Блог им. Ilia_Zavialov
Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
Майкл Портер разработал систему пяти сил, чтобы обеспечить строгий способ анализа структуры отрасли. Прежде чем приступать к этому анализу, необходимо учесть ряд моментов:
На рисунке показаны пять сил: угроза появления новых участников, соперничество между существующими фирмами, переговорная сила поставщиков, переговорная сила покупателей и угроза появления заменителей. Хотя все эти силы важны, мы считаем, что угроза появления новых участников и соперничество между существующими фирмами заслуживают более подробного рассмотрения, чем остальные. В частности, мы подробно рассмотрим барьеры входа — то, что препятствует появлению новых фирм в конкурентной борьбе. Но сначала мы кратко рассмотрим переговорную силу поставщиков, переговорную силу покупателей и угрозу появления заменителей.
Переговорная сила поставщиков — это степень влияния поставщика на своих клиентов в таких областях, как цена, качество и сервис. Отрасль, которая не может смириться с повышением цен со стороны своих влиятельных поставщиков, обречена быть непривлекательной. Поставщики занимают выгодное положение, если они более концентрированы, чем отрасль, которую они обслуживают, если товары-заменители не обременяют их, или если их предложения имеют высокие издержки переключения. Они также находятся в выгодном положении, если на их долю приходится относительно небольшой процент общих затрат покупателей, которым они продают, или если продукт или услуга являются критически важными для покупателя.
Труд, топливо, владение и обслуживание самолетов — три самых больших производственных издержек для авиакомпаний. Майкл Портер приходит к выводу, что переговорная сила поставщиков высока, поскольку многие сотрудники авиакомпаний состоят в профсоюзах, производители планера и авиадвигателей являются олигополиями, а аэропорты работают как местные монополии.
Переговорная сила покупателей — это переговорная сила покупателей товара или услуги. Она зависит от концентрации покупателей, издержек переключения, уровня информации, наличия товаров-заменителей и важности предложения для покупателя. Крупные информированные покупатели имеют гораздо больше рычагов влияния на своих поставщиков, чем неосведомленные покупатели.
Исследование авиакомпаний, проведенное Портером, показывает, что переговорная сила покупателей авиаперевозок также высока, поскольку покупатели в значительной степени раздроблены, имеют низкие издержки переключения (в некоторой степени компенсируемые программами поощрения часто летающих пассажиров), имеют возможность легко сравнивать тарифы и чувствительны к цене, поскольку воспринимают авиаперевозки как относительно стандартное предложение.
Угроза замены рассматривает существование продуктов или услуг-заменителей, а также вероятность того, что потенциальный клиент примет продукт-заменитель. Предприятие сталкивается с угрозой замещения, если его цены не являются конкурентоспособными и если сопоставимые продукты доступны у других компаний. Продукты-заменители ограничивают цены, которые могут устанавливать компании, и накладывают ограничения на потенциальную прибыль.
В работе Портера показано, что для авиакомпаний эта угроза является средней. Поездки на поезде или автомобиле могут заменить короткие рейсы, а деловые встречи с помощью видеоконференций могут заменить некоторые личные встречи.
Угроза появления новых участников — это та сила, которую некоторые ученые считают наиболее важной. Например, Брюс Гринвальд назвал ее «единственной силой, которая доминирует над всеми остальными». Высокие барьеры для входа позволяют действующим компаниям создавать ценности, отпугивая потенциальных участников перспективой получения неудовлетворительной экономической прибыли. Низкие барьеры для входа предполагают, что у претендентов мало препятствий в борьбе за долю экономической прибыли.
По нашему мнению, инвесторы и руководители компаний часто недооценивают важность исторических данных о входе и выходе из отрасли. Эти данные служат практическим подтверждением существования барьеров для входа и выхода. По этой причине мы рекомендуем изучать историю входов и выходов на ранних этапах анализа отрасли.
В целом, барьеры для входа в отрасль являются либо структурными, либо стратегическими. Структурные преимущества обусловлены преимуществами масштаба, которые приводят к снижению затрат, доступу к дефицитным ресурсам или регулированию. Стратегические барьеры — это результат действий, которые предпринимают действующие компании, чтобы противостоять или препятствовать входу. Более подробно мы рассмотрим эти факторы ниже.
Обзор эмпирических исследований, посвященных входу и выходу, дает представление о некоторых стилизованных фактах и о том, насколько они важны для оценки устойчивого создания стоимости. В одном из исследований рассматривалось более 250 000 американских компаний-производителей за период с 1963 по 1982 год. Это исследование устарело, но остается поучительным.
Чтобы получить представление о результатах этого исследования, представьте себе отрасль в 2025 году со 100 фирмами, каждая из которых имеет объем продаж в 1 миллион долларов. Если прошлые модели обладают предсказательной силой, мы должны ожидать, что:
Данные исследования относятся к началу 1980-х годов. На рисунке показаны темпы прихода и ухода американских предприятий во всех отраслях с 1978 по 2022 год. Предприятия представляют собой единое физическое место, где ведется бизнес. Большинство компаний, особенно молодых, имеют одно предприятие. Более крупные компании обычно владеют несколькими предприятиями. Не все выходы из бизнеса являются крахом. Некоторые из них — это продажа жизнеспособного бизнеса, а другие — закрытие успешных компаний.