Блог им. Happycoin
30 июля Госдума приняла во втором чтении законопроект, легализующий на территории страны деятельность по добыче криптовалют. Одновременно с этим документ устанавливает запрет на рекламу цифровых активов, который предположительно вступит в силу с 1 ноября 2024 года.
Представители майнингового бизнеса и отраслевые юристы прокомментировали новые нормы и размытые формулировки.
Майк Львов, директор по PR и коммуникациям EMCD
Принятие законопроекта о майнинге носит двоякий характер. С одной стороны, его принятие позволит создать нормативную базу для развития майнинговой отрасли в стране, заполнить законодательный пробел и упорядочить процессы. С другой стороны, принятие законопроекта может отпугнуть бизнес.
Я вижу несколько спорных моментов. Первый и самый главный – это регистрация в реестрах и предоставление полной отчётности о добыче криптовалют. Но что будет происходить с этими данными, непонятно. Как и кем они будут обрабатываться? Как будет использоваться данная информация? Пока нет чётких ответов на эти запросы.
Кроме того, остаётся не вполне ясным механизм уплаты налогов. На данный момент нет понимания, в какой валюте будут производиться оплаты. Если это будет рубль, то возникает вопрос, как именно будет реализован криптофиатный шлюз для конвертации добытых монет и введения их в оборот. Если это всё же криптовалюта, то возникает ещё более интересный вопрос, какая именно.
В случае принятия решения об использовании для уплаты налогов стейблкоинов, то здесь появляются риски блокировок со стороны эмитентов монет, а в случае же расчётов в тех же биткоинах риск блокировки отсутствует, но здесь появляется значительное неудобство – высокая волатильность актива.
Андрей Тугарин, основатель юридической компании GMT Legal
Важно отметить, что в новом законе запрещается реклама цифровой валюты и запрещается реклама услуг, направленных на организацию обращения. То есть сами по себе биржи, например, Binance или Bybit, могут давать рекламу, например, как спонсор какого-то мероприятия или как участник какого-то форума. Однако услуги этой биржи в рекламе упоминаться не могут, так же как и сама цифровая валюта.
В связи с тем, что цифровая валюта – это очень узкое понятие, по сути, всё сводится к запрету на рекламу биткоина и любых других децентрализованных криптовалют.
Блокчейн можно будет рекламировать как технологию, ведь блокчейн давно вышел за пределы криптоиндустрии. Он используется в огромном количестве других сфер, и даже наша федеральная налоговая служба используют блокчейн. С этой точки зрения, сама по себе технологии не ущемляется в рекламе.
Можно ли будет при этом использовать в рекламе слова криптовалюта? Скорее всего, нельзя. Можно ли будет использовать рекламу USDT как стейблкоина? Потенциально можно, но очень и очень осторожно.
В то же время обзор криптовалют не является рекламой. Посмотрите, что делает wylsa.com в обзорах iPhone, является ли он рекламой iPhone или нет? Все давно научились отличать обзор от рекламы.
Я думаю, практика будет образовываться, возможно, несколько лет. Первый год будет достаточно тяжёлый потому, что никто не будет толком понимать, как это применить и насколько широко.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что принятый закон сырой и не отвечает интересам развивающейся российской криптоиндустрии. Сплошные ограничения и запреты, указанные в законе, как написал в своём Telergam-канале один из авторов закона депутат Антон Горелкин, приняты чтобы «спасти сбережения тех людей, которые слабо разбираются в рисках, связанных с криптовалютой». Поэтому удар нанесли по тем, кто разбирается. Может в этом и состоит истинная цель?
Леонид Гаранов, CEO компании CRYPTUS
Принятый документ наконец-то сдвинет с мёртвой точки процесс регулирования криптовалюты в РФ. До этого велись только разговоры, но вот появился закон.
Значит, после закона будут приняты ряд нормативных и подзаконных актов, которые должны будут раскрыть закон в деталях. Увы, здесь оперативно не получится всё сделать: помешает бюрократия и отсутствие знаний по криптовалюте в госорганах. Процесс начался, а, значит, будут споры между органами о компетенции, о трактовке тех или иных положений.
Далее мы должны увидеть правоприменительную практику, а это новые соглашения, новые оквэды, новые юрлица и, скорее всего, работа в белую большей части майнинговых ферм. Они и сейчас почти так работают, но у них у всех будет новый оквэд, и мы точно всех увидим.
После этого ждём судебную практику: суды — законодатели моды в РФ, и посмотрим, что они напишут и как будут трактовать.
Во-вторых, если бизнес легализуется, то начнутся и проверки. И вот тут интересно, как государство будет себя вести — кошмарить или нет? Сейчас сказать сложно. Может, через год мы увидим гранты и госзаказы на майнинг?
В третьих, коснёмся рекламы криптовалюты.
В ст. 7 ФЗ «О рекламе» вносится запрет на рекламу:
цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты;
цифровых финансовых активов, указанных в части 11 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Сейчас сложно ответить, что именно понимается под этим запретом. Кажется, что под его действие попадает запрет на рекламу криптовалютных бирж. Однако надо отметить, что иностранные биржи и так почти официально ушли из РФ из-за санкций или их угрозы и не используют объекты российской информационной инфраструктуры.
Вероятно, также имеются в виду обменники. Это более реально, так как они предлагают одному человеку обменять криптовалюту (получить услугу) с использованием российских платёжных систем.
Скорее всего, тогда появятся проблемы у P2P-шников и арбитражников, что, возможно, сместит рынок обмена, обезналичивания криптовалюты из серой зоны в монополию государства (как с курсом доллара).
Дополнительно в ФЗ о ЦФА вносится следующее положение:
В Российской Федерации запрещается предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты.
На наш взгляд, именно в законе о ЦФА содержится более обширный для толкования запрет, так как здесь запрет не рекламы, а предложения. Вроде схожие по смыслу слова, но у первого есть точное определение в законе, а у второго нет.
В-четвёртых, добытую криптовалюту нужно будет официально продавать, это предполагает появление бирж. Значит, возможна монополия ЦБ РФ на это мероприятие, а покуда будет действовать монополия, с реальной конкуренцией будет туго.
В-пятых: лёд тронулся, это хорошо, главное, чтобы реализация не подвела.
Общий вектор видится таким:
Интересно зачем?