Всем привет.
Я Big Data архитектор, работаю с продуктами компании Аренадата вот уже 5 лет. Хочу поделиться частным мнением.
Дисклеймеры
1) В IPO я участвую.
2) Прошу воспринимать написанное как частное мнение человека из индустрии больших данных. Пишу это исходя из своего понимания рынка и как профильный специалист, который зарабатывает тем, что применяет продукты компании или их аналоги по назначению.
3) Ни в коем случае не инвест рекомендация.
Что имею сказать.
1) Основная выручка Аренадаты — лицензии, поддержка 20% выручки максимум (ориентируюсь на публичные цифры и на эфир смартлаба). Это значит что рекурректность выручки слабая. Любой гос: и ФОИВ, и ведомства, и госкомпании — очень любят покупать сильно долгосрочные лицензии на ПО. В идеале — бессрочные, «вечные». Для Аренадаты это значит что они получают и проедают много выручки сейчас и получают взамен обязательства по сопровождению. А сопровождение гос заказчика с как правило невысоким уровнем компетенции в сложной Big Data — это боль и расходы. Доля госов — 50%.
2) Импортозамещение. Упоминали необходимость для госов переехать на отечественный ПО к концу 2026 года. При этом средний проект переезда — 2 года. Это значит что основной вал покупок под этот переезд идет вот прямо сейчас. 1 половина 2025 года это уже прямо край когда надо начинать эти проекты.
Эффект этого вала импортозамещения мы уже видим в выручке 2023-2024 года. А так как продаются лицензии — в 2025 году этих денег во многом уже не будет.
3) Большая для них проблема — закрытие открытого репозитория Greenplum. На основе этого репозитория сделан их самый продаваемый продукт Arenadata DB. Они заявляют, что якобы теперь «возглавят" разработку своего форка этой БД, но это большое лукавство.
Если по-простому, к чему это приведет. Допустим, у заказчика Аренадаты возникает критический баг, который Аренадата должна поправить. Раньше был шанс что этот баг уже поправлен в публичном репозитории, ведь туда вносят правки Broadcom, Alibaba, Yandex и многие другие. Разработчикам Аренадаты остается лишь включить это исправление в свое решение Arenadata DB. А теперь им придется с нуля пере-изобретать это решение. Потому что даже Яндекс не спешит делиться своими правками с Аренадатой.
Изобретение фикса с нуля это х10 трудозатрат относительно применения уже готового и протестированного решения. Это значит что Аренадате придется найти очень много разработчиков СУБД высокого класса, который в России мало. И заплатить им много денег.
Расходы на разработку продукта однозначно вырастут. В портфеле есть и другие продукты, но по ощущениям доля Arenadata DB в деньгах может доходить до 40-50%. Это по данным которые они озвучивали на конференции весной.
4) Конкуренты их продуктов — Яндекс в публичном облаке. Недавно ВК объявил об анонсе своей платформы данных. Если Яндекс это публичное облако, в которое условный госбанк никого не принесет свои данные, то у ВК технология предусматривает установку ПО в контуре заказчика без необходимости доверять данные кому-то. Это прямой конкурент.
Анонс ВК —
www.kommersant.ru/doc/7180713
Из неопределившихся партнеров-конкурентов: Сбер, Ростелеком, МТС и другие.
Все эти компании имеют несравнимо большие ресурсы по сравнению с Аренадатой и могут быстро догнать ее в развитии продукта при необходимости. С ними Аренадате придется конкурировать не только за клиентов, но и за разработчиков.
Также многие крупные интеграторы (например упомянутый в звонке с Тимофеем GlowByte) хотя и ведут проекты на основе Аренадаты и реселлят их лицензии, также имеют свои продукты, конкурирующие с Ареной. Пример — GlowByte Nova (
).
----------------------------------------
Одним словом — рост выручки 50% в 2026 году и далее — это очень оптимистичная оценка.
Я участвую потому что верю в команду Аренадаты. Я знаю, что для многих (но далеко не всех) ИТ-директоров крупного энтерпрайза их продукты сейчас практически безальтернативны для решения задач по обработке больших данных.
«Понимаю что пирамида, но на первом (и, возможно, последнем) хорошем отчёте впарю лохам за х2»
Надежда — глупое чувство.
С такими вводными участвовать в IPO я бы не стал.
А какой Яндекс? Тутошний или тамошний?
Это выглядит ммм… существенно. Greenplum накапливает экспертизу большого числа пользователей, поддерживается большим сообществом в отличие от локального форка. Вероятно это можно компенсировать только частично.
То есть аренадата может нанять локальных разработчиков, добавить свои фичи, исправить свои найденные баги. Но не получит фичи и исправления от других пользователей.
Кажется, с этим всё не так однозначно
по этим данным складывается ощущение, что Arenadata тащила остальных на своём горбу
Вроде ты раскритиковал
Но сам почему то участвуешь в ипо?
Но в целом у компании востребованный продукт в своей нише. Для госкомпаний и ряда других бизнесов альтернативы практически нет сейчас, но скоро появятся.
Я не ожидаю роста 50% в следующие годы, учитывая что бизнес модель имеет слабые места. Но в целом по предложенной оценке для меня выглядит интересно. Мой горизонт — 5 лет примерно.
Среди ИТ ближайший аналог — Хедхантер, и я как раз намереваюсь взять схожие доли в свой портфель.
вот картинка от pivotal из презентации 2020 года о вкладе в разработку greenplum
20 vs 5320.
с тех пор прошло 4 года, и арена на позапрошлой неделе в своей презентации рассказала про аж 150 своих pull requests за 7 лет
выводы про то, кто кого на чем тащил, каждый может сделать сам
Так как я тоже работаю в биг дата
То вот какие риски я вижу для Аренадаты
1) Возвращение других (западных) вендоров.
Основной продукт арены это гринплам, но это слабый продукт, потому что он проиграл конкуренцию всем другим продуктам на западном рынке. И сейчас там гринплам не используется. Именно поэтому арена контрибутила больше других в гринплам — потому что он никому не нужен.
Как доп. аругмент сюда
Так как зарубежные лучше и дешевле, они легко смогут отжать обратно долю рынка.
2) Яндекс со своим облаком сильный конкурент. Во-первых есть тенденция перехода в облако. Во-вторых Яндекс легко может сделать свою БД сильнее ареновской и у него есть история и компетенции создания сильных продуктов. Тогда как арена ничего своего с нуля не создавала.
3) Продукт арены это чужой опенсорс продукт, который она обвешивает своими обёртками и продаёт как свой. Такие продукты есть у любого интегратора, тот же Глоубайт, но и еще у десятка, у любого интегратора штат которого от 500 человек. У них есть такие же продукты — какой-то опенсорс с доработками, который они продают как свой. То есть среда тут конкурентная, и у арены нет какого-то уникального преимущества. Потому что этот продукт с нуля они не писали.
российские вендоры ушли из всех стран, включая Казахстан
потому что компания вносится в SDN — и с ней перестают работать в этот же день
bronevik, добрый день!
Спасибо за ваш интерес к Группе Arenadata. Со своей стороны хотим дать проясняющие комментарии касательно бизнес-модели и стратегии развития.
1. Структура доходов и рекуррентность выручки.Действительно лицензии составляют около 75% выручки, которая признается сразу, и бОльшая часть продаваемых лицензий – постоянные. Это значит, что клиент покупает бессрочную лицензию на ограниченное количество ядер, а поскольку объем данных неумолимо растет, компаниям и госсектору приходится ежегодно докупать эти лицензии. Внимательные инвесторы найдут в Проспекте (оставим ссылку: https://ir.arenadata.tech/files/prospekt-cennyh-bumag.pdf) статистику по доле текущих и новых клиентов в обороте: только ~30% выручки приходит от новых клиентов и 70% создают текущие клиенты, которые уже приобрели у нас продукты. Это к слову о рекуррентности.
2. Техническая поддержка Группы Arenadata – прибыльный бизнес с маржинальностью около 40%. Более того, мы внедрили премиальную поддержку, которая составляет около 20% от стоимости лицензии. Хороший вклад в финансовый результат Группы, болью не назовешь:)
3. Импортозамещение. К 2026 году на российские СУБД должны перейти значимые объекты КИИ, к 2027 году – государственные и ведомственные информ.системы с критически значимыми функциями, к 2030 году – все государственные и ведомственные информ.системы. Это растянутый во времени процесс для объектов КИИ и госструктур. Все остальные компании не попадают под регулирование и будут постепенно переходить на отечественный софт по мере износа оборудования, которое невозможно найти в России (например, Oracle Exadata), повышения внутренних требований к безопасности данных (быстрое закрытие уязвимостей) и морального устаревания продукта, который больше не обновляется. Отметим, что драйвером нашего роста является не столько импортозамещение, а рост создаваемых и хранимых данных и тренд на переход от «самосбора» на вендорские продукты с полным сопровождением.
4. Закрытие репозитория Greenplum – уникальная возможность для масштабирования нашего бизнеса. Arenadata заранее обеспечила возможность разработки продукта Arenadata DB (ADB) в рамках собственного форка (ответвления) и наличие всех необходимых ресурсов. Помимо этого, у нас собрана одна из сильнейших команд разработки Greenplum, что на протяжении последних нескольких лет подтверждается объёмом доработок, вносимых в ядро open source проекта (мы #1 по количеству доработок в ядро проекта среди мирового сообщества). Учитывая, что последние годы мы сами напрямую влияли на развитие технологии, компании, заигрывающие с самосбором на Greenplum, будут переходить на наши вендорские продукты.
В сентябре мы объявили о запуске нового open source-проекта Greengage DB, который будем развивать уже под своей эгидой. Подробнее в интервью директора по разработке Д. Плужникова: https://www.cnews.ru/articles/2024-09-26_arenadata_sozdaet_nezavisimyj_open_source-proekt?erid=LjN8KBj6E
Мы не планируем значительно увеличивать штат программистов под эту задачу. Таким образом, мы не ожидаем давления на финансовые показатели в связи с запуском нового проекта. При этом мы видим возможности для укрепления позиций Arenadata на IT-рынке среди потенциальных клиентов и соискателей, мотивации разработчиков на решение прорывных и высокотехнологичных задач.
5. Конкурентная среда. Яндекс действительно один из наших конкурентов, но он фокусируется на другом клиентском сегменте – МСБ, Группа Arenadata работает с крупным B2B и B2G сегментом.
VK запустила свою Data Platform с решениями только на open-source без core-разработки и поддержки. Кстати наш продукт ADB можно приобрести в облаке VK.
Пока VK Data Platform -это бета версия и без детального Roadmap рано говорить о том, что решение закроет все сценарии по работе с данными, тем более в крупной организации. В Arenadata над технологической платформой работает большая команда, и уже есть сотни коммерческих внедрений – как on-premise, так и в частных и публичных облаках.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете написать на почту IR (отдел по связям с инвесторами): IR@arenadata.io
1) У вас просто долгий онбординг клиента в 2-3 года. Это связано с тем что цикл внедрения достаточно долгий. В первый год покупаются тестовые лицензии, во второй основной вал, дальше — закупки по мере роста данных. Вы пытаетесь представить это как рекуррентность.
2) Маржинальность высокая именно на этапе онбординга, когда вы за лицензию уже получили деньги, а активное использование и нагрузка на поддержку еще не вышла в активную фазу. Какая маржинальность по старым клиентам на 3-5 год эксплуатации продукта? Премиум поддержка это опция, которую заказчик может и не оплатить.
Это так в любом ИТ которое продает лицензии. Сначала продали и радуемся, потом поддерживаем и страдаем.
4) У вас была технология, которой вы пользовались бесплатно, теперь ее нет и надо выдумывать что-то свое. У вас был велосипед, теперь у вас его отняли и вы имеете уникальную возможность изобрести свой или даже «возглавить создание велосипедов».
Зачем вот это рассказывать? Люди ж не дураки. Скажите честно — да, негатив, но мы верим в нашу команду и справимся.
Ну и по итогу
GreenPlum — готовая зрелая технология с большой массой контрибьюторов
GreenGage — обещание сделать ей замену к 2026 году и решить все сопутствующие этому проблемы.
То есть ситуация такова что проблемы и расходы вот сейчас, а профиты в будущем если все получится.
Попытка сыграть в дешевый антикриз вас здесь не красит, при всем уважении.
Надеемся, что вы измените свою позицию.
Отсутствуют другие комментарии (в других постах/темах).
«не торгует на финансовых рынках»
Засланый казачок.
1. Законодательно мы должны использовать росс ПО в госсекторе или около (типа, Норникеля)
2. Тут бы миграцю с версии GreenPlum 5 на 6 провести за 1.5 года, а уж на другой продукт и подумать страшно (и по бюджету и по технической реализации). Не надо думать, что пользователи будут прыгать с продукта на продукт при первой возможности.
Я считаю, что как продукт и компания Arenadata имеет огромный шанс застолбить за собой хорошую долю российского рынка.
trump-card,
1. Как приняли закон, так и отменят
2. Продукты регулярно меняются, никакие пользователи им не мешают. Раз в 5-10 лет все системы обновляются и это пушат сами айтишники, потому что это самая денежная тема, на которой они живут. К тому же появляются новые проекты, которые можно делать на новых технологиях, а не на арене.
Кстати был интересный митап с яндексом и ареной, где они обсуждали гринплам. Там видно, что арена слабовата в экспертизе, и особо ничо не разработала сама. И реальным разработчикам она не конкурент.