Блог им. MihailChehovskoy

Почему домашние задания следует отменить

    • 05 апреля 2024, 13:35
    • |
    • *FXRB*
  • Еще
Почему домашние задания следует отменить

 
 В теории всё замечательно. Вот школьник сидит за партой, руки сложены трапецией, внимательные глаза поедают звучную фигуру учителя. Вот, напитавшись мудростью, школьник осторожно идёт домой, стараясь не расплескать по дороге драгоценные искры знаний. Вот школьник, едва помыв руки, садится за письменный стол и приступает к самостоятельной работе, чтобы окончательно закрепить в голове изученный материал.

На практике, однако, домашние задания оборачиваются рядом отвратительных явлений, вред от которых во много раз перекрывает гипотетическую пользу.


1. Сломанный режим

Домашние задания приучают школьников к мысли, что у них нет свободного времени, так как всё их время принадлежит школе, и что даже на улице, даже в кино, даже в выходные или за едой они должны помнить, что в понедельник им надо будет сдавать ненаписанное ещё сочинение по литературе.

С другой стороны, они же приучают школьников и ко второй мысли — что напрягаться «на работе» не нужно, поэтому домашнее задание, которое можно сделать за 30 минут, абсолютно нормально растянуть на всё воскресенье, раз за разом откладывая дело «ещё на 15 минут».

Это нечто противоположное эффективной взрослой работе, когда сотрудник усердно вкалывает 6-8 часов, а потом встаёт из-за компьютера, вешает гаечный ключ на гвоздь, снимает каску и полностью забывает о рабочих делах до следующего утра.

Да, согласен, у начальства и у предпринимателей отделять рабочее время от личного получается далеко не всегда. Однако, во-первых, наши школы в принципе не готовят руководителей, а во-вторых, даже руководителям следует стремиться к здоровому рабочему графику.


2. Имитация полезной деятельности

В Рунете есть знаменитый сайт ГДЗ, который расшифровывается как «готовые домашние задания». Там можно выбрать, например, биологию за 7-й класс, учебник конкретного автора и конкретный заданный параграф. Сайт покажет готовое домашнее задание: останется только переписать в тетрадь, чем отличаются жуки от клопов, и почему необходимо обязательно уничтожать вшей.

Обезвредить подобные сайты вполне возможно, но для этого придётся слегка модернизировать учебный процесс, на что наши ригидные чиновники от образования не готовы. Поэтому школьники успешно осваивают два навыка:

— имитировать полезную деятельность, смиренно занимаясь очевидной ерундой;
— обманывать руководство, подсовывая ему пустышку вместо реальной работы.


3. Воровство времени

Вот есть стандартный школьник: организм слабый, мозг — недоразвит. Если взрослый способен работать 8 часов в день, то безопасная доза занятий для школьника, допустим, 6 часов. Из них выделяем 5 часов на уроки и 1 час на домашние задания.

Работать, кстати, значительно легче, чем учиться: если вы пробовали сподобить своих сотрудников на прохождение каких-нибудь курсов, то вы знаете, что народ отлынивает от любой учёбы, как коты от водных процедур. Слушать лектора, разбирать непонятные темы, осваивать новый материал — мучительно.

И всё же будем жестокими: предположим, будто 6 часов учёбы в день — посильная нагрузка для школьника. Тогда полтора часа на домашние задания должны быть аккуратно распределены: столько-то минут на русский, столько-то на биологию, столько-то на математику и так далее.

В реальности всё иначе. Во-первых, непосредственно внутри школ учатся не по 4,5 часа в день, а значительно больше — ещё и шестидневку делают, как при Сталине. Во-вторых, при выдаче домашних заданий минуты даже не пытаются считать: наваливают задачи на глазок.

При этом в школе обычно находится как минимум один изувер — жертвы называют его термином «сильный учитель» — который вычёрпывает из свободного времени школьников целые часы. Этот мошенник или прямо выдаёт огромные домашние задания, или делает хитрее — придирается на уроках и на контрольных, из-за чего школьники вынуждены тратить несуразно много времени на подготовку.

Потом включается стокгольмский синдром, и выпускники этих негодяев хвалят. «По химии у нас был слабый учитель, химия у меня не очень. А вот по физике был сильный: мы до ночи сидели над домашними заданиями, готовились всю неделю к контрольным, плакали. Зато с физикой в институте всё было хорошо!».

Расшифровка. Учитель химии был порядочным человеком: укладывался в выделенные ему часы, не забирая чужого. Учитель физики был жуликом: отбирал у школьников дополнительные 15 часов в неделю — за счёт математики и за счёт их свободного времени.

Как итог, у самых ответственных школьников отнимают время, которое они могли бы потратить или на отдых, или на физкультуру, или на изучение по-настоящему интересных им вещей. А ведь школьник — это не сегмент мусоропровода в многоэтажке, который любой мусор охотно сожрёт, какой в него ни закинь. Если школьник увлекается биологией, он за час извлечёт из книги по биологии больше, чем из учебника астрономии за 5 часов. И наоборот, если школьнику нравится астрономия, именно освоение астрономии пойдёт у него с особенно хорошей скоростью.

На практике оба школьника — и юный биолог, и юный астроном — сидят, сгорбившись, над «двойным листочком» и давят из себя сочинение про Кабаниху. Потому что в их классе есть «сильный учитель» литературы — столь же властный как и купчиха Кабаниха — который всё свободное время школьников самовольно забрал себе.


4. Привлечение родителей

В России сложилась порочная практика: родители делают домашние задания за детей. Это начинается с детских садов, когда дошкольникам задают «домашние задания» явно не по возрасту, которые страшно оставить несделанными, так как ребёнок может оказаться в группе единственным «неумехой». В школе всё продолжается. Особенно сильно родителей школьников злят всякие «гербарии, рисунки и поделки», на которые уходит много времени и сил.

Серьёзнейших проблем тут две.

Первая проблема — воровство времени. Средняя зарплата в России — 450 рублей в час. Но если учитель скажет «завтра все приносят по 450 рублей», родители школьников громко возмутятся, а если учитель скажет «завтра приносим домик ёжика из грязи и палок», возмущение будет тихим, дальше кухонь не пойдёт. Вообще, заглядывая шире, это одна из главных проблем современной России. Общество слишком спокойно относится к воровству времени в исполнении государства. Сейчас тема поста другая, так что я не буду уходить в сторону — просто отмечу, что терпимость к потерям времени — огромная наша беда.

Вторая проблема — приучение школьников к «дамскому» стилю решения рабочих задач. Этот стиль называют «дамским», так как в офисах подобным обычно промышляют сотрудницы женского пола. Мужчины тоже такие бывают, но статистически реже, извините.

Выглядит это так. Даме надо придумать сложную формулу в таблице, поменять картридж в принтере или найти нужную страницу в огромном справочнике. Дама подходит к податливому сотруднику мужского пола, хлопает глазами, мило улыбается, говорит пару банальных комплиментов. Потом под видом «помощи» просит сделать самую сложную часть работы за неё.

Современные домашние задания диктуют школьникам именно этот рабочий стиль. Подойти к родителям, попросить «помочь», преодолеть их естественное сопротивление, притвориться необучаемым и заставить сделать домашнее задание.


Подобьём промежуточный итог. Домашние задания учат школьников:

— перемешивать рабочее и свободное время;
— работать спустя рукава;
— имитировать полезную деятельность;
— обманывать руководство, не гнушаясь прямым подлогом;
— отказываться от личных увлечений;
— сваливать свою работу на других.

Повторюсь, домашние задания в нынешнем их виде следует отменять, причём немедленно.

Хороший и практичный вариант — просто запретить, и всё. Потому что, как я указал выше, нагрузка на детские и подростковые организмы и так слишком велика, часы надо сокращать.

Другой вариант — выделить время на домашнее задание прямо в школах. Уроки закончились, потом дети идут в класс для домашних заданий, сдают мобильники в специальную штуку с карманами (не знаю, как она называется) и делают под присмотром надзирателя домашнюю работу. Выделенные 45 минут закончились — всё. Учебники в сторону и домой, с полностью свободной от учебных тем головой.

Книги туда же. Хочется, чтобы дети прочли литературный сериал «Война и Мир»? Нет проблем. На литературу за учебный год выделяется, допустим, 30 часов самостоятельной работы. Школьник читает, скажем, 25 страниц в час. За два года как раз «Войну и Мир» в выделенное время прочтёт…

Пожалуй, излишне пояснять, что ничего подобного в Министерстве просвещения делать не будут — это полностью противоречит логике чиновников от образования. По причинам, обозначенным ещё Сирилом Паркинсоном, нагрузка на школьников может со временем только возрастать. Поэтому, если только не случится чуда, всё останется по прежнему: одни будут делать вид, что учат, а другие будут делать вид, что учатся. На очевидные неувязки — «ну вот же, экзамен показал, что вы почти ничему не научили!» — будут со вздохом закатывать глаза.
★4
59 комментариев
Как можно говорить о повышении качества образования, если мы хотим отменить домашние задания?

Только тяжелый и упорный интеллектуальный труд формирует необходимые нейронные связи. Всё остальное – клиповое мышление. 
Воронов Дмитрий, знаю в Израиле школьникам практически вообще не задают дом задание. И такая тенденция по всему миру..

*Как говорил уважаемый гражданин Касатонов В.  «главный ресурс экономики — это дебилы» ну сами понимаете почему тратят все заработанное на безделушки и кредиты легче берут такие люди итп.
Надеюсь в России будет по другому.)
avatar

1. Чем больше у учителя наработанных часов, тем выше у него зарплата. 

2. Чем чаще больной ходит к врачу, тем выше з/п у врача.

3. Чем чаще и дороже больной покупает лекарства, тем выше з/п фармацевта.

4. Чем чаще прорывает трубы, тем выше з/п у сантехника.

5. Чем чаще ломается автомобиль, тем выше з/п у механика.

 

Одним словом, золотая работа та, где ты сам можешь регулировать свою з/п.

 

Школьник — это лёгкая нефть для системы образования. Только родители могут позаботиться о нём, но им некогда, потому что надо чинить трубы, автомобили и продавать таблетки.

avatar
Andrey, Вы это из России пишете? Про то что :

1. Чем больше у учителя наработанных часов, тем выше у него зарплата. 

2. Чем чаще больной ходит к врачу, тем выше з/п у врача.

3. Чем чаще и дороже больной покупает лекарства, тем выше з/п фармацевта.

4. Чем чаще прорывает трубы, тем выше з/п у сантехника.

Вы оперируете каком то идеальным миром. В РФ они все сидят на фиксированной зарплате. и увеличение числа клиентов — увеличение работы за те же деньги.
avatar
Воронов Дмитрий, не совсем так. Ребенок как сосуд, если переполнять — ничего формироваться не будет. Ребенок — это очень сложный психологический механизм, если не по возрасту загружать заданиями, то одна сфера будет развиваться, в то время, как куча других сфер, которые должны были развиваться в это время, не будут развиваться.
Как если тренировать память усиленно в 5-7 летнем возрасте, мыслительные или познавательные способности будут страдать. Так и со всем остальным, тренируешь что-то одно — все другое страдает
avatar
Не соглашусь. Раньше делали и проблем не было. А сейчас смотрите нагрузка  на организм бедняшка прям вагоны разгружает.
И так  тупая школота отмени домашку вообще бараны станут невменяемые.

А может вообще не нужно учится ведь НАГРУЗКА БОЛЬШАЯ
avatar
Байкал, раньше пришел домой, программа Время потом кино и спать со всеми вытекающими)..
а сейчас…
и до телевизора не добраться, пока заявки на разблокировку ИЦБ оформишь, на смартлабе посидишь итд. а после смартлаба и др ресурсов какой кекс)) может быть?), когда понасмотришься что в мире твориться)). 
avatar
*FXRB*, а вы не читайте советских газет.



avatar
Байкал, делали, делали, только нафиг никому ничего не надо было, на отвали. Потом ваше поколение страну развалило, так же, на отвали, без единого выстрела отдали пол страны нацменам, фашистам и бандеровцам. Зато домашку все хорошо делали. А сейчас тысячами за каждый гнилой коровник кладем.
avatar
Mathman, чего ты о чем вообще что ты несешь???
avatar
Байкал, ну что несёт...
На что наобразовывался энтот хрупкий и крайне малый по объёму сосуд (судя по постам выше), то и несёт.
avatar
а может отменить ютубчик детям и тогда свободное время появится\?
Константин Дубровин, комменты на смартлабе себе отмени
avatar
Это традиционные авторские проклятия в сторону СССР и всего что там делалось.

Надо бы еще проклясть совок за то что в детском саду манную кашу заставляли есть
avatar
Домашка нужна, но только в старших классах, в младших — отстаньте от детей и их родителей.
Дайте детям немного поскучать, пусть найдут, что им интересно и развиваются в этом направлении. Если ничего не интересно — тоже неплохо, лучше узнать об этом заранее — у нас куча работ на конвейерах на заводе и в офисах, где излишнее любознательность приводит только к проблемам. 
avatar
Влад, тут что понимать под успеваемостью. Если завалить школьника учебниками и цель — сиди зубри, то это надо успеть. А если развивать творческое мышление, инициативу и здоровый образ жизни, то где таких учителей взять?
avatar
Здравые мысли есть. Например насчёт сильного учителя. Реально, кто больше требовал к тем предметам и больше готовились. Но домашнее задание нужно. Неплохо, конечно, что бы не задавали слишком много. 
И по идее ученик должен уметь распределить время на выполнение.
1 Математика — обычно требует решения примеров и это должно быть зафиксировано в тетради.  Можно сделать и на уроке математики вместе с решением школьных задач, а если туповат то вместо них.
2 География, Биология  Обычно не требуют письменных отчётов. Автор говорит, что можно переписать из интернета. Но это то же нормально, пока читает и переписывает правильный ответ, что то и запомнит.  В моё время достаточно было прочитать заданные параграфы ( времени на чтение не много надо, а можно и не читать ( если уверен, что не спросят ).
3 Сочинение конечно вещь паскудная, но как я понял сейчас как раз с этим проблем нет. 



avatar
В китае продленка — дети сидят и выполняют домашние задания в школах под присмотром учителей. Весь день там учатся, а вечером свободны. Сразу приучают к взрослому рабочему графику… Вот так и у нас надо конечно готовить рабочие кадры…
avatar
Laukar, У нас когда то такое было. И даже не официальное название продлёнка совпадало. ( Официально вроде факультатив ) Как же я ненавидел эти продлёнки. Самое время поиграть в футбол или хоккей забирали.  При этом я не был бездельником. Может конечно современным ребятам не до подвижных игр, хотя возможностей для этого стало больше.
avatar
У меня всегда было с математикой отлично. В старших классах полностью хватало того, что делали в школе, и контрольные все писал на 5.
Домашку естественно тоже задавали, но я ее принципиально не делал и прямо говорил учителю, что не буду и она мне не нужна.
Она ставила за это двойки.
avatar
AlexRakha, Если, всё отлично, то почему бы не сделать. Ведь времени много не надо. Я кстати, частенько в школе их делал.  Просто пытался высчитать, что зададут на дом. Например задание 32  в школе делаем а )  значит на дом б) и в )  Вот я их и делал и частенько угадывал. Можно было и другие решать с запасом, тогда не делать то, что в классе решаем. В моё время классную работу вообще не смотрели, если не у доски отвечаешь.
avatar
Потеряев А.А., Зачем заниматься бесполезной деятельностью? Потому что так положено и учитель сказал?
Вот было дело, что делал другим ученикам, но за деньги)
avatar
AlexRakha, Ну кук минимум это проще, потратить минимум времени чем потом тратить время на исправление пары ( я думаю её всё таки надо было исправлять, хотя сейчас может и по другому )
avatar
Потеряев А.А., действительно пришлось исправлять, но не конкретные пары, а годовую оценку по предметам с 4 на 5 через экзамены. Также пришлось брать геометрию доп. экзаменом, так как она в список обязательных не входила. И делать это пришлось и в 9, и в 11 классе))
avatar
AlexRakha,  Ну способы исправления сейчас я не знаю какие, но как я понял по любому времени пришлось потратить больше, чем было нужно. А в наше время, если годовая 3, а экзамен 5 то итоговая не могла быть 5 .  Сейчас может и нет итоговых.  И классов раньше было 10 — наверное это лучше.  
avatar
А есть какие-то примеры?
Ну, когда в стране отменили ДЗ в школах, и в результате уровень образования сильно вырос? Или хотя бы не упал.
avatar
Mityan, Финляндия — лучшее школьное образование в мире. время но ДЗ 2,8 часа в неделю. В РФ более 10 часов. Совсем отменять нельзя 
avatar
Потеряев А.А., по каким критериям лучшее?
avatar
Mityan, Критерии по сдаче экзаменов. Может не самый верный критерий. С учётом того, что проходят иногда разные материалы. Но тут наверное абсолютной точности быть не может.  А вот на мировых школьных олимпиадах азиаты и мы как ни странно частенько берём призы. В азии народ учится хорошо ( не средняя азия конечно )
avatar
Потеряев А.А., не забывайте, Финляндия — это про феминизм, толерантность и «равноправие».
То есть равноправие не в том плане, что дают одинаково сложные задания, а в том, чтобы давать настолько лёгкие, чтобы все учащиеся их одинаково успешно выполнили.
avatar
DNN, Я не в курсе. Но по идее задания дают такие, что большинство их может сделать. Я учился 1971-1981  и тогда уже говорили, что школьники перегружены. (Хотя это было абсолютно не так)  Сейчас вроде реально так, если судить, что время самих занятий выросло и вес портфелей. 
Но даже, если у Финнов и толерантное образование, то и пусть ведь у них и страна передовая.   А вот передовая страна у них из за толерантности или вопреки ей я реально не знаю. 
avatar
Потеряев А.А., а в чем простите Финляндия передовая? Достаточно скучная провинция.
Потеряев А.А., очень интересный тезис о том, что «Финляндия — передовая страна».
И в чём же она передовая?
Сытенькая община с креном в социалку вовсе не признак высокого уровня образования.
avatar
Потеряев А.А., статистические аутлайеры, сильный учитель по предмету + способности и интерес. А большинство страдает! Полностью согласен с автором!
avatar
Сейчас такие времена, когда пришел с работы и полностью выкинул из головы, ни о самообразовании дальнейшем, и ни о чем не думаешь, прошли. Ну или на самых низкооплачиваемых должностях остались.
avatar
Автор, даже не вдаваясь в подробности про «жизнь — борьба» напомните, пожалуйста, периоды максимальной и средней активности головного мозга человека. С точки зрения возраста.
.
Хотя, если Вы таким грамотным образом хотите поделить за одно поколение людей на рабов и рабовладельцев, то идея про минимизацию учебной нагрузки в общеобразовательных школах — прямо огонь.
avatar
DNN, Насчёт снижения нагрузки может оно и верно. Смотрел ролики где молодым прохожим задают элементарные вопросы причём при правильном ответе можно получить вознаграждение. Так там народ элементарно ничего не знает. Может когда пытаются в дурную голову заложить больше, чем  там может уместится  — это не верный путь ? 
avatar
Потеряев А.А., ну я повторюсь, это путь к лютой поляризации общества.
Когда:
1) люди с деньгами, понимающие ценность фундаментального образования, по принципам близкого к советской школе, будут формировать узкий спрос на такое образование в платных частных школах;
2) люди с шальными деньгами, не понимающие ценности фундаментального образования, не оставят в наследство своим детям ничего кроме бабла и умения его тратить, что автоматически опустит этих детей на уровень
3) люди без денег (пусть даже и понимающие ценность фундаментального образования), не имеющие к нему доступа, т. к. денег на частную школу нет, а в общеобразовательных — программа для ленивых даунов, чтобы все успешно её осваивали, но без шансов на какое-либо поступательное движение по социальной лестнице вверх...
.
В итоге получим общество аналогичное Стране Отцов из «Обитаемого острова».
.
Да, Ломоносов дошел из Архангельска с обозом, но таких примеров в истории — по пальцам одной руки.
avatar
DNN, ну а может как раз потому что родители за детей домашку делают они и не знают?
avatar
DNN, а если не с точки зрения возраста, а с точки зрения времени суток? Вот нормально ребенку сидеть до 23 занимаясь уроками, и ещё в выходные вдобавок? Считаете будет от этого толк?
avatar
in_line, у тупых — нет не будет.
Обладающие минимальными навыками самоконтроля и способностями к обучению, во-первых, не затянут до 23, во-вторых, толк, бесспорно будет.
От сочетания базовых знаний и умения рассуждать.
avatar
in_line, ребенок будучи предоставлен сам себе (а на деле уличным ассоциалам и ютубовскому трешу), потратит свое ценное детское время  (время когда обучение максимально эффективно) — даром. 

Навыки к самообучению, самодисциплине, удовольствие от интеллектуального процесса познания — закладываются в раннем детстве. 

Если это в детстве не заложено, с большой вероятностью из ребенка вырастет социальный паразит, заточенный на комфортные детские условия, когда прав вагон и тележка, а обязанности отсутствуют. При этом роль воспитателя возьмут на себя деструктивные элементы, которые будут использовать его малый возраст и малый жизненный опыт в своих корыстных интересах. 

В Америке на эту тему проводился, да и сейчас проходит социальный эксперимент, в виде отсутствия обучения у негров. Результаты можно посмотреть в тех же сериалах, например «Прослушка». Коротко говоря результат всего этого — самоподдерживающийся криминал. 
Евгений Петров, просто достаточно не впадать в крайности, определенный объем домашки должен быть, но не такой, что высасывает все стили и желание учиться. Есть кстати нормативно определенное время, отведенное на выполнение (не больше). Проблема в том, что существуют преподы, которым на это наплевать, и бороться с ними все равно что сосать против ветра
avatar
in_line, в любой школе какая-то часть преподавателей в неадеквате. Зайдите в школу и пообщайтесь с учителями какое-то время, Вы будете поражены искажением их мировосприятия.
Так же как на любой работе и практически в любом коллективе есть какое-то количество невменяемых. Обучение навыкам сосуществования с ними -  часть социальной адаптации. 

Ну а так, из опыта, перегрузить ребенка обучением/спортом невозможно. Да, хорошо бы чтобы ему нравилось учиться и прочее. Но жизнь это конкурентное поле. Там придется много что делать и без желания и без мотивации, выискивая мотивацию самостоятельно.

П.С. Ну и не забываем что по исследованию РАН от 20 года более 40% школьниц не девственны, так что умение детей творить разную дичь в свободное время недооценивать нельзя. Не нужно им свободное время. Взрослый человек еще способен его грамотно использовать, а ребенок расставлять приоритеты и понимать последствия не умеет…
Полностью согласен, есть некоторые учителя просто конкретные гандоны, наваливают столько, что дети до ночи вынуждены сидеть. И никто им не указ
avatar
in_line, переводитесь в другую школу/класс.
avatar
DNN, у меня двое учатся в разных школах, и в обеих есть такой «сильный» (спойлер — нет) препод. Директора бессильны, дети ненавидят данные предметы (. Заодно и к остальным интерес теряется, просто не хватает сил. А детки то неглупые в целом, а олимпиадах участвуют. Советуете искать дальше, серьезно?
avatar
in_line, убедили, не ищите.
avatar
Как же мы выжили в СССР с домашними заданиями? )
Однозначно оставлять домашние задания.
avatar
ignat, в СССР в начальных классах было 4 урока, а теперь 6 и домашних заданий нагрузят столько что маленький ребенок над ними полдня сидит, ни погулять ни поиграть. 
avatar


Какие домашки, какие уроки?! Сейчас одни урокодатели остались!
Для разных людей с разными мозгами нужно разное обучение. Кому-то нужно социализироваться чтобы не кусать прохожих и научиться покупать колбасу в магазине, кому-то нужно научиться работать наемным сотрудником, а кому-то руководить, исследовать темную материю или сочинять музыку.

Советская школьная программа это уравниловка (ну все люди равны же, правда?) пыталась вытянуть на средний уровень всех, кроме самых умных. Инженеров и ученых гнобили как умели низкой зарплатой и гегемонией рабочего класса.

Сейчас дорогие лицеи и всякие крутые универы а ля «лига плюща» ведут к интеллектуальному расслоению, как об этом совершенно справедливо заметил DNN. 
avatar
Верно подмечено, домашние задания отменить. Пусть дети спокойно закончат школу, социализируются. Знание не для всех это тренд нашего времени.
avatar
быть всесторонне развитым удел единиц, в школе в обязательном порядке нужны только 3-4 дисциплины, остальное факультативно. Ни кого напрягать не надо, но в каждом классе повесить только один плакат — «Знание — сила. Сделай свой выбор правильно.»
avatar
откуда инфа про 450 рублей в час?
avatar
Домашнее задание нужны обязательно, они помогают проанализировать как закончился этот день, выявить свои недостатки и достоинства. Понять какие акции показали себя выдающимся образом и обязательно должны быть под наблюдением на следующий день.
avatar
Хотя я и считаю современную систему школьного образования устаревшей, но в педагогике, суда по опусу, вы нифига не шарите…
avatar

теги блога *FXRB*

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн