Блог им. Ilia_Zavialov
Развенчание мифа о том, что «ФРС устанавливает ставки», следует начать с понимания того, что такое ставка по однодневным внутрибанковским займам, с которой большинство из нас никогда в жизни не столкнется. Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC) имеет право изменять эту ставку, которую он использует через нерегулярные промежутки времени, в ответ на экономические, рыночные и политические события. В таблице ниже перечислены изменения ставки, произведенные ФРС в этом столетии:
Перевод таблицы выше:
1981-1990 — Возглавляемая Волкером ФРС сосредоточила внимание на денежной массе, а не на ставке по федеральным фондам, что привело к длительному периоду бездействия на этом направлении.
1991 — 2000 — При Алане Гринспене ФРС стала более активной, по крайней мере, в том, что касается процентной ставки по федеральным фондам. За десятилетие было произведено 33 изменения процентной ставки: 19 снижений и 14 повышений. 25 из них были изменены на 0,25%, 7 — на 0,50% и 1 — на 0,75% (и повышение в ноябре 1994 года).
2001 — сентябрь 2008 — С приходом к власти Гринспена в 2006 году и продолжением работы Бена Бернанке в период с 2001 по сентябрь 2008 года произошло 37 изменений ставок, из которых 22 были сокращениями, а 15 — повышением. Из этих изменений 22 составили 0,25%, 13 — 0,50% и 2 — 0,75%.
Сентябрь 2008 — 2021 — С приходом к власти Бернанке до 2014 года, Джанет Йеллен с 2014 по 2018 год и Джерома Пауэлла после 2018 года произошло 17 изменений процентной ставки, причем первые 3 произошли в последнем квартале 2008 года, когда ставка снизилась почти до нуля процентов. В период с 2015 по 2018 год было проведено 9 повышений, 3 снижения в 2019 году и еще 2 снижения в 2020 году, причем последнее снижение составило 1%, что привело к снижению ставки по федеральным фондам до нуля процентов.
2022 — 2023 — При Джероме Пауэлле за этот период было проведено 11 повышений ставок: 5 на 0,25%, 2 на 0,50% и 4 на 0,75%.
сентябрь 2024 — Ставка по федеральным фондам была снижена на 0,50%.
Обратите внимание, что большинство этих изменений было сделано на регулярных заседаниях, но некоторые из них (11 за последние три десятилетия) были сделаны на экстренных заседаниях, созванных в ответ на рыночные кризисы. Как видно из этой таблицы, ФРС переживает периоды активности в отношении ставки по федеральным фондам, перемежающиеся с периодами бездействия. Поскольку ставка ФРС задается в виде диапазона, существуют периоды, когда эффективная ставка ФРС может повышаться или понижаться, хотя и в небольших пределах. Чтобы получить представление о том, как менялась ставка по федеральным фондам с течением времени, рассмотрим следующий график, на котором показана эффективная ставка по федеральным фондам с 1954 по 2024 год:
Помимо того, что график показывает, насколько сильно менялась ставка по федеральным фондам с течением времени, на нем выделяются два периода. Первый — это скачок ставки по федеральным фондам до более чем 20% в период с 1979 по 1982 год, когда Пол Волкер был председателем ФРС и представлял собой его попытку разорвать цикл высокой инфляции, в который попала экономика США. Вторым событием стало падение ставки по федеральным фондам до уровня, близкого к нулю процентов, сначала после кризиса 2008 года, а затем после шока COVID в первом квартале 2020 года. Фактически, в 2022 году ФРС удерживала ставки по федеральным фондам на нулевом или близком к нему уровне большую часть предыдущих 14 лет, поэтому резкое повышение ставок в 2022 году в ответ на инфляцию стало шоковой терапией для рынков, не привыкших к повышению ставок ФРС.
В то время как Федеральный комитет по открытым рынкам контролирует ставку по федеральным фондам, существует целый ряд ставок, устанавливаемых покупателями и продавцами на рынках облигаций. Эти ставки динамичны и изменчивы, и вы можете наблюдать их на примере движения ставок казначейских обязательств США (выделены 3-месячная и 10-летняя ставки) и ставок корпоративных облигаций (показана ставка корпоративных облигаций Baa).
Существует последний набор ставок, устанавливаемых институтами и иногда индексируемых к рыночным ставкам, и это те ставки, с которыми потребители чаще всего сталкиваются в своей повседневной жизни. К ним относятся ставки по ипотеке, устанавливаемые кредиторами, ставки по кредитным картам, определяемые эмитентами кредитных карт, и фиксированные ставки по депозитам в банках. Они не так динамичны, как рыночные ставки, но меняются чаще, чем ставка по федеральным фондам.
Несомненно, существуют и другие процентные ставки, с которыми вы столкнетесь как потребитель или бизнесмен, занимая деньги или инвестируя их, но все эти ставки попадают в одну из трех категорий — рыночные процентные ставки, ставки, индексируемые к рыночным ставкам, и институциональные ставки. Ни одна из этих ставок не устанавливается Федеральной резервной системой, поэтому фраза «ФРС устанавливает процентные ставки» является мифом.
Если вы готовы согласиться с тем, что ФРС не устанавливает ставки и не руководит рынком в отношении процентных ставок, вы все равно можете утверждать, что изменения ставок ФРС передают информацию на рынки, заставляя их изменять цены на облигации и акции. Этот аргумент основан на том, что ФРС имеет доступ к данным об экономике, которых нет у остальных, и что ее действия косвенно говорят вам о том, что она видит в этих данных.
Неоспоримо, что ФРС с ее двенадцатью региональными округами, действующими как форпосты, собирает информацию об экономике, которая становится вкладом в принятие решений. Таким образом, аргумент о том, что действия ФРС посылают сигналы рынкам, имеет под собой основание, однако аргументы в пользу сигналов сопровождаются оговоркой, которая заключается в том, что эти сигналы бывает сложно оценить. В частности, есть два основных макроэкономических параметра, по которым ФРС собирает данные: реальный экономический рост (насколько он устойчив и происходят ли в нем изменения) и инфляция (насколько она высока и меняется ли она тоже). Основным сигнальным устройством ФРС остается изменение ставки по федеральным фондам, и стоит задуматься о том, какой сигнал подает ФРС, когда повышает или понижает ставку по федеральным фондам. С точки зрения инфляции, повышение или понижение ставки ФРС можно рассматривать как сигнал о том, что ФРС видит усиление инфляционного давления (повышение) или снижение (понижение). С точки зрения экономического роста, повышение или понижение ставки по федеральным фондам может рассматриваться как сигнал о том, что ФРС видит слишком быстрый рост экономики, в случае повышения, или слишком сильное замедление, в случае понижения. Эти сигналы усиливаются с размером снижения ставки, при этом более значительные снижения представляют собой более серьезные сигналы.
Рассматривая эту смесь, вы можете увидеть, что снижение ставки ФРС на 50 базисных пунктов по средам имеет два противоположных толкования. Если вы оптимист, то можете считать, что это снижение означает, что ФРС окончательно убедилась в том, что инфляция побеждена, и что низкая инфляция останется. Если вы пессимист, то тот факт, что снижение произошло на пятьдесят базисных пунктов, а не на ожидаемые двадцать пять базисных пунктов, может быть истолкован как признак того, что ФРС видит более тревожные признаки замедления экономического роста, чем те, которые проявляются в открытых данных по занятости и росту. Есть, конечно, и циничная третья точка зрения, которая заключается в том, что снижение ставки ФРС имеет мало отношения к инфляции и реальному росту, а больше — к выборам, до которых осталось менее пятидесяти дней. В общем, сигнальные истории заманчивы, и вы услышите их в ближайшие дни со всех сторон спектра (оптимисты, пессимисты и циники), но истина лежит посередине, где снижение ставки является одновременно и хорошей, и плохой, и никакой новостью, хотя и для разных групп.