Блог им. M2econ
Это обзор тех показателей за декабрь 2024 года, которые стали известны в первой половине месяца.
Мировая экономика
Экономика России
Напомним, что индекс PMI ниже 50 пунктов означает снижение деловой активности, выше 50 пунктов – рост.
Источник иллюстрации: S&P Global
Далее показана ситуация по странам.
Сравним индексы PMI в производственном секторе между странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и странами «Большой семерки» (G7, представляющими коллективный Запад).
До сентября было очевидным преимущество группы стран БРИК (см., например, экспресс-обзор № 7). Сейчас преимущество сохраняется, но уже не так очевидно.
На графике страны БРИК выделены зелёным цветом, а страны G7 – красным.
Источник иллюстрации: S&P Global
Ситуация в двух крупнейших экономиках разнонаправленная:
Во всех странах БРИК индекс выше 50 пунктов. А в странах G -7 индекс выше 50 пунктов только у Канады.
По-прежнему самая неблагоприятная ситуация наблюдается в странах Еврозоны, включая таких членов G-7, как Германия, Франция. Самая лучшая ситуация в Индии, где деловая активность уверенно растёт.
С 52,4 пунктов в ноябре индекс Global PMI Composite (сводный, объединяющий промышленность и услуги) вырос до 52,6 пунктов в декабре.
Источник иллюстрации: S&P Global
Напомним, что индекс выше 50 пунктов означает рост деловой активности.
Композитный индекс в мировой экономике выше 50 пунктов (= рост активности) уже 23 месяц подряд.
Как менялся индекс помесячно по странам, показано в таблице ниже.
Источник иллюстрации: телеграм-канал MMI
В экономике в целом преобладает зелёный цвет (=рост деловой активности).
Отметим феномен Канады. Это единственная страна «большой семёрки», где индекс PMI в промышленности выше 50 пунктов. Но «благодаря» сектору услуг композитный индекс там ниже 50 пунктов (= падение деловой активности в экономике в целом).
По нашей предварительной оценке*, реальная денежная масса (РДМ) может замедлить рост с 10,2% до 9,6% годовых на 1 января 2025 года.
Темпы роста невелики. Но такие темпы для правления Набиуллиной далеко не самые плохие. Посмотрите на графике с 2013 по 2023 год: на 8% и выше РДМ росла крайне редко.
*- оценка ЦБ на 15.00 14 января была недоступна.
В декабре индекс PMI оставался выше 50 пунктов (50,8), что означает рост деловой активности в обрабатывающей промышленности.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия) снижается с мая, но при этом остаётся на уровне максимальных значений 2009-2022 годов (см. красную пунктирную стрелку на втором графике).
Другими словами, выше чем сейчас среднегодовой индекс был в 2023-24 годах, а ранее — только в 2008 году — 16 лет назад.
Индекс деловой активности в секторе услуг в декабре составил 51,2 пункта. Индекс выше 50 пунктов означает рост деловой активности.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия), ниже пика 2024 года.
Прогноз: мы ожидаем, что этот рост деловой активности сохранится в ближайшие месяцы.
Композитный индекс PMI (промышленность + услуги) в декабре составил 51,1 пункта. Это говорит о росте деловой активности в экономике России в целом.
Среднегодовой индекс PMI (тёмно-синяя линия на графике ниже) снижается с февраля 2024 года, оставаясь в положительной зоне.
Мы ожидаем, что нынешнее замедление индекса активности носит временный характер.
По данным агентства «Автостат» декабре было зарегистрировано 123 431 легковых автомобилей.
По отношению к декабрю прошлого года продажи выросли на 3,3%.
Среднегодовые темпы (темно-синяя линия) замедляются.
За последние 12 месяцев (это же и итоги 2024 года) было зарегистрировано 1,571 миллиона легковых автомобилей.
Это на 48% больше, чем в 2023 году и лучший результат за последние 5 лет.
По сути, рынок впервые вышел на уровень «доковидного» 2019 года, когда продажи были примерно такими же (1,59 млн).
Ожидания 2025:
Рынок не опустится ниже 1,5 млн шт. – это нижняя планка, по нашей оценке. Ниже неё рынок опускался только из-за резкого ограничения предложения с началом СВО. А вот поднимется ли рынок значительно выше, пока неясно.
Более точный прогноз можно будет дать через 2-3 месяца.
Вышли окончательные данные по рынку тяжёлых грузовиков, в декабре продажи составили 7 715 штук.
Итоги декабря на 33% меньше, чем в декабре прошлого года.
Рынок падает одиннадцатый месяц подряд.
По итогам года рынок составил 111,1 тыс. штук.
При этом 2024 год стал третьим лучшим за всю историю.
Год стал пятым за последние 25 лет, когда рынок был выше планки в 100 тыс. Рынок упал, но оставался одним из лучших в истории. Падение выглядит серьёзным только на фоне исторического рекорда 2023.
Декабрь – традиционно лучший месяц в году по продажам, – видимо, станет аномально низким – порядка семи тыс. шт. Из-за повышения ставок утильсбора «правило» ломается уже второй раз:
Падение рынка с октября по декабрь – следствие внешних факторов. Настоящую динамику рынка можно будет понять по первым месяцам 2025.
В 2025 году рынок грузовиков продолжит падать. Основная причина – замедление темпов роста ВВП. Для падения рынка грузовиков совсем не обязательно, чтобы ВВП падал, достаточно замедления темпов роста.
С учётом «плохого» декабря можно ожидать, что рынок 2025 года упадёт до 70–75 тыс. Это нижняя планка: низкий декабрь обусловлен не среднесрочным трендом, а особенностями нынешнего декабря.
Более вероятен сценарий, по которому рынок составит 85-95 тыс. шт.
(Показатель будет исключён из экспресс-обзоров, см. в конце сюжета).
По предварительной оценке, в декабре по железным дорогам было перевезено 96,8 млн. тонн грузов.
Это на 4,1% меньше, чем в декабре прошлого года.
Падение продолжается уже 15 месяцев подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) объём перевозок составил 1,18 млрд тонн.
По сути, это итоги 2024 года. Объём перевозок снизился до уровня середины 2010 года, когда Россия только выходила из кризиса 2009 года.
Как минимум, частично падение перевозок по железным дорогам (с 1,3 до 1,2 млрд. тонн в 2019 и 2024 годах, соответственно) компенсируется ростом автомобильных грузоперевозок.
Довоенный объём коммерческих грузоперевозок – это в среднем около 1,6 млрд. тонн.
В 2023 году этот объём вырос до 2,4 млрд. тонн, а в 2024 году может вырасти до 2,6 млрд. тонн (при сохранении темпов роста за первые 7 месяцев года), см. график выше. И это только коммерческие перевозки (данные Росстата).
О том, что грузы с железнодорожного транспорта переходят на автомобильный, пишет и телеграм-канал «Твёрдые цифры». Ниже его инфографика.
Первый график показывает рост перевозок автотранспортом.
Второй график показывает падение, начиная с 2022 года, перевозок ж.д. транспортом.
О возможных причинах снижения перевозок по железным дорогам см. также "Экспресс-обзор за май 2024".
В связи с тем, что показатель ж.д. перевозок плохо отражает состоянии грузоперевозок в целом, мы в дальнейшем исключим его из следующих экспресс-обзоров.
Но отслеживать его мы продолжим, и, при необходимости, возобновим публикацию.
(Показатель будет исключён из экспресс-обзоров, см. в конце сюжета).
По предварительным данным, перевозки цемента по железным дорогам в декабре составили 1,2 млн. тонн.
Это на 4% меньше, чем в декабре прошлого года.
Перевозки цемента продолжают падать. Впрочем, это происходит с самого начала СВО.
Перевозки за последние 12 месяцев (скользящий год) составили 23,2 млн тонн.
Таким образом, перевозки цемента стабилизировались на уровне 23-летней давности (2001 года).
При этом производится цемента не меньше, чем ранее. Просто по железным дорогам перевозится всё меньшая часть произведённого цемента.
Если в 2000 году львиная доля цемента перевозилась по железным дорогам (68%), то по итогам 2023 года эта доля опустилась ниже 40%.
В связи с тем, что показатель ж.д. перевозок цемента плохо отражает состоянии грузоперевозок в целом, мы в дальнейшем исключим его из следующих экспресс-обзоров.
Но отслеживать его мы продолжим, и, при необходимости, возобновим публикацию.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
Биржевая сводка. Все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть, золото и другие. Их мы включаем в «Биржевую сводку», которая выходит в первый-второй день месяца.
Экспресс-обзор. Остальные показатели мы включаем в «Экспресс-обзор», который выходит 6-7 числа месяца. Это такие показатели как:
• индексы PMI, а также
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Следующий экспресс-обзор — за январь — выйдет 6 февраля.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии