Блог им. ChicagosBull
«Танкеры со сжиженным природным газом (СПГ) с комплекса «Газпрома» у компрессорной станции «Портовая» (КСПГ «Портовая») на Финском заливе начали ходить в Китай, минуя Суэцкий канал и Красное море, сообщили «Ведомости» со ссылкой на данные аналитической компании Kpler и системы отслеживания судов MarineTraffic.
Первым по новому маршруту проследовал танкер «Псков» (ходит под флагом Габона) с 74 300 т СПГ на борту: 8 апреля он вышел из бухты Дальняя в Финском заливе и 21 мая прибыл к побережью Китая. 9 мая в направлении Азии (страна назначения не обозначена) в обход Красного моря направилась плавучая регазификационная установка «Маршал Василевский» (ходит под флагом России) с 75 600 т СПГ. По предположению старшего аналитика по нефти Kpler Виктора Катоны, и этот танкер направляется в Китай.
Маршрут вдоль западного побережья Африки и мыса Доброй Надежды занимает 45 дней в одну сторону. Время в пути от КСПГ «Портовая» до побережья Китая через Суэцкий канал составляет 30 дней, а по Северному морскому пути летом — 25 дней(зимой никто не ходит).
В ноябре 2023 года йеменские хуситы в ответ на бомбардировки сектора Газа объявили, что будут атаковать любое судно в Красном море, которое идет под флагом Израиля или принадлежит израильской компании. Однако с тех пор атакам подвергались и суда, принадлежащие другим странам и идущие под флагами других государств.
В результате все большее число танкеров, которые перевозят сырую нефть и топливо, отправляются из Европы в Азию и обратно маршрутом в обход Красного моря, по которому обычно проходит около 12% мировой морской торговли. В январе 2024 года этот маршрут использовал СПГ-танкер с проекта «Ямал СПГ» компании «Новатэк», сообщал Bloomberg.
Эксперты назвали удлинение маршрута в Азию с КСПГ «Портовая» оправданным. Стоимость газовозов на фоне их дефицита в мире не позволяет рисковать, отметил аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Он подсчитал, что перевозка СПГ вдоль мыса Доброй Надежды увеличивает общие расходы на доставку на $7–11 за 1000 куб. м, притом что полная стоимость логистики в Китай не превышает $71–89 за 1000 куб. м. Цены на СПГ в Азии сейчас составляют $428 за 1000 куб. м, . По данным «Имплементы», себестоимость производства на КСПГ «Портовая» выше и составляет $164 за 1000 куб. м. Таким образом, использование обходного маршрута рентабельно при ценах на газ в Азии выше $264 за 1000 куб. м, отметил эксперт Иван Тимонин.»
Немного запоздавшая информация, тем не менее интересная прежде всего тем, что даже вокруг Африки возить СПГ более, чем рентабельно. Это всего на 10% примерно удорожает логистику, поэтому смысла использовать в данной ситуации Суэц или СМП нет, при отсутствии танкеров СПГ с ледовым классом 7, можно вполне обходится и обходным путём вокруг мыса Доброй Надежды, возя груз обычными танкерами. Даже с Обской губы Новатэк может спокойно возить газ в Китай окружным путём, не используя рискованный Севморпуть. Другими словами, пока Китай покупает наш газ Новатэку и Газпрому ничего особо не грозит, они теряют на этом только 10-15% прибылей, пока цены на газ в Азии в 2 раза выше, чем себестоимость их добычи и транспортировки.
Таким образом можно сделать вывод, что использование Севморпути на сегодня не так актуально как казалось ранее, оно просто не требуется, и так всё хорошо с СПГ.
Кстати экипаж на танкерах СПГ один из самых высокооплачиваемых на флоте, капитан и старший механик могут получать до 15-25 тыс. долларов в месяц. И дефицит кадров для такого типа судов один из самых больших в отрасли.
1. Канадцы вроде в 2025 году запускают экспорт СПГ «LNG Canada получил партию хладагента в рамках ввода в эксплуатацию Проект завершен более чем на 90%» (https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/847161-spg-proekt-lng-canada-poluchil-partiyu-khladagenta-v-ramkakh-vvoda-v-ekspluatatsiyu/). Для справки совместное предприятие, созданное для строительства терминала по экспорту сжиженного природного газа в Китимате, Британская Колумбия, Канада. Консорциум возглавляет Shell, а также включает Petronas, PetroChina, Mitsubishi и Korea Gas.
2. Катар со своим месторождением Северное, вроде 2026 год. Но там сразу увеличение на 60%.
До этого был заказ на сумму 20 млрд долл., которую 3 южнокорейские судостроительные компании — Hyundai Heavy Industries, Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering и Samsung Heavy Industries — подписали с Катаром в 2020 г.))) Хотя я уже запутался честно говоря где и сколько Катар заказал). Строят танкеры три страны, вот пост двухлетней давности (https://smart-lab.ru/blog/820881.php).
78% — Корея
14% — Япония
8% — Китай
Да и по сути «LNG Canada» проект масштабируемый и не единственный в Канаде. А вопрос… без ответа. Кто его знает.(
Во второй части делается вывод что СМП не нужен
Л — логика
летом можно успеть два рейса сделать… наверно
Или даже два с половиной (по СМП туда. обратно вкруговую)