Российский бизнес теряет деньги рекой. В списке самых убыточных компаний 2023года неожиданно поменялись лидеры, да и вообще он больше чем наполовину состоит из новичков. Но есть и хорошие новости — главные неудачники 2022г. смогли оправиться от потерь — ни ВТБ, ни Альфа-банк, ни Газстрой в новую десятку не попали. Может и наши герои смогут оправиться от потерь?
Бегут деньки. Цельный год прошёл с тех пор, как мы рассматривали аутсайдеров по доходам 2022г. —
Банки, почта и метро: 10 самых убыточных компаний России. Погнали смотреть, что за это время изменилось. Вот к примеру Почта России, которую не устают хоронить каждый сезон, собралась, напряглась, и при тотальном дефиците кадров, о котором кричат на каждом углу все отечественные бизнесмены, выскочила из десятки убыточных компаний, даже не сильно ободрав бока. Это ли не чудо? Но, конечно, забавно, что исконно один исконной русский продукт (письмецо в конвертике) заменил другой — стеклянная бутылка пива. Итак, экскурсия по десятке самых убыточных компаний 2023 объявляется открытой!
10. Пивоваренная компания Балтика
Первый раз в низший класс — стоило иностранному владельцу бренда свалить из России, как убытки начали расти как снежный ком. Почту России на десятом месте сметила Балтика.
Пивной концерн активно воспользовалась исходом из страны импортных конкурентов, даже вернул своей культовой троечке «тот самый вкус». Не то чтобы это была большая ошибка. Но всё равно в десятку убыточных залетела на ура — чистый убыток пивоваренной компании по РСБУ в 2023 году составил 28,1 млрд руб. Давайте разбираться что к чему. Балтикой долгие годы владел датский конгломерат Carlsberg Group. Как только российские солдаты начали свой бодрый марш за пределы страны, иностранцы объявили, что инвестиций в бизнес больше не будет и вообще пришла пора возвращаться домой. Это при том, что в 2021г. выручка российского бизнеса дала почти лярд зелени.
16 июля 2023 года президент РФ подписал указ о передаче активов Carlsberg Group в России во временное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), и на следующий день президентом пивоваренной компании «Балтика» назначили Таймураза Боллоева, который ранее и руководил здесь варкой пива. Карлсберг ещё и все бренды хотел прибрать к рукам, но тут уж суд выбрал стороны не датчан. На этом юридическое бодание не закончилось. В прошлом году Балтика получила уведомление от Управления по делам бизнеса Дании о принудительном изъятии доли российской компании в ее дочернем датском предприятии Carlsberg Finance в пользу Carlsberg Group. Из-за этого компания создала резерв под обесценение этого актива в 37,9 млрд рублей, что и привело к убытку в 2023 году. Удастся ли от него избавиться в обозримом будущем? Судя по тому, как пенное вернулось на телеэкраны под личиной безалкогольного напитка — продажи будут активно расти.
9. Агентство по страхованию вкладов
Ещё один новичок нашего злополучного чарта. Появление его здесь тем печальнее, что именно от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) зависит получат ли вкладчики 1,4млн, если их банк ненароком сгорит, вне зависимости в пламене инфляции или просто от метко брошенного коктейля Молотова. Как госкорпорация выручать то будет, если у неё убытков в 2023г. на 29,5млрд? Это при том, что ни одного громкого банковского разорения в прошлом году не случалось. В 2022г., кстати, компания аж 250млн прибыли получила. Итак, что же случилось в минувшем году?
«Убыток агентства по итогам 2023г. образовался в связи с созданием резервов под активы, приобретенные в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков», — говорится в отчете АСВ. Расходы агентства на резервы по сомнительным долгам в прошлом году выросли до 44,9 млрд рублей с 530,2 млн рублей в 2022 году.
Не то чтобы сильно тревожно стало за собственный вклад в банке, вроде пока резервы покрывают потенциальные риски, продолжаем получать 21% годовых. А кто-то и 25%, но это уже совсем другая история. опять-таки по ссылке.
8. Русгаздобыча
Это ещё кто? Новичок чарта, наверное подробностей о нём можно накопать на
их бодром и динамичном сайте? Там тьма инфы: «АО «РусГазДобыча» — российская компания, реализующая проект по газоразделению на территории РФ». Ещё адрес и электронка. И телефон. Прикиньте, у компании долго на миллиарды, на оргтехнику и то не хватает — даже факса нет. Собственно всё, что есть на сайте продемонстрировано на скриншоте. Читай — не хочу. Второй «Граф Монте-Кристо». И вот эти ребята 30,3 млрд чистого убытка по РСБУ получили за прошлый год. Интересно все деньги были спущены на разработку логотипа и фирменного стиля их потрясающей веб-страницы? Понятно что с такой открытостью к миру о владельце компании можно слагать легенды — Мистер Икс. Когда то совладельцем являлся Аркадий Ротенберг, сейчас эта инфа скрыта завесой тайны.
А что известно? Группа Русгаздобыча(РГД) на паритетных основаниях вместе с Газпромом контролирует компанию Русгазальянс — оператора трех газовых месторождений в Ямало-Ненецком АО с запасами более 450 млрд куб. м. Также РГД строит Балтийский химический комплекс, который займется выпуском полиэтилена. Плюс опять-таки с Газпромом строят комплекс по переработке газа («Русхимальянс»). Суммарные инвестиции в оба проекта оцениваются почти в 5трлн рублей. Запускаться эти проекты будут только через пару лет, так что в нашей десятке компания надолго.
7. Московский метрополитен
Наконец-то знакомые лица. В прошлом году столичное метро куковало на 9-м месте с убытками в 31,6млрд. А нынче вверх по лестнице нашего чарта, хотя убытки слегка и сократились — 30,7млрд. Заработала подземка 92млрд, 101млрд получила в качестве бюджетных субисдий. И всё равно долги. Там на оплату персонала только 103млрд уходит. А нам ещё говорят хотите жить богато — идите на завод. В метро надо идти, вот где золотая жила.
Но в целом насмехаться над Московским метрополитеном глупо — огромные бабки вкладываются в инфраструктуру, так что выглядит столичная подземка едва ли не лучшей в мире. 2023 год — рекордный для Москвы по количеству новых крупных транспортных объектов, отмечает мэр Москвы Сергей Собянин. В марте полностью заработала Большая кольцевая линия. В начале сентября открыли пять новых станций «Пыхтино», «Аэропорт Внуково», «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». В общей сложности — 14 станций за год.
— В августе мы запустили МЦД-3, который связал Зеленоград с Раменским. В сентябре — самый протяжённый диаметр МЦД-4 от Апрелевки до Балашихи. Теперь на МЦД больше 100 пересадок на метро, МЦК и между самими диаметрами. Открыли движение по южному направлению Московского скоростного диаметра и проспекту Багратиона. На Москве-реке появились круглогодичные регулярные пассажирские маршруты: «Киевский — Сердце столицы» и «ЗИЛ — Печатники». Инновационные электросуда и плавучие причалы полностью интегрированы в систему Московского транспорта, -отмечает Собянин.
Понятно, что всё это дорого стоит, так что выйти в плюс пока не получается. Но рано или поздно стройка ведь закончится, или планы экспансии Московского метро в регионы всё-таки станут суровой российской реальностью?
6. Междуречье
И снова новенький. И сразу на 32млрд убытков. Угольный холдинг Междуречье какое то время тянул на своих широких плечах ВТБ, несколько раз банк пытался его продать. Но ценник в 123млрд рублей не привлёк многочисленных инвесторов. История создания компании из разряда без пузыря не разберешься. Был такой холдинг Сибуглемет с промышленными запасами угля в 94 млн т. Таяли они а глазах — более чем по 10 мл т в год. В итоге компанию переименовали и пустили по рукам, пока она не повисла мёртвым грузом на шее банка.
После начала СВО ВТБ вышел из капитала управляющей компании. По итогам 2023-го Междуречье удвоило убыток, до 32 млрд рублей. Связывают такие незавидные результаты с падением рентабельности продаж из-за снижения мировых цен на уголь. А тут ещё и создали резерв под обесценение финансовых вложений в дочернее предприятие «Угольная компания Южная». Вот и есть ли проблески в чёрном будущем Междуречья?
5. VK
Ну, вот и середина нашей унылой десятки. На этот раз это тёплое местечко досталось VK, В прошлом году соцсеть плелась только на восьмом месте. Но 34,6млрд убытка требуют значительно подняться в списке. И это при тотальной зачистке ближайших конкурентов — в прошлом году про другую соцсеть с синим логотипчиком даже не вспоминали. Выручка, благодаря такому, кстати, выросла сразу на 36%. Но компания решила спускать всё на персонал (+44%), бонусы партнёрам за контент (+70%) и маркетинг (+76%). Вот вроде чего тут изощряться с продажи, когда у вас даже конкурентов нет? Но бабки выливались из компании, как керосин из бака самолёта в Крепком орешке 2.
Что там прикольного высокооплачиваемый персонал умудрился создать в 2023г. — тоже большой вопрос. Опять никому не нужные обновления, которые зачастую только раздражение и вызывают. Но не на Одноклассники же переходить. Вот сейчас VK активно занимают нишу постоянно замедляемого Ютуба. Помогает? По итогам первого полугодия 2024-го убыток VK вновь вырос более чем в два раза, до 24,6 млрд рублей. Деньги нужно всё-таки уметь тратить. Пока руководство компании не доказало, что понимает, как выйти в плюс. Вот акции соцсети и катятся по наклонной — за год они подешевели в два раза.
Но и позитив же есть? Редомициляция завершена, теперь VK чисто российская — сменила Британские Виргинские островов на специальный административный район на острове Октябрьский (Калининградская область). В какой-то момент всё попрёт в гору? Ну разве что Ютуб вообще заблочат. В целом, спускать жизнь в соцсетях — это зло, куда лучше десяток дорожек в бассейне проплыть или на велике покататься. Осень пока ещё позволяет.
4. Объединённая авиастроительная корпорация
И снова новенький в нашем классе. Но не простой нищеброд, у которого все выданные родителями деньги выпадают из дырявых карманов. Национальный гигант, выпускающий самолёты! И у него убытков за 2023г. 34,8млрд (годом ранее было вполовину меньше). Не сказать, что дела у корпорации идут из рук вон плохо, государство такое ни за что не бросит, особенно после всех скандалов с Боингом. Но на бумаге ОАК, конечно, не преуспевающий бизнесмен.
Началась его чёрная полоса в 2020г., когда убытки превысили 165млрд руб. В 2023-м убыток корпорации увеличился на 47% по сравнению с предыдущим годом из-за роста процентных расходов по обслуживанию банковских кредитов. Но если бы самолёты выпекали на конвейере корпорации как горячие пирожки, расщёлкаться с ними не составило бы большого труда. Но импортозамещение в авиасфере проходит не сказать что без скрипа. Вот сроки поставок и смещаются постоянно вправо. В ходе аудита заводов Объединенной авиастроительной корпорации
сделан вывод об отсутствии экономически оправданного спроса на 1 тыс. новых отечественных самолетов до 2030 года. Проверка выявила риски переноса сроков и роста себестоимости самолетов, что может потребовать увеличения субсидирования. Всё идёт к тому, что ОАК обяжут пересмотреть и объём выпускаемой продукции и её стоимость.
3. OZON
Стабильность признак мастерства. Озон продолжает уверенно заседать в первой пятёрке. В 2022г. убытки компании составляли 58млрд, в 2023г. уже 42млрд. Прогресс налицо. А тут ещё раздел супружеского имущества у главного конкурента назревает. Так что будущее у Озона вполне себе светлое, особенно если больше пожары на складах не будут возникать.
И всё равно бизнес компании пока требует больше денег, чем приносит. Склады по щелчку пальцев не строятся, да и сотрудники за бутерброды с маслом работать отказываются, всем хочется сверху икры положить. Приходится увеличивать фонд оплаты труда. По итогам 2024г. убыток Ozon может вновь увеличиться: из-за повышения ключевой ставки Центрального банка процентные расходы компании только в первом полугодии выросли в два с лишним раза, до 21,7 млрд рублей. Что, впрочем, не сказывается на растущих как грибы после дождя ПВЗ, без которых сегодня трудно представить жилой квартал. И этого компании показалось мало, в качестве пилотного проекта OZON с Wildberries открыли более 250 пунктов выдачи заказов в почтовых отделениях. Всё поставлено на карту маркетплейсов.
2. Амурский газохимический комплекс
Опять двадцать пять — на втором месте в нашей десятке новенький. С чистым убытком по итогам 2023г. в 71,9млрд рублей. Годом раньше эта цифра составляла всего 8,6млрд. Но стройка растёт, затрат всё больше, о прибыли пока даже неприлично спрашивать. Владельцами Амурского газохимического комплекса выступают СИБУР (60%) и китайский Sinopec (40%). Совместный проект РФ и КНР запущен ещё в 2020г. и должен стать одним из крупнейших мировых производителей базовых полимеров мощностью 2,7 млн т в год — 2,3 млн т полиэтилена и 400 тыс. т полипропилена.
Скоро заработает? Месяц назад готовность предприятия оценили в 55%. Планируют запуститься в 2027г., спасибо санкциям, если бы не они, заработало бы предприятие уже в этом году. Но на поставки оборудования наложили вето, пришлось изощряться разными способами. Обоим участникам процесса такое не в диковинку, но старт конвейера резко съехал вправо. Научно изъясняясь убыток строящегося завода является исключительно бухгалтерским и связан с резервами по обесцениванию активов и убытком по курсовым разницам от пересчета активов и обязательств в иностранной валюте. Тут чёрным будущем и не пахнет, главное запустить проект. Но пока он в лидерах среди коммерческих неудачников.
Ну что, пора открывать имя победителя нашего чарта. Ну, вы все уже догадались.
1. Газпром.
Э, стопэ, это ж национальное достояние и главный отечественный монополист. Как он может быть лучшим среди худших? Тяжёлые времена у компании, вот за 2023г. и накопился убыток в 583млдр рублей! Циклопических размеров потери. Хотя в прошлом году лидером чарта был ВТБ с 612млрд, а в этом его даже в списке нет.
Что же случилось с Газпромом, ну, помимо того, что в Питере у него выросла новая штаб-квартира? Санкции? Дыру в бюджете обеспечили бумажный убыток от обесценения нефинансовых активов в 1,15 трлн рублей и убыток от курсовых разниц в 652 млрд рублей. Чистый денежный поток от операционной деятельности вырос на 5%, до 2,3 трлн рублей по итогам 2023 года. Т При этом бизнес компании цветёт и пахнет, ни о какой деградации речи вроде как нет. В таких условиях не особо и важно, чем закончится эпопея с Силой Сибири-2. Продавят строительство, и наверняка по выгодной стране цене за кубометр.
Инвесторы, конечно, в восторг от отчетности не пришли, в этом году акции опускались до 110 рублей.
Но и эти падения уже частично отыграны. По итогам первого полугодия 2024г. Газпром получил чистую прибыль более триллиона рублей. Так что в нашем чарте монополист надолго не задержится.
И напоследок ещё одна замечательная картинка от искусственного интеллекта, которому я дал ознакомиться с данным текстом. Как бы роботов не нахваливали, угрожая, что они вот-вот заменят всех людей, как выглядит разбитая бутылка Балтики три бездушная жестянка так сообразить и не смогла. В этом году, во всяком случае. С ужасом ждём следующего...
Повысить собираемость легко: 1) отказаться от бесплатных пересадок с других видов транспорта, но пострадают пассажиры 2) индексация тарифов должна быть выше, чем на 4 руб. в сезон (экономическая стоимость билета сейчас где-то в районе 100 руб. — аналогично в СПб, но электорат будет негодовать, хотя на дорогие айфоны у пассажиров есть деньги ) 3) много льготных групп на бесплатный проезд — от школьков/студентов до пенсионеров; 4) сократить избыточный персонал за счёт автоматизации (зарплаты средние не так высоки — народ больше идёт за льготами и графиком).
P.S. Уход иностранцев из Балтики пошёл компании на пользу. Компания перешла на ретро-бутылки (как в 90-ые — немного неудобно, но привыкнем), цены когда как в сетях, но главное — вкус пива стал лучше и он стал похож на пиво, а на химию какую-то. Убытки связаны со сменой линейки продуктов. Молодцы, что не свернули собственные марки, в том числе на экспорт. Могут наверстать.
Ярослав Кочергин, всё зависит от целеполагания. Город это про комфорт жителей или про желание заработать. Налоги собираются не для того чтобы кормить чиновников, а что бы решать общественные проблемы с наибольшей эффективностью. Зачем делать метро самоокупаемым, когда цель сделать Москву удобной для перемещения? Допустим, что деньги в Москве кончились и цель сделать метро самоокупаемым. В 2023 убыток в 30млрд разделим на 13 млн. жителей – получается с каждого можно будет собрать на 2300руб меньше, но плюсом к этому получим меньшую доступность перемещения, переток использующих метро к использующим личный транспорт и как следствие увеличение пробок.
Ну и не понятно, в чем лично вам выгода стоять в пробке или платить больше за билет, что бы какой-то дядя с административным ресурсом получал побольше денежек?
Дотации конечно оплачивают из налогов в том числе с бизнеса, но разве вы думаете что бизнесс сможет обеспечить самостоятельно доставку персонала на рабочие места с большей эффективностью?
Маятниковая миграция не устранима рыночными механизмами, или приведите пример. Тот что вы указали не соответствует действительности урбанизации. Никому не нравится ехать 40 км до работы, но если ты офлайн работник ты поедешь туда где платят больше, редко кто согласен на минималку но рядом с домом.