И у меня есть сомнения сможет ли компания соответствовать своим планам роста и продолжать масштабировать количество СИМ на улицах в заявленных объёмах. Визуально всё это уже выглядит, как перебор. При этом буду с интересом следить, как будет развиваться латиноамериканское направление и сможет ли оно занять весомую долю в выручке компании.
Разбор других компаний и не только ТУТ