Блог им. ChicagosBull

В Севморпути нет сегодня необходимости.

«Танкеры со сжиженным природным газом (СПГ) с комплекса «Газпрома» у компрессорной станции «Портовая» (КСПГ «Портовая») на Финском заливе начали ходить в Китай, минуя Суэцкий канал и Красное море, сообщили «Ведомости» со ссылкой на данные аналитической компании Kpler и системы отслеживания судов MarineTraffic. 

Первым по новому маршруту проследовал танкер «Псков» (ходит под флагом Габона) с 74 300 т СПГ на борту: 8 апреля он вышел из бухты Дальняя в Финском заливе и 21 мая прибыл к побережью Китая. 9 мая в направлении Азии (страна назначения не обозначена) в обход Красного моря направилась плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский» (ходит под флагом России) с 75 600 т СПГ. По предположению старшего аналитика по нефти Kpler Виктора Катоны, и этот танкер направляется в Китай.

Маршрут вдоль западного побережья Африки и мыса Доброй Надежды занимает 45 дней в одну сторону. Время в пути от КСПГ «Портовая» до побережья Китая через Суэцкий канал составляет 30 дней, а по Северному морскому пути летом — 25 дней(зимой никто не ходит). 

В ноябре 2023 года йеменские хуситы в ответ на бомбардировки сектора Газа объявили, что будут атаковать любое судно в Красном море, которое идет под флагом Израиля или принадлежит израильской компании. Однако с тех пор атакам подвергались и суда, принадлежащие другим странам и идущие под флагами других государств.  

В результате все большее число танкеров, которые перевозят сырую нефть и топливо, отправляются из Европы в Азию и обратно маршрутом в обход Красного моря, по которому обычно проходит около 12% мировой морской торговли. В январе 2024 года этот маршрут использовал СПГ-танкер с проекта «Ямал СПГ» компании «Новатэк», сообщал Bloomberg. 

Эксперты назвали удлинение маршрута в Азию с КСПГ «Портовая» оправданным. Стоимость газовозов на фоне их дефицита в мире не позволяет рисковать, отметил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Он подсчитал, что перевозка СПГ вдоль мыса Доброй Надежды увеличивает общие расходы на доставку на $7–11 за 1000 куб. м, притом что полная стоимость логистики в Китай не превышает $71–89 за 1000 куб. м. Цены на СПГ в Азии сейчас составляют $428 за 1000 куб. м, . По данным «Имплементы», себестоимость производства на КСПГ «Портовая» выше и составляет $164 за 1000 куб. м. Таким образом, использование обходного маршрута рентабельно при ценах на газ в Азии выше $264 за 1000 куб. м, отметил эксперт Иван Тимонин.»

  Немного запоздавшая информация, тем не менее интересная прежде всего тем, что даже вокруг Африки возить СПГ более, чем рентабельно. Это всего на 10% примерно удорожает логистику, поэтому смысла использовать в данной ситуации Суэц или СМП нет, при отсутствии танкеров СПГ с ледовым классом 7, можно вполне обходится и обходным путём вокруг мыса Доброй Надежды, возя груз обычными танкерами. Даже с Обской губы Новатэк может спокойно возить газ в Китай окружным путём, не используя рискованный Севморпуть. Другими словами, пока Китай покупает наш газ Новатэку и Газпрому ничего особо не грозит, они теряют на этом только 10-15% прибылей, пока цены на газ в Азии в 2 раза выше, чем себестоимость их добычи и транспортировки.
 Таким образом можно сделать вывод, что использование Севморпути на сегодня не так актуально как казалось ранее, оно просто не требуется, и так всё хорошо с СПГ.
 Кстати экипаж на танкерах СПГ один из самых высокооплачиваемых на флоте, капитан и старший механик могут получать до 15-25 тыс. долларов в месяц. И дефицит кадров для такого типа судов один из самых больших в отрасли.



 
★1
32 комментария
если путь почти в два раза дольше то нужно и два раза больше танкеров чтоб возить тот же объем в за единицу времени, далее чем дольше путь и чем жарче места где идет газовоз тем больше СПГ уходит в атмосферу.
avatar
My Shadow, Эти все потери умещаются в 15% от общей логистики. И почему в 2 раза? 45 и 30 дней в 1.5 раза.
avatar
Олег Ков, проблема не в стоимости логистики (хотя как там посчитано еще вопрос), проблема что газовозов в два раза больше нужно, которых и так нет. 
 а по Северному морскому пути летом — 25 дней(зимой никто не ходит). 
45 и 25 ну и СМП холоднее и меньше испарение газа.
avatar
My Shadow, Так не хватает судов с ледовым классом, чтобы по СМП ходить. Там сейчас пара тройка судов ходит и всё.
avatar
Олег Ков, всех не хватает. и для порта где арктик СПГ-2 какой класс нужен зимой?
avatar
My Shadow, 7-й, если на восток по СМП гнать потом судно.
avatar
Олег Ков, чтоб туда зимой зайти нужен arc7, куда бы потом не плыть. так что СМП нужен.
avatar
My Shadow, Он станет нужен когда другие все пути будут перекрыты, ну а летом можно его использовать, но это 4 месяца максимум.
avatar
Олег Ков, ходя по СМП можно в два раза больше вывозить тем же кол-вом судов, которых нет)
avatar
My Shadow, Летом да, возможно, но с повышенным риском повредить суда. А зимой риск перевозки уже зашкаливает, зимой лучше туда не соваться. Новатэк же пробовал зимой в 2021 вроде году, два судно в паре с 7 ледовым классом пошли, и одно сломалось, повредили ГД и винто-рулевую группу. 
avatar
My Shadow, Так а зачем рисковать зимой там ходить, если можно вокруг возить, без всякого риска. Нет смысла.
avatar
Олег Ков, Каким то странам приходится ходить вокруг Африки, а не Суэцким каналом. Да и как нам говорят самые продвинутые лидеры западных стран впереди глобальное потиепление.
avatar
sergik99, Потепление это процесс на столетия или точнее на тысячелетия, на него рассчитывать не приходится. По 1 градусу за 100 лет теплеет, да и наоборот может процесс начаться на похолодание.
avatar
My Shadow, там не уходит ничего… испарившевся спг сжижжают обратно используя газ как источник энергии… и так же используют для движения судна
avatar
ves2010, не везде есть регазификационная установка, не всегда она справляется, тем более в нашем не новом «теневом» флоте. и даже мазут используют для движения судна)
avatar
ves2010, Любой каприз за ваши деньги, но это повышает цену СПГ на рынке. Конкуренты не дремлют
avatar
Суэцкий канал для судоходства стали использовать только в 19 веке, начиная с 16 века европейские торговые пути шли вокруг Африки. 
avatar
Ну, Газпром с Новатэком пусть сами решают как и что возить))) Где Сила Сибири — 2?
1. Канадцы вроде в 2025 году запускают экспорт СПГ «LNG Canada получил партию хладагента в рамках ввода в эксплуатацию Проект завершен более чем на 90%» (https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/847161-spg-proekt-lng-canada-poluchil-partiyu-khladagenta-v-ramkakh-vvoda-v-ekspluatatsiyu/). Для справки совместное предприятие, созданное для строительства терминала по экспорту сжиженного природного газа в Китимате, Британская Колумбия, Канада. Консорциум возглавляет Shell, а также включает Petronas, PetroChina, Mitsubishi и Korea Gas. 
2. Катар со своим месторождением Северное, вроде 2026 год. Но там сразу увеличение на 60%.
avatar
Sc1971, а вот на Ямал работают 5 газовозов, принадлежащих канадцам. После запуска канадского проекта у меня вопрос, останутся ли эти 5 газовозов при Ямале или скорее перейдут работать на домашний проект?
avatar
Alexey Lushchaev, ну если верфи в Южной Кореи не резиновые, а они подписались еще на 17 штук сумма сделки 4 млрд долл. (https://www.korabel.ru/news/comments/koreyskaya_verf_postroit_17_gazovozov_dlya_katara.html).
До этого был заказ на сумму 20 млрд долл., которую 3 южнокорейские судостроительные компании — Hyundai Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Samsung Heavy Industries — подписали с Катаром в 2020 г.))) Хотя я уже запутался честно говоря где и сколько Катар заказал). Строят танкеры три страны, вот пост двухлетней давности (https://smart-lab.ru/blog/820881.php). 
78% — Корея
14% — Япония
8% — Китай
Да и по сути «LNG Canada» проект масштабируемый и не единственный в Канаде. А вопрос… без ответа. Кто его знает.(
avatar
В первой части статьи пишет что СМП быстрее и выгоднее (с оговоркой про лето)
Во второй части делается вывод что СМП не нужен

Л — логика
avatar
Viacheslav Ivanenkov, Так и есть, летом с меньшим риском повреждения судов возить выгодно, а зимой нет. Но зима то 8 месяцев, а лето 4, зима превалирует, если делать общий вывод.
avatar
Олег Ков, 
летом можно успеть два рейса сделать… наверно
Или даже два с половиной (по СМП туда.  обратно вкруговую)
 
avatar
Viacheslav Ivanenkov, 4 рейса можно сделать думаю, проследите за Эдуард Толь судном, оно сейчас второй рейс делает по СМП на восток в Китай, на круг грубо 26 дней уходит, посмотрим сколько на второй такой рейс уйдёт, 3 рейса точно успеет сделать, т.к. весь сентябрь норм ледовая там, а вот 4-й посмотрим, я за ним наблюдаю в режиме он лайн.
avatar
Мне одному кажется, что если на Севморпути с кораблем что-то случится, то ему писец (в отличие от теплых морей) — пришвартоваться негде



avatar
Brassiere, ну почему так мрачно… Вроде имя  Чельнальдина - Челюскинцы на льдине. Вот потеплеет совсем, какие яблони зацветут на Чукотке)
avatar
Brassiere, Совершенно верно. Только буксировка и она не близкая, как правило в Мурманск, по сути больше некуда.
avatar
Очередная порция «плохих новостей» от иностранного агента.
avatar
Ну вот, допустим, «сегодня нет» необходимости. А если «завтра будет»? Этот путь нельзя развить быстро. Нужно лет 10, а может 20. Как раз когда нужен будет позарез, все готово будет.
avatar
Не забываем, товарищи оптимисты, в настоящий момент проводка судов с ледоколом))
avatar
Konstantin Sorokin, Не все, с ледовым классом 7, ходят летом самостоятельно, но таких судов совсем мало, 1 или 2 сейчас ходят, одно точно это «Эдуард Толь» я за ним слежу.
avatar
Konstantin Sorokin, Это так, но маловато, чтобы инвестировать во все, что с этим связано. Так что все верно, необходимости нет и не будет))
avatar

теги блога Олег Ков

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн