Блог им. Investovization
Приветствую на канале, посвященном инвестициям! 14.01.25 были опубликованы операционные данные за 2024 год Группы компаний «Аэрофлот». В этом выпуске рассмотрим последние операционные и финансовые результаты, новости, дивиденды, перспективы и риски. Разберемся, стоит ли покупать акции этой компании.
Для данной статьи доступна видео версия: YouTube и RUTUBE.
Больше информации и свои сделки публикую в Телеграм.
«Аэрофлот» — крупнейшая авиационная группа России. В состав Группы входят сетевые авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия», лоукостер «Победа», а также профильные сервисные предприятия, занимающиеся техническим обслуживанием воздушных судов, предоставлением бортового питания, гостиничных услуг, а также обучением работников.
Группа «Аэрофлот» — лидер авиаперевозок в РФ. Компания занимает 42% от общей доли рынка РФ. Доля МВЛ (международные воздушные линии) 27,5%.
Крупнейшим держателем пакета акций ПАО «Аэрофлот» является Российская Федерация, в собственности которой находится 73,8% от общего количества обыкновенных акций Компании. В свободном обращении находится 25% акций.
В 2022 году авиаотрасль РФ пострадала от недружественных действий западных стран. На данный момент, Аэрофлот вывел более половины самолетов из-под зарубежных рисков, сменив Бермудскую регистрацию на Российскую.
Также нужно отметить, что из-за того, что воздушное пространство РФ закрыто для западных авиакомпаний, Аэрофлот потерял «роялти», которые компания получала ещё с советских времен. Это выплаты от иностранных авиакомпаний за беспосадочные полеты над Сибирью из Европы в Азию и обратно. До пандемии COVID-19 доход Группы «Аэрофлот» от этих выплат составлял ориентировочно $500 млн в год. В 2018–2019 гг. роялти составляли до 10% EBITDA «Аэрофлота».
С начала 2023 года акции пробили линию сопротивления нисходящего тренда. И с тех пор идёт восстановление. В течение 2024 года акции прибавили 70%. На данный момент котировки торгуются на своих средних исторических уровнях и на 70% ниже максимумов.
14.01.24 Аэрофлот опубликовал операционные результаты за 2024 год:
Флот не изменился, но компания продолжила мероприятия по перерегистрации и урегулированию ВС, в результате чего Группа расширила возможности для международных перелетов. Пассажиропоток самый высокий с 2020 года и выше всех значений до 2018 года. Причём на внутренних направлениях он рекордный, а на международных восстанавливается, но еще в 2 раза меньше, чем в 2019 году, когда были максимумы.
Также заметно восстановление и прочих операционных показателей: грузоперевозка, количество рейсов, часов налёта, а занятость кресел показало рекордное значение 89,6%.
Как быстро и легко разбираться в финансовой отчётности, простыми словами рассказывается в соответствующих видео на наших YouTube и RuTube каналах.
Рассмотрим результаты последнего отчета по МСФО за 9М 2024:
Выручка увеличилась, отражая рост операционных результатов и цен на авиабилеты. Операционные расходы выросли даже чуть больше на фоне расширения производственной программы (увеличение затрат на топливо, персонал и расходов на обслуживание ВС и пассажиров). Но это не помешало росту операционной прибыли на 17%. Также в 6 раз снизились финансовые расходы за вычетом доходов, в основном благодаря отсутствию отрицательной курсовой переоценки валютного долга. Плюс 9 млрд положительный эффект от переоценки налоговых активов. Благодаря этому, компания отразила +62 млрд прибыли по итогам 9М.
Традиционно, третий квартал самый сильный в году, это связано с сезоном отпусков. 3Q 2024 получился самым сильным в плане выручки, но EBITDA хуже г/г и кв/кв. ЧП также снизилась в два раза относительно 2 квартала.
На годовом интервале, видим, что компания убыточна с 2020 года, когда результаты были под давлением ковида. И есть высокая вероятность, что за 2024 год будет показан итоговый плюс впервые за пять лет. По крайней мере LTM ЧП = 160 млрд. Но четвёртые кварталы, как правило, слабые. Ещё Аэрофлот с ноября повысил зарплаты пилотов на 30%. А также произошла девальвация рубля, правда, компания вернулась к политике хэджирования валютного риска.
Результаты за 9М 2024:
Чистый долг 569 млрд (-10% с начала года). ND/EBITDA = 2,5. Но это долг с учетом обязательств по аренде ВС, если считать без них, то ND = — 51,6 млрд. Большая часть лизинга выражена в валюте, но с июля 2024 года компания возобновила практику хэджирования валютного риска.
Также отмечу отрицательное значение капитала в основном из-за накопленного убытка прошлых лет. Но за 9М 24 ситуация улучшилась.
Денежные потоки за 9М 24:
В итоге, свободный денежный поток (FCF = ОДП – CAPEX – проценты) в 2024 году очень высокий.
Компания не платит дивиденды с 2018 года. Согласно дивидендной политике, выплаты могут составлять до 25% от чистой прибыли по МСФО (в зависимости от долговой нагрузки, включая аренду).
Но в сентябре 2024 года Глава «Аэрофлота» допустил возврат к дивидендам. Если ориентироваться на 25%, то за 9М 2024 года дивиденд мог бы составить до 3,9₽ (доходность 6%).
В РФ сейчас идёт активная программа по импортозамещению в самолётостроении, согласно которой к 2030 году российский авиапром должен нарастить долю отечественных лайнеров с нынешних 33% до 81%. Всего до 2030 г. запланированы поставки 1036 самолетов. Из них 494 с вместимостью более ста человек.
У Аэрофлота есть стратегия 2030, которая включает ввод в эксплуатацию 339 отечественных ВС. Всего к 2030 году планируется, что парк составит 500 самолётов. При этом доля иностранных судов будет постепенно снижаться до 30%.
Основные цели стратегии 2030:
Последние два года Аэрофлот активно восстанавливал операционные показатели. Но по внутренним линиям уже поставлен рекорд, и занятость кресел также на максимумах. Последние месяцы идёт замедление роста пассажиропотока. Поэтому не жду существенных улучшений в 2025 году. Правда, еще возможно, продолжение восстановления международного направления, там еще далеко до рекордов.
Из-за сильных результатов за 9М 2024, текущие мультипликаторы довольно низкие:
Группа «Аэрофлот» — крупнейшая авиационная группа РФ. 73,8% акций принадлежит государству.
Операционные результаты по итогам 2024 года рекордные в части внутренних перевозок и занятости кресел. Постепенно восстанавливаются и международные перевозки. Но рост замедляется.
Финансовые результаты за 9М очень сильные. Но третий квартал неоднозначный, EBITDA снизилась как г/г, так и кв/кв. Финансовое положение нормальное. Капитал восстанавливается, но пока по-прежнему отрицательный. FCF высокий.
Глава компании допустил возврат к дивидендам по итогам 2024 года. Ориентировочная доходность за 9М 2024 составляет 6%.
У компании есть стратегия 2030. Согласно которой 70% ВС станут отечественными, а пассажиропоток вырастет на 18%.
Риски связаны с санкциями, авариями, девальвацией, новыми доп эмиссиями.
Мультипликаторы низкие. Расчетная справедливая цена акции 75₽.
В июне 2024 года я на локальных максимумах закрыл позицию по Аэрофлоту. Прибыль составила более 40% за 2,5 месяца. На текущий момент у меня нет акций этой компании в портфеле, но недавно купил немного облигаций. Напомню, что о всех своих сделках пишу в нашем телеграм канале.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
-----------------------------------------------------------
Благодарю за лайки и подписку на наши каналы:
ircity.ru/text/economics/2025/01/25/75029291/