🛴 Лидер отечественного рынка кикшеринга Whoosh на этой неделе представил свои операционные результаты за 2024 год, поэтому самое время заглянуть в них и проанализировать вместе с вами.
📈 Количество поездок увеличилось по итогам отчётного периода на
+44% до 149,7 млн. Компания активно расширяет своё присутствие в российских регионах, и на конец отчётного периода сервис работал уже в
61 городе.
Главный конкурент Whoosh (по имени Юрент) также представил свои результаты, показав увеличение количества поездок на
+46%, достигнув уровня в 100,3 млн. В целом динамика сопоставимая, но у Юрента в этом смысле мы видим всё-таки небольшой перевес благодаря тому, что в прошлом году он вошёл в состав экосистемы МТС.
⚖️ К слову, бизнес-модели двух ведущих компаний на рынке
существенно различаются. Whoosh ориентирован на работу в городах с населением от 300 тыс. чел., где существует устойчивый платежеспособный спрос, и кикшеринги могут эффективно интегрироваться в транспортную систему города. В то время как Юрент присутствует уже в 187 российских городах.
Не поленился заглянуть в статистику Росстата и увидел, что в
России насчитывается 172 города с населением свыше 100 тыс. человек. А это означает, что Юрент уже полностью охватил рынок относительно крупных городов, тогда как у Whoosh в этом смысле ещё остаётся потенциал для дальнейшего расширения.
⚖️ Ещё одно любопытное отличие: Юрент развивает свой бизнес частично через
франчайзинговую модель, которая, вероятно, применяется в малых городах. Почему? Потому что в таких населенных пунктах сложнее достичь высокой рентабельности из-за того, что поездки носят преимущественно развлекательный характер, а не являются средством транспорта, и вероятно именно поэтому МТС предпочитает избегать инвестиций в такие регионы, предпочитая перекладывать их на плечи франчайзи (покупателя франшизы).
Whoosh, напротив, отказывается от использования франшиз, считая, что такой подход может негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг и повредить репутации бренда. Признаюсь, лично мне такой подход ближе.
📈 Возвращаясь к операционным результатам Whoosh важно отметить, что в 4 в. 2024 года количество поездок увеличилось сразу на
+60,1% (г/г).
Благоприятная погода в большинстве российских регионов, очевидно, продлила активный сезон, что сыграло свою положительную роль, однако значимый вклад также внёс выход на рынки Латинской Америки, где кикшеринг может работать круглый год.
📈 Количество поездок на активного пользователя у Whoosh увеличилось на
+39% до 20 поездок. И на первый взгляд такая динамика кажется вполне убедительной, однако если учесть, что активный сезон составляет в среднем 7 месяцев, получается, что
каждый пользователь совершает менее одной поездки в неделю. Весьма скромный показатель, на мой субъективный взгляд.
🗓 В середине марта Whoosh обычно озвучивает планы по расширению парка электросамокатов к старту нового активного сезона, и в этом году будет особенно интересно получить комментарии на этот счёт. Менеджмент компании сейчас явно находится в сложной ситуации, поскольку высокие процентные ставки ограничивают возможности для быстрого расширения флота, и это мешает активному развитию бизнеса.
👉 Именно поэтому Whoosh, также как
Совкомбанк, МТС, АФК Система и ряд других российских публичных эмитентов, потенциально является
одним из бенефициаров потенциального снижения ключевой ставки ЦБ, т.к. компания фактически сможет продолжать активное расширение своего бизнеса только с использованием заёмного капитала, и чем дешевле будет обходиться для неё фондирование, тем лучше!
Соответственно, по мере появления сигналов о смягчении денежно-кредитной политики ЦБ, акции перечисленных выше эмитентов (включая и Whoosh) будут демонстрировать рост опережающими темпами относительно общего рынка. Если хотите сделать ставку на такой сценарий — действуйте!
❤️ Не забывайте ставить лайк под этим постом! Верьте в российский фондовый рынок, и он обязательно ответит вам взаимностью!
©Инвестируй или проиграешь