Блог им. VladN21

Итоги 2024 – НЕ ОЧЕНЬ! Или 2,5 года топтания около нуля

В текущей статье интернет издания «Смартлаб» решил подвести итоги не только своей торговли за 2024 год, но и почти 10 лет спекулятивной торговли на бирже. Торгую только фьючерсы MIX, RI, реже SPYF, SI, Br.

Небольшое лирическое отступление: должен сразу признаться, к новому инвесторскому веянию на Смартлабе, да и вообще на российском рынке последние несколько лет, отношусь с долей негодования, и сейчас объясню почему. (Хоть я и не против инвестиций, даже сам хочу начать инвестировать).

Сама торговля на бирже создает иллюзию простоты, то бишь нажал на кнопку «купить», цена выросла, продал, и всё, «профит»! Как все просто, не нужно учиться в универе 5 лет, можно и не работать вовсе, сидишь под пальмой с ноутбуком и рубишь капусту (так было в рекламных роликах форекс контор). Но трейдинг быстро сбивает эту иллюзию, когда ты заходишь с огромным плечом, особенно без системы, ловишь огромный убыток и вся романтика куда-то исчезает. Инвестиции же со своими негласными правилами («торгуй только на свои», «не шорти», «не ложи все яйца в одну корзину» и т.д. ) очень долго продолжают подпитывать эту иллюзию простоты, многочисленные телеграмм каналы завлекают покупать акции, инвестировать, рассказывают, как просто сколотить капитал, всего лишь нужно каждый месяц откладывать с зарплаты по 100 тыс. и покупать акции! И это при средней зарплате по России 85 тыс. и медианной 62 тыс. до вычета налогов! Особенно бесят дивидендные инвесторы. Не понятно, почему если компания заработала прибыль, должна её отдавать «нахлебникам-инвесторам»? Компании, которым некуда пустить свою прибыль, кроме как раздать её инвесторам, считаю крайне неэффективными. Но наши незадачливые инвесторы хапают эти компании как не в себя, приравнивая выплату дивидендов по своей сути к купонному доходу по облигациям! Тут я полностью согласен с Элвисом Марламовым и его выступлением на конференции Смартлаба летом 2023 года.

А теперь позвольте представить на каком примерно графике Уоррен Баффет преумножал свое состояние последние 30 лет и в какой рынок завлекают нас телеграмм каналы:
Итоги 2024 – НЕ ОЧЕНЬ! Или 2,5 года топтания около нуля
Оба графика номинированы в долларах и оба выросли с 1996 года где-то в 10 раз, однако РТС был ниже в 10 раз чем сейчас только в 1996 и 1998 г., по тем ценам, насколько я знаю, успел закупиться Борис Немцов. S&P500 давал куда больше возможностей для рядового инвестора на протяжении всех последних 30 лет… Не стал график Наждака показывать, тогда у РТС вообще нет шансов.


Вы верите, что Вы лучше Баффета и поймаете все низы рынка на боковике РТС? Я, например, не верю. Особенно если закупаться каждый месяц по этой ленивой стратегии, откладывая с зарплаты какую-то сумму в течение 30 лет, то средняя цена по индексу будет 1000-1300 пунктов, даже с учетом дивидендов, такой человек будет в минусе в твердой валюте. В рублях, конечно, может быть и плюс, но цель инвестиций – преумножить покупательскую способность капитала, а не циферки в терминале.

Итог: что трейдинг, что инвестиции, для большинства людей, которые хотят заработать денег, не прикладывая никаких усилий – это путь слива. Именно из-за большой концентрации буратин в инвестициях, которые ничего не хотят делать, анализировать, думать, у меня сложилось такое негативное отношение к инвестициям в целом. В трейдинге такие люди просто долго не живут.

Конец лирического отступления.

 

Первый счет решил открыть в мае 2015 г., тогда я, будучи студентом смог отложить целых 10 тыс. со стипендий. И выбор пал на Брокерский Дом «Открытие» (мир его дому), с которым я и проторговал 7 лет по март 2022 года. В декабре 2021 открыл счет в Финаме, чтобы через сервис Comon и автоследование хоть как-то открыто фиксировать историю торгов, а после марта 2022 г. ушел из «Закрытия», основные деньги перевел в Сбер.

Вот график доходности за почти 10 лет (месячный срез), можете мне верить, мы Лусские, не обманываем друг друга! (кто понял отсылку ставьте лайк!)
Итоги 2024 – НЕ ОЧЕНЬ! Или 2,5 года топтания около нуля

На графике доходность моих счетов отмечена черной линией с голубой градиентной заливкой под ней, также добавил для сравнения какой мог быть доход по индексу IMOEX без дивидендов (график с зеленой заливкой), и MCFTR «брутто» (график с сиреневой заливкой), красный график – график вложенных средств нарастающим итогом.

Также на графике отметил периоды участия в ЛЧИ. Вообще участвовал во всех ЛЧИ с 2015 года, участие ведь ни к чему не обязывает, просто ради спортивного интереса, кроме 2023 года (Сбер не зарегистрировал) и 2024 года. Что касается ЛЧИ, это конечно может быть жёвано-пережёвано, но ЛЧИ – абсолютно нерепрезентативный конкурс, он даже назван неправильно – это конкурс не инвесторов, а скальперов, и должен называться ЛЧС, или ЧС, или ЛС (Лучший частный скальпер), так как невозможно каждый год с сентября по декабрь показывать стабильную доходность на протяжении всех лет своей карьеры инвестора. Единственный год на мою память, когда инвесторы могли надрать зад скальперам (но только не Татарину видимо) – 2020 год, тогда с октября было бычье ралли, которое потом еще год продолжалось. Тогда, кажется, по статистике большая часть участников ЛЧИ была в плюсе. Надеюсь, в 2025 году ЛЧИ изменится в лучшую сторону…

Архивы ЛЧИ Мосбиржа почему-то не показывает до 2018 года, если кто знает куда переехал архив, прошу подсказать, поэтому на графике отметил, на что есть ссылки:

https://investor.moex.com/trader2019?user=211894

https://investor.moex.com/trader2020?user=246678

https://investor.moex.com/trader2021?user=286241

https://investor.moex.com/trader2022?user=310264

Еще заметил одну проблему – при довнесении денег на счет в течение года сумм, сопоставимых с размером депозита, возникает «размытие доходности», и чем больше довнесений, тем больше доходность «размывается», «растворяется во времени, как слезы в дожде». С этим я столкнулся впервые в 2016 году, когда получилось в июне заработать +200%, а через пару месяцев довнес еще денег +30% к текущему депозиту, а еще через пару месяцев еще +30%, и впоследствии большая часть заработанного мною было съедено просадкой по счету, как будто и не было никаких +200%. Чуть позднее эта ситуация повторилась, когда со 150 тыс. мне удалось сделать 1,15 млн. к январю 2021 г., но потом в течение 2021 года довнес + 295 тыс., которые размыли десятилетнюю доходность с 1 752% до 491%. Никакой полезной нагрузки от этих довнесений не было, просто скопились деньги, лучше бы вложил эти деньги в покупку машины (в кредит конечно же…).

Итак, итоги:

2015 – 2016 гг.: сложные для подсчета, совсем мелкие суммы, много пополнений. Пополнял раз в полугодие в среднем по 15 тыс., итого пополнил на 70 тыс. руб., на начало 2017 года было уже 115 тыс. руб. Прибыль получается около +64%.

2017 год: – 19,20%.

2018 год: + 58,28%.

2019 год: + 77,46%.

2020 год: + 161,68%.

2021 год: – 28,64%, вялотекущий рост 2021 года меня распиливал знатно (не хватало волатильности), а потом к концу года все мои системы гремели вставать в шорт, и каждый раз падая, рынок выкупали лонгусты… На этих качелях мой счет разносило в щепки. Это был худший год для меня из всех, но все инвесторы хвастались своими прибылями вплоть до октября…

2022 год: +137,80%, на Comon +102,40% (в марте 2022 все деньги вывел в Сбер):
Могло быть в два раза больше прибыли, на нижней планке 24.02.2022 мог забрать 4,4 млн и курить бамбук, в принципе почти так и получилось! Решил нарастить шорт на нижней планке (жадность), но перепутал кнопки и случайно закрыл всю позицию, смотрю счет подрос до 4,4 млн., блин, но открыть снова шорт не могу, рынок то на планке, у меня дикая паника там была. Потом рынок отскочил, и я возобновил шорт, а на следующий день «отскок дохлой кошки» забрал половину той бумажной прибыли. Вечная моя проблема, даже если я прав, то позиции всегда передерживаю, успокаивает только то, что действовал в рамках стратегии, протестированной на многолетней истории индекса РТС.

https://www.comon.ru/strategies/107003/

Итоги 2024 – НЕ ОЧЕНЬ! Или 2,5 года топтания около нуля

2023 год: + 7,02%:

Итоги 2024 – НЕ ОЧЕНЬ! Или 2,5 года топтания около нуля

2024 год: + 6,57 % (стабильность – признак мастерства!):

https://www.comon.ru/strategies/110314/

Итоги 2024 – НЕ ОЧЕНЬ! Или 2,5 года топтания около нуля

Ну что ж, в заключение скажу, что все что и удалось заработать, по большей части на коротких позициях индекса РТС, от лонга вообще плохо торгую. После 30 сентября 2022 г. отказался и от шортов РТС, тогда на фоне санкций на НКЦ я потерял что-то вроде 600-800 тыс. за считанные минуты (мне больно смотреть в журнал на ту дату, так что пишу примерно). Поэтому уже 2,5 года топчусь около нуля от пиков 2022 года, от падений рынка оказался не защищен. Но старые раны зализал, к падежу готов, стою пока в длинной позиции по Российскому рынку, настроен оптимистично.


Ну а Вам, дорогие читатели, желаю в Новом году – инвесторам мирного Ралли над Вашим счетом, инфляцию в пол, ключевую ставку пониже, а трейдерам волатильности. Ну а самое главное, берегите себя и своих близких!










★1
19 комментариев
на нижней планке 24.02.2024

 

24.02.2022, вестимо?

Тише Воды Ниже Травы, точно, спасибо, опечатка
Владислав Назаренко, впечатляет! Последние годы похоже смазались? RTS торгуете фьючерсом? Ниже увидел про Ларри Вильямса, там напишу.
avatar
T-800, да, в предыдущие годы почти всю прибыль давал фьючерс РТС, после того, как отказался от фьючерса на РТС, ушел в запил)
Владислав Назаренко, ну тогда надо с ним расставаться, либо переходить в контртренд на нем. Сейчас очень хорошо трендово работает МХ
avatar
Стратегия = 1 -стоп лосс? .2- размер участия? .3 — причина входа? .4-защита прибыли ? 
Замени знаки вопроса? Пока ничего не сказал.
avatar
ezomm, по стратегии вдохновлялся книгой Ларри Уильямса «Долгосрочные секреты краткосрочной торговли», именно после применения подходов автора к тестированию, проверке, использованию и доработке его идей начал торговать хоть в какой-то плюс, до этого было все очень плохо, поэтому считаю эту книгу лучшей из всех прочитанных мною (прочитал где-то 60 книг разных про трейдинг и управление капиталом). Идея базируется на Моментуме (импульсе) Ларри Уильямса, если есть какое-то сильное ценовое отклонение (импульс), оно может послужить началом трендового движения (например как сильный импульс 20 декабря на Российском рынке). Рынок, как и любой массивный объект обладает инертностью, которая не позволит ему быстро остановиться и развернуться. Моя задача определить среднюю величину импульса на истории, после которого рост или падение продолжались. 4- Защиты прибыли нет. 1-Стоп-лосса нет, позиция закрывается при пересечении скользящей средней, ничего более эффективного не придумал, к сожалению. 2 — Размер позиции рассчитывается фиксированно-фракционным методом, есть средний ожидаемый убыток, который определен на тестах, на сделку допускается не более 3% убытка от счета
Владислав Назаренко, вообще у Ларри есть стратегии, которые работают на акциях ММВБ. У меня такая есть на фракталах из его книги, реализованная на Моментуме. Но там последние годы дают доходность гораздо выше, чем приведенная тут. Особенно 2023 г.
1 — согласен, тоже закрываю не стоп лосом, а пересечением скользящих средних. Например 20 и 90 на часовиках.
2 — размер позиции у меня фиксированный, с ребалансировкой раз в квартал
3 — вход описал в этом посте вначале
4 — не знаю, что это такое. Если бы знал — жил бы в Сочи
avatar
T-800, к сообщению выше, да торгую MX, он трендовый, но только сигналы в лонг, не могу найти в нем достаточный «перевес» для коротких позиций, а RI решил только в шорт начать торговать (при наличии сигналов). А что такое фрактал, не совсем понял, это экстремумы рынка? Между ними вычисляем диапазон? Я просто не помню у него в книге, или это в какой-то другой было? По поводу скользящих, на тестах мне почему-то лучше всего на 15-минутках зашло, использую одну скользящую (цена её пересекает, чтобы меньше параметров было при тестировании и больше была устойчивость системы, меньше подгонки под кривую). Еще использую адаптивную скользящую по времени, к примеру, при входе на ММВБ использую 64 SMA, если 30 баров продержалась позиция (8 часов) и не выбросило, период увеличивается до 210 SMA.
Владислав Назаренко, ну МХ можно торговать в обе стороны. На то он и фьючерс. Также нужно брать Si и Cr.
Да, фракталы это экстремумы, описанные в книге Ларри, хотя я экстремумы иначе считаю. Но у него они без параметров, что уже неплохо.
Про ТФ 15 минут ничего не могу сказать, т.к. у меня 5м, час, день.
Насчет одной МА у меня сомнения. Лучше все-таки брать пересечение двух. Будет меньше сигналов.
Сам тип МА думаю что не очень важен. Я ЕМА использую, т.к. быстрее считается.
avatar
T-800, 
закрываю не стоп лосом, а пересечением скользящих средних. Например 20 и 90 на часовиках
взял бы 14 на 70… ибо существует всего две дискретности — дневная и недельная на фонде и больше ничего не существует...
но энто так просто влез в разговор....… на самом деле берите что хотите...
avatar
wistopus, спасибо, попробую)
avatar
Владислав Назаренко, книга полезная начинающим. Главная книга, которая еще не написана — это свечной анализ. Умение читать график как книгу по каждой свече. Я учусь этому 30 лет. В музыке есть 8 нот от до до до. Тренд — это тоже 8 шагов (8-10 новых перемен (ступеней, углов) ).
Импульс из нечет шагов 1,3,5 и тд. Идеал 3 шага(атака 3х солдат ). 2й шаг не самый малый. График из фракталов 3-2 (3 шага вперед и 2 назад). Если это свечи, то СЛосс =1 свеча. Если свечей в 3-2 фрактале 17, то СЛ =2 свечи. Размер свечей удваивается за 4 шага времени. Отсюда размер участия в 1 день тайме (для 3-2,  угол 5 свечей )=25% от счета. 1 неделя =50% .1 месяц 100%. 1 час тайм=6% от счета. Защита прибыли -это жадность. Начинающие хотят 100%.Правильно 1\2 от вероятной прибыли .
1 свеча 1 час = 0.2 % от цены .4х час =0.4 % .1 день =1.2% и тд .
Советую учить 1 -VSA про работу объема и 1 свечу. 2-волновая теория Эллиота про все свечи. Это прямой путь. Я долго шел по нему отвлекаясь на ТА и ФА. Не теряй времени.
avatar
ezomm, так классик уже написал книгу про свечной анализ. Вот только имя классика я забыл, фамилия — Гусев. Матершинник конечно и на SL забанен. 
avatar
Мож пришло время стать инвестором? 
avatar
SonOfKiyosaki, может быть, пока последнее не слил! Но я такой везучий человек, как только решусь инвестировать (запилю пост, чтобы всех предупредить), для всех это будет мощный сигнал продавать на всю котлету!
Смотреть на индекс чтобы сделать вывод о том что инвестиции не работают — не самый лучший подход, можно обмануться. В индексе есть говно компании. Если не инвестировать в гос компании и компании с жуликоватыми мажорами, список индекса сократится. Дальше если построить график полной доходности такого индекса где нет ВТБ, Газпрома например — думаю он будет показывать тренд к росту.
текущее падение вызвано ростом ставки, оно является временным техническим явлением и могло быть предсказано заранее, с продажей акций например летом без особых потерь
с одним точно согласен — совсем легких денег в инвестициях нет, придется думать и посвящать возрастающую долю времени. Но инвестиции это хотя бы не игра с нулевой суммой как трейдинг, где зарабатывать долго могут только математики мирового уровня вроде rencap/medallion
avatar
Fёdor, полностью согласен, инвестиции — работают. Я лишь хотел показать на примере индексов, что инвестировать в Российский рынок сложнее, чем в американский (американский хорошо и стабильно растет). Почему именно на примере индексов? Потому что Уоррен Баффет как-то говорил, что обычному инвестору намного проще индексное инвестирование, отбирать хорошие акции могут далеко не все, а обогнать индекс по доходности могут единицы, так не проще ли купить ETF на индекс и не париться?
А люди, которые у нас популяризуют инвестирование, делают это на примере американских учебников, где рынок просто тупо растет, у нас же в долларах рынок как будто рисует синусоиду каждые 3-5 лет.
Владислав Назаренко, появление таких постов и комментариев на СЛ (американский рынок всегда растет) делает продолжение его ралли в 25-м менее вероятным;)
avatar

теги блога Владислав Назаренко

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн