Блог им. LongTermInvestments
На этой неделе Софтлайн объявил о планах сделать допэмиссию до 76 млн акций. Сейчас уставной капитал компании — 324 млн акций, т.е. их количество может вырасти до 400 млн или на 23%.
Такую большую допэмиссию компания объясняет агрессивной M&A стратегией. С начала года Софтлайн уже купил 4 компании, еще несколько сделок находятся в процессе. Менеджмент говорит, что из-за рыночной конъюнктуры у компании сжатые сроки (не вдаваясь в подробности почему), поэтому в ближайшие 6-12 месяцев Софтлайн хочет быть максимально активным на M&A рынке. При этом привлечение заемного капитала менее привлекательно из-за высоких ставок.
В пресс-релизе менеджмент говорит, что таргетирует средний мультипликатор сделок на уровне EV/EBITDA ~5, что значительно дешевле мультипликатора самого Софтлайна. Также в случае успешного закрытия запланированных сделок обещают значительный рост показателей в 2024 году относительно озвученных ранее прогнозов:
— Выручка: 110 -> 135 млрд рублей
— Валовая прибыль: 30 -> 40 млрд рублей
— EBITDA: 6 -> 10 млрд рублей
В ходе допэмиссии компания может привлечь грубо 10 млрд рублей (76 млн акций с дисконтом 7-10% к текущей рыночной цене). Если эти прогнозы реализуются, то компания может «купить» 4 млрд дополнительной EBITDA за 10 млрд (EV/EBITDA всего 2.5), что выглядит очень привлекательно. Но у меня, честно говоря, есть сомнения, что такие показатели достижимы, даже если брать показатели за полный 2024 год для купленных бизнесов. Думаю это возможно только в случае, если текущий бизнес по итогам первого полугодия идет значительно лучше озвученных ранее прогнозов.
Вообще использование собственных акций для покупки других компаний с дисконтом к собственной оценке — это неплохая стратегия, которую часто используют компании в США и на других развитых рынках, хотя в России таких примеров фактически не было. Ключевой вопрос — насколько качественные и релевантные бизнесы компания покупает и насколько эффективно интегрирует их в текущий бизнес. Для ответа на него нужен либо исторический трек-рекорд, либо субъективная оценка менеджмента компании.
Трек-рекорда у Софтлайна пока нет (из отчетности за последние несколько кварталов нереально оценить эффективность сделанных к текущему моменту M&A), так что на текущем этапе все сводится к тому, насколько вы верите прогнозам менеджмента. С учетом того, что Софтлайн исторически занимался дистрибуцией софта и разработка собственных IT-продуктов — новый для компании бизнес, у меня пока настороженное отношение к заявленным амбициозным планам. Кроме того, я пока не слышал четкой стратегии M&A и пока кажется, что компания собирает просто сборную солянку из разных небольших IT-продуктов, рост и развитие которых может быть непростой задачей в будущем.
Не держу акции Софтлайн в портфеле и пока нет планов их покупать. В SPO при этом, возможно, буду участвовать, если будет значимый дисконт к рынку и возможность зажеджировать позицию шортом — буду смотреть по ситуации.
P.S. Еще о потенциальной допэмиссии для программы мотивации сотрудников на этой неделе объявил Яндекс. Там совсем другая ситуация по сравнению с Софтлайном, сделаю отдельный пост.
Весь контент публикую тут:
Сайт: longterminvestments.ru
Telegram: @long_term_investments
Илья, ты написал, что не веришь в рост ебитда до 10 млрд руб в этом году, а я вот верю. По итогам 1 квартала мы увидели рост оборота на 50% и маржинальности по ебитда 8,5%.
Если мы представим, что маржа сохранится на уровне 1 квартала, а оборот вырастет на 30% год к году, то как раз 10 млрд ебитды мы и увидим.
Конечно, чтобы подтвердить теорию надо дождаться отчета за 1 полугодие, но теоретически этот таргет, особенно с учетом новых покупок очень реален.
Не верю в то, что M&A дадут большой прирост относительно предыдущих прогнозов, как указано в пресс-релизе (видимо чтобы допка лучше продавалась рынку). А насчет текущего бизнеса пока мало данных, может действительно у них все хорошо, но я пока подожду хотя бы отчета за полугодие.
Илья Воробьев, значит я не внимательно прочитал текст.
Я согласен, что M&A не могут дать подобного прироста в столь короткий срок, но тогда это подтверждает мой тезис о том, что основной бизнес чувствует себя прекрасно! Иначе они не стали бы менять свой годовой прогноз.
Текущая EBITDA LTM уже выше прогнозных 6 млрд. Думаю рынок сильно недооценивает потенциал по улучшению маржинальности. Сейчас доля собственного ПО и услуг всего 35% от оборота. Какая будет маржа, когда эта доля за 2-4 года удвоится?
Посмотрим, сможет ли менеджмент оправдать ожидания.