В теории всё замечательно. Вот школьник сидит за партой, руки сложены трапецией, внимательные глаза поедают звучную фигуру учителя. Вот, напитавшись мудростью, школьник осторожно идёт домой, стараясь не расплескать по дороге драгоценные искры знаний. Вот школьник, едва помыв руки, садится за письменный стол и приступает к самостоятельной работе, чтобы окончательно закрепить в голове изученный материал.
На практике, однако, домашние задания оборачиваются рядом отвратительных явлений, вред от которых во много раз перекрывает гипотетическую пользу.
1. Сломанный режим
Домашние задания приучают школьников к мысли, что у них нет свободного времени, так как всё их время принадлежит школе, и что даже на улице, даже в кино, даже в выходные или за едой они должны помнить, что в понедельник им надо будет сдавать ненаписанное ещё сочинение по литературе.
С другой стороны, они же приучают школьников и ко второй мысли — что напрягаться «на работе» не нужно, поэтому домашнее задание, которое можно сделать за 30 минут, абсолютно нормально растянуть на всё воскресенье, раз за разом откладывая дело «ещё на 15 минут».
Это нечто противоположное эффективной взрослой работе, когда сотрудник усердно вкалывает 6-8 часов, а потом встаёт из-за компьютера, вешает гаечный ключ на гвоздь, снимает каску и полностью забывает о рабочих делах до следующего утра.
Да, согласен, у начальства и у предпринимателей отделять рабочее время от личного получается далеко не всегда. Однако, во-первых, наши школы в принципе не готовят руководителей, а во-вторых, даже руководителям следует стремиться к здоровому рабочему графику.
2. Имитация полезной деятельности
В Рунете есть знаменитый сайт ГДЗ, который расшифровывается как «готовые домашние задания». Там можно выбрать, например, биологию за 7-й класс, учебник конкретного автора и конкретный заданный параграф. Сайт покажет готовое домашнее задание: останется только переписать в тетрадь, чем отличаются жуки от клопов, и почему необходимо обязательно уничтожать вшей.
Обезвредить подобные сайты вполне возможно, но для этого придётся слегка модернизировать учебный процесс, на что наши ригидные чиновники от образования не готовы. Поэтому школьники успешно осваивают два навыка:
— имитировать полезную деятельность, смиренно занимаясь очевидной ерундой;
— обманывать руководство, подсовывая ему пустышку вместо реальной работы.
3. Воровство времени
Вот есть стандартный школьник: организм слабый, мозг — недоразвит. Если взрослый способен работать 8 часов в день, то безопасная доза занятий для школьника, допустим, 6 часов. Из них выделяем 5 часов на уроки и 1 час на домашние задания.
Работать, кстати, значительно легче, чем учиться: если вы пробовали сподобить своих сотрудников на прохождение каких-нибудь курсов, то вы знаете, что народ отлынивает от любой учёбы, как коты от водных процедур. Слушать лектора, разбирать непонятные темы, осваивать новый материал — мучительно.
И всё же будем жестокими: предположим, будто 6 часов учёбы в день — посильная нагрузка для школьника. Тогда полтора часа на домашние задания должны быть аккуратно распределены: столько-то минут на русский, столько-то на биологию, столько-то на математику и так далее.
В реальности всё иначе. Во-первых, непосредственно внутри школ учатся не по 4,5 часа в день, а значительно больше — ещё и шестидневку делают, как при Сталине. Во-вторых, при выдаче домашних заданий минуты даже не пытаются считать: наваливают задачи на глазок.
При этом в школе обычно находится как минимум один изувер — жертвы называют его термином «сильный учитель» — который вычёрпывает из свободного времени школьников целые часы. Этот мошенник или прямо выдаёт огромные домашние задания, или делает хитрее — придирается на уроках и на контрольных, из-за чего школьники вынуждены тратить несуразно много времени на подготовку.
Потом включается стокгольмский синдром, и выпускники этих негодяев хвалят. «По химии у нас был слабый учитель, химия у меня не очень. А вот по физике был сильный: мы до ночи сидели над домашними заданиями, готовились всю неделю к контрольным, плакали. Зато с физикой в институте всё было хорошо!».
Расшифровка. Учитель химии был порядочным человеком: укладывался в выделенные ему часы, не забирая чужого. Учитель физики был жуликом: отбирал у школьников дополнительные 15 часов в неделю — за счёт математики и за счёт их свободного времени.
Как итог, у самых ответственных школьников отнимают время, которое они могли бы потратить или на отдых, или на физкультуру, или на изучение по-настоящему интересных им вещей. А ведь школьник — это не сегмент мусоропровода в многоэтажке, который любой мусор охотно сожрёт, какой в него ни закинь. Если школьник увлекается биологией, он за час извлечёт из книги по биологии больше, чем из учебника астрономии за 5 часов. И наоборот, если школьнику нравится астрономия, именно освоение астрономии пойдёт у него с особенно хорошей скоростью.
На практике оба школьника — и юный биолог, и юный астроном — сидят, сгорбившись, над «двойным листочком» и давят из себя сочинение про Кабаниху. Потому что в их классе есть «сильный учитель» литературы — столь же властный как и купчиха Кабаниха — который всё свободное время школьников самовольно забрал себе.
4. Привлечение родителей
В России сложилась порочная практика: родители делают домашние задания за детей. Это начинается с детских садов, когда дошкольникам задают «домашние задания» явно не по возрасту, которые страшно оставить несделанными, так как ребёнок может оказаться в группе единственным «неумехой». В школе всё продолжается. Особенно сильно родителей школьников злят всякие «гербарии, рисунки и поделки», на которые уходит много времени и сил.
Серьёзнейших проблем тут две.
Первая проблема — воровство времени. Средняя зарплата в России — 450 рублей в час. Но если учитель скажет «завтра все приносят по 450 рублей», родители школьников громко возмутятся, а если учитель скажет «завтра приносим домик ёжика из грязи и палок», возмущение будет тихим, дальше кухонь не пойдёт. Вообще, заглядывая шире, это одна из главных проблем современной России. Общество слишком спокойно относится к воровству времени в исполнении государства. Сейчас тема поста другая, так что я не буду уходить в сторону — просто отмечу, что терпимость к потерям времени — огромная наша беда.
Вторая проблема — приучение школьников к «дамскому» стилю решения рабочих задач. Этот стиль называют «дамским», так как в офисах подобным обычно промышляют сотрудницы женского пола. Мужчины тоже такие бывают, но статистически реже, извините.
Выглядит это так. Даме надо придумать сложную формулу в таблице, поменять картридж в принтере или найти нужную страницу в огромном справочнике. Дама подходит к податливому сотруднику мужского пола, хлопает глазами, мило улыбается, говорит пару банальных комплиментов. Потом под видом «помощи» просит сделать самую сложную часть работы за неё.
Современные домашние задания диктуют школьникам именно этот рабочий стиль. Подойти к родителям, попросить «помочь», преодолеть их естественное сопротивление, притвориться необучаемым и заставить сделать домашнее задание.
Подобьём промежуточный итог. Домашние задания учат школьников:
— перемешивать рабочее и свободное время;
— работать спустя рукава;
— имитировать полезную деятельность;
— обманывать руководство, не гнушаясь прямым подлогом;
— отказываться от личных увлечений;
— сваливать свою работу на других.
Повторюсь, домашние задания в нынешнем их виде следует отменять, причём немедленно.
Хороший и практичный вариант — просто запретить, и всё. Потому что, как я указал выше, нагрузка на детские и подростковые организмы и так слишком велика, часы надо сокращать.
Другой вариант — выделить время на домашнее задание прямо в школах. Уроки закончились, потом дети идут в класс для домашних заданий, сдают мобильники в специальную штуку с карманами (не знаю, как она называется) и делают под присмотром надзирателя домашнюю работу. Выделенные 45 минут закончились — всё. Учебники в сторону и домой, с полностью свободной от учебных тем головой.
Книги туда же. Хочется, чтобы дети прочли литературный сериал «Война и Мир»? Нет проблем. На литературу за учебный год выделяется, допустим, 30 часов самостоятельной работы. Школьник читает, скажем, 25 страниц в час. За два года как раз «Войну и Мир» в выделенное время прочтёт…
Пожалуй, излишне пояснять, что ничего подобного в Министерстве просвещения делать не будут — это полностью противоречит логике чиновников от образования. По причинам, обозначенным ещё Сирилом Паркинсоном, нагрузка на школьников может со временем только возрастать. Поэтому, если только не случится чуда, всё останется по прежнему: одни будут делать вид, что учат, а другие будут делать вид, что учатся. На очевидные неувязки — «ну вот же, экзамен показал, что вы почти ничему не научили!» — будут со вздохом закатывать глаза.
Только тяжелый и упорный интеллектуальный труд формирует необходимые нейронные связи. Всё остальное – клиповое мышление.
*Как говорил уважаемый гражданин Касатонов В. «главный ресурс экономики — это дебилы» ну сами понимаете почему тратят все заработанное на безделушки и кредиты легче берут такие люди итп.
Надеюсь в России будет по другому.)
1. Чем больше у учителя наработанных часов, тем выше у него зарплата.
2. Чем чаще больной ходит к врачу, тем выше з/п у врача.
3. Чем чаще и дороже больной покупает лекарства, тем выше з/п фармацевта.
4. Чем чаще прорывает трубы, тем выше з/п у сантехника.
5. Чем чаще ломается автомобиль, тем выше з/п у механика.
Одним словом, золотая работа та, где ты сам можешь регулировать свою з/п.
Школьник — это лёгкая нефть для системы образования. Только родители могут позаботиться о нём, но им некогда, потому что надо чинить трубы, автомобили и продавать таблетки.
1. Чем больше у учителя наработанных часов, тем выше у него зарплата.
2. Чем чаще больной ходит к врачу, тем выше з/п у врача.
3. Чем чаще и дороже больной покупает лекарства, тем выше з/п фармацевта.
4. Чем чаще прорывает трубы, тем выше з/п у сантехника.
Вы оперируете каком то идеальным миром. В РФ они все сидят на фиксированной зарплате. и увеличение числа клиентов — увеличение работы за те же деньги.Как если тренировать память усиленно в 5-7 летнем возрасте, мыслительные или познавательные способности будут страдать. Так и со всем остальным, тренируешь что-то одно — все другое страдает
И так тупая школота отмени домашку вообще бараны станут невменяемые.
А может вообще не нужно учится ведь НАГРУЗКА БОЛЬШАЯ
а сейчас…
и до телевизора не добраться, пока заявки на разблокировку ИЦБ оформишь, на смартлабе посидишь итд. а после смартлаба и др ресурсов какой кекс)) может быть?), когда понасмотришься что в мире твориться)).
На что наобразовывался энтот хрупкий и крайне малый по объёму сосуд (судя по постам выше), то и несёт.
Надо бы еще проклясть совок за то что в детском саду манную кашу заставляли есть
Дайте детям немного поскучать, пусть найдут, что им интересно и развиваются в этом направлении. Если ничего не интересно — тоже неплохо, лучше узнать об этом заранее — у нас куча работ на конвейерах на заводе и в офисах, где излишнее любознательность приводит только к проблемам.
И по идее ученик должен уметь распределить время на выполнение.
1 Математика — обычно требует решения примеров и это должно быть зафиксировано в тетради. Можно сделать и на уроке математики вместе с решением школьных задач, а если туповат то вместо них.
2 География, Биология Обычно не требуют письменных отчётов. Автор говорит, что можно переписать из интернета. Но это то же нормально, пока читает и переписывает правильный ответ, что то и запомнит. В моё время достаточно было прочитать заданные параграфы ( времени на чтение не много надо, а можно и не читать ( если уверен, что не спросят ).
3 Сочинение конечно вещь паскудная, но как я понял сейчас как раз с этим проблем нет.
Домашку естественно тоже задавали, но я ее принципиально не делал и прямо говорил учителю, что не буду и она мне не нужна.
Она ставила за это двойки.
Вот было дело, что делал другим ученикам, но за деньги)
Ну, когда в стране отменили ДЗ в школах, и в результате уровень образования сильно вырос? Или хотя бы не упал.
То есть равноправие не в том плане, что дают одинаково сложные задания, а в том, чтобы давать настолько лёгкие, чтобы все учащиеся их одинаково успешно выполнили.
Но даже, если у Финнов и толерантное образование, то и пусть ведь у них и страна передовая. А вот передовая страна у них из за толерантности или вопреки ей я реально не знаю.
И в чём же она передовая?
Сытенькая община с креном в социалку вовсе не признак высокого уровня образования.
.
Хотя, если Вы таким грамотным образом хотите поделить за одно поколение людей на рабов и рабовладельцев, то идея про минимизацию учебной нагрузки в общеобразовательных школах — прямо огонь.
Когда:
1) люди с деньгами, понимающие ценность фундаментального образования, по принципам близкого к советской школе, будут формировать узкий спрос на такое образование в платных частных школах;
2) люди с шальными деньгами, не понимающие ценности фундаментального образования, не оставят в наследство своим детям ничего кроме бабла и умения его тратить, что автоматически опустит этих детей на уровень
3) люди без денег (пусть даже и понимающие ценность фундаментального образования), не имеющие к нему доступа, т. к. денег на частную школу нет, а в общеобразовательных — программа для ленивых даунов, чтобы все успешно её осваивали, но без шансов на какое-либо поступательное движение по социальной лестнице вверх...
.
В итоге получим общество аналогичное Стране Отцов из «Обитаемого острова».
.
Да, Ломоносов дошел из Архангельска с обозом, но таких примеров в истории — по пальцам одной руки.
Обладающие минимальными навыками самоконтроля и способностями к обучению, во-первых, не затянут до 23, во-вторых, толк, бесспорно будет.
От сочетания базовых знаний и умения рассуждать.
Навыки к самообучению, самодисциплине, удовольствие от интеллектуального процесса познания — закладываются в раннем детстве.
Если это в детстве не заложено, с большой вероятностью из ребенка вырастет социальный паразит, заточенный на комфортные детские условия, когда прав вагон и тележка, а обязанности отсутствуют. При этом роль воспитателя возьмут на себя деструктивные элементы, которые будут использовать его малый возраст и малый жизненный опыт в своих корыстных интересах.
В Америке на эту тему проводился, да и сейчас проходит социальный эксперимент, в виде отсутствия обучения у негров. Результаты можно посмотреть в тех же сериалах, например «Прослушка». Коротко говоря результат всего этого — самоподдерживающийся криминал.
Так же как на любой работе и практически в любом коллективе есть какое-то количество невменяемых. Обучение навыкам сосуществования с ними - часть социальной адаптации.
Ну а так, из опыта, перегрузить ребенка обучением/спортом невозможно. Да, хорошо бы чтобы ему нравилось учиться и прочее. Но жизнь это конкурентное поле. Там придется много что делать и без желания и без мотивации, выискивая мотивацию самостоятельно.
П.С. Ну и не забываем что по исследованию РАН от 20 года более 40% школьниц не девственны, так что умение детей творить разную дичь в свободное время недооценивать нельзя. Не нужно им свободное время. Взрослый человек еще способен его грамотно использовать, а ребенок расставлять приоритеты и понимать последствия не умеет…
Однозначно оставлять домашние задания.
Какие домашки, какие уроки?! Сейчас одни урокодатели остались!
Советская школьная программа это уравниловка (ну все люди равны же, правда?) пыталась вытянуть на средний уровень всех, кроме самых умных. Инженеров и ученых гнобили как умели низкой зарплатой и гегемонией рабочего класса.
Сейчас дорогие лицеи и всякие крутые универы а ля «лига плюща» ведут к интеллектуальному расслоению, как об этом совершенно справедливо заметил DNN.