⚓️ Ассоциация морских торговых портов представила статистику по грузообороту за 2024 год, поэтому самое время заглянуть в неё и проанализировать вместе с вами, в первую очередь применительно к двум публичным компаниям из этой отрасли —
НМТП и
ДВМП.
✔️ Совокупный грузооборот морских портов РФ сократился в прошлом году на
-2,3% до 886,3 млн т., что во многом обусловлено сокращением экспорта угля, нефти и нефтепродуктов.
✔️ Угледобытчики столкнулись с двойными трудностями: снижением экспортных цен и заторами на Восточном полигоне РЖД, что привело в итоге к логичному сокращению объёмов отгрузки в портах. Из-за неблагоприятной ценовой ситуации российским угольным компаниям пришлось либо продавать уголь в убыток, либо работать с минимальной рентабельностью, а также сократить инвестиционные программы (негативная динамика акций Распадской и Мечела говорят сами за себя).
✔️
Снижение экспорта нефти и нефтепродуктов связано с выполнением соглашения ОПЕК+, однако нефтяные компании всё-таки оказались в более благоприятной позиции, по сравнению с производителями угля. Несмотря на уменьшение объёмов поставок, экспортные цены позволили им сохранять хорошую маржинальность. Согласно данным МЭА, доходы от российского экспорта углеводородов увеличились на
+2% до $192 млрд.
✔️ Грузооборот в портах Новороссийска, где львиная доля перевалки приходится на НМТП, вырос на
+2,1% до 164,8 млн тонн. ДВМП, который управляет портом Владивостока, зафиксировал более внушительный рост грузооборота на
+11,7% до 37,4 млн тонн. Но в любом случае, и порты Юга,
и порты Востока страны продемонстрировали результаты выше среднеотраслевых, хотя владивостокский порт показал значительно более высокую динамику роста.
За объяснениями далеко ходить не надо. Согласно данным китайской таможни, товарооборот между Китаем и Россией в 2024 году вырос на
+1,9% до $244,8 млрд, что является довольно сильным результатом, ведь здесь нужно понимать, что в период с 2022 по 2023 гг. темпы роста составляли около 30%, поэтому сейчас сказывается влияние эффекта высокой базы.
Плюс ко всему, ДВМП в декабре открыл регулярную морскую линию между Владивостоком и Шанхаем. Компания отмечает высокий спрос со стороны клиентов, и в связи с этим решила увеличить количество регулярных рейсов в крупнейший контейнерный порт Китая, что должно способствовать росту грузооборота порта в 2025 году.
👉 Последний месяц у нас наблюдается ралли на российском рынке акций, благодаря которому индекс Мосбиржи прибавил за этот период на уверенные
+22%. На этом фоне акции НМТП растут в соответствии с рынком, в то время как бумаги ДВМП опережают его, демонстрируя удвоенный прирост.
Ожидается, что ДВМП покажет более высокие показатели по грузообороту в 2025 году, однако стоит учитывать, что эмитент не выплачивает дивиденды, а стремительный рост котировок за последнее время лишь повышает риск предстоящей коррекции. Поэтому с этими акциями следует проявлять особую осторожность и уже сильно не спешить запрыгивать в последний вагон уходящего поезда, в этом нет никакого смысла.
Также прошу не забывать, что одним из основных рисков для ДВМП является возможное включение в американский санкционный SDN-лист, что значительно осложнит расширение её морского флота. Несмотря на то, что компания постепенно наращивает свой флот, в последние четыре года увеличив его более чем вдвое (правда, с низкой базы), этих мощностей для неё недостаточно, и она вынуждена размещать заказы на иностранных верфях, преимущественно в Китае. Китайские партнеры, в свою очередь, традиционно опасаются вторичных санкций, а потому в случае попадания ДВМП в SDN-лист дальнейшее развитие флота станет чрезвычайно сложным!
При прочих равных бумаги НМТП сейчас мне нравятся больше, хотя я их докупал ещё до декабрьского заседания ЦБ, по более аппетитным ценникам. Но не суть.
❤️ Не забывайте ставить лайк под этим постом! Верьте в российский фондовый рынок, и он обязательно ответит вам взаимностью!
© Инвестируй или проиграешь