Рецензии на книги

Рецензии на книги | Хорошо написанная биография одного из самых выдающихся предпринимателей современности

До книги относился к Маску просто как к одному из плеятеды американских бизнесменов-миллиардеров. Но когда читал книгу приходила мысль, что чувак то нереально крут, я даже не знаю, кто ещё такое творил или творит. Его одной жизни хватило бы на десяток. Достаточно только перечислить название компаний, к которым он имеет непосредственное отношение: Тесла, Space X, Open AI, Solar company, Neuralink, StarLink, Boring company, роботы Оптимус.

Книга традиционно начинается с родителей, детства. Как всегда бывает, там всё не без проблем как в отношениях с отцом (к слову, это продолжается до сих пор), так и с ровесниками. Далее, переезд из ЮАР, институт.
Уже начиная со студенческих лет, Маск проявляет незаурядную предпринимательскую и новаторскую жилку. Забавно, что он прошел тот же путь основателя, что и Джобс в своё время – его выкинули из руководства первых компаний, которые он создал и куда привлек инвесторов. Но всё равно сделал на этом хорошие деньги.

Сразу надо сказать основное – Маск когда работает, то он херачит на все 200%, мог ночами писать код, спал прямо под рабочим столом и вообще ночевал на работе.

И это продолжается даже когда он уже стал миллиардером (!) – он располагал палатку прямо на производственной площадке, где и жил, пока шел рабочий аврал.

Читая книгу сразу вспоминал фразу «шкура в игре», Маск во всех своих бизнесах ведет себя именно так, как будто у него на кону вся жизнь.

И конечно же он требовал такой же отдачи от своих подчиненных, кто был не согласен с этим или ленился, тут же им увольнялся.

К своему удивлению, узнал, что первой из его нынешней плеяды компаний – была Space X. До книги был уверен, что это Тесла, а оказалось, что он вообще не создавал Теслу, а просто был основным инвестором.

Со Space X конечно очень интересная история, начиная с его поездки в Россию для покупки ракет :) как он описывает встречу в ресторане с какими-то беззубыми дельцами из Роскосмоса :)) … продолжая первыми неудачными испытаниями своих ракет где то на военных базах в Тихом океане. И когда сейчас видишь, чего он достиг за эти 20 лет, то просто восхищаешься.

Очень интересно читать, как он оптимизировал затраты на ракеты, это и правда весело, как они отказывались покупать какие-то лицензированные системы охлаждения за безумные сотни тысяч, делая их из домашних сплит-систем на 5000 ))

В сентябре 2017 – объявляет о проекте Starship, корабль должен будет вместить 100!!! человек.

Интересный момент: при обсуждении устройства корабля предлагает использовать нержавейку. Но инженеры уверяют, что это плохой выбор, точно не подходит. Но он настаивает, заставляя произвести расчеты… и, бинго! оказалось, что подходит. Вот откуда он мог знать?! Может он и правда инопланетянин )))

 Open AI

— имел непосредственное участие в создании этой компании. Всё началось с того, что он дружил с создателем Гугл, Ларри Пэйджом, и у них были серьезные разногласия в части развития ИИ и необходимости его регулирования. ИМХО, у Маска очень грамотный взгляд на проблему ИИ и правильные опасения насчет него (ему близок взгляд А.Азимова в части обеспечения безопасности человечества от ИИ).

В общем, когда Гугл покупает DeepMind Маск не на шутку встревожился тем, что ИИ может стать подконтролен крупным корпорациям и совместно с Альтманом придумывают создать  OpenAI, дает на это большие деньги. Ссорится с Пейджем, когда переманил Суцкевера и некоего Карпатова. Ну а дальше Маск уже ругается с Альтманом, потому что считает (и не безосновательно) что Альтман отошел от изначальной идеи создания компании – открытости и бесплатности ИИ.

Как мы сейчас уже знаем, их пути в итоге разошлись и в настоящее время Маск создал собственную нейросеть. Он вообще считает, что должно быть много систем ИИ.

 Tesla
— это конечно пожалуй самая захватывающая для меня часть книги.
Во-первых, я узнал, что Маск не создавал Теслу, а поначалу просто выступил инвестором. А потом, просто повыкидывал из Теслы её основателей )) как это когда то сделали с ним в его компаниях.

Во-вторых, история развития Теслы под руководством Маска это очень захватывающе и вдохновляюще. Начиная, от первых шагов Маска в автоиндустрии, продолжая тем, как в 2008 году он был на грани банкротства сам и соответственно стоял вопрос о дальнейшем существовании Теслы в принципе, заканчивая его амбициозными планами по производству 2018 года, когда Маск опять перевел все процессы в ручное управление.

История 2018 года очень интересная.
Итак, Тесле нужно было 5000 авто в месяц, но ничего не получалось. В начале 2018 года акции на верхах и их начинают шортить  … я кстати помню эти веселые времена, когда народ активно шортил Теслу, а потом их вынесли в одну калитку … если не ошибаюсь даже Тимофей Мартынов этим тогда баловался ;)

Ну так вот, эти шорты тогда очень разозлили Маска. Дело в том, что тогда СД выделил компенсационный пакет Маску, но если акции достигнут определенной цели.

В итоге Маск включает ручное управление и начинает контролировать весь производственный процесс прямо в цеху, вплоть сколько нужно болтов, рассчитывал нагрузку при аварии … корректировал работу роботов, буквально вручную переписывал программный код … менял все технические регламенты. От него уходили директора качества, в Тесле было на 30% больше произвосдственных травм чем в среднем в отрасли.
Уже в мае Тесла производила 3100 авто в день. Шортисты были в восторге, ведь план не выполнен ))
Однако Маск нашел выход – ввиду отсутствия возможности построить новые заводы, он стал возводить шатры и прямо в них устраивал сборочные конвейеры.
30 июня был дедлайн по 5000 авто в день и они его достигли.

Поняв, что задача выполнена, Маск прямо с завода садится в самолет и летит в Испанию на свадьбу брата в качестве шафера.

Ему 48 лет! А из чувака энергия прёт как из вулкана на Камчатке!

Ещё одна интересная история с Теслой. Сидел как-то в рабочем кабинете и играл с маленькой моделькой машины, разобрал её и подумал, а почему бы и у настоящих машин не лить кузов как единое целое. В итоге – сейчас у некоторых моделей Теслы передние и задние части кузова льются, что очень сильно упрощает и ускоряет производственный процесс.

 И ещё одна забавная история. Оказывается, что в шорте акций Тесла участвовал Билл Гейтс … и он на этом потерял 1,5 млрд долларов!!!

Через несколько лет после этой истории Гейтс пришел к Маску с предложением вложиться его благотворительный фонд (это тот в который и Баффет вложился и многие другие миллиардеры). Маск его спросил: правда ли та история? Гейтс сказал, что да, это правда – шортил и потерял. Маск разозлился очень сильно, стал хейтить его и троллить в Твиттере. Но вроде всё-таки Маск дал денег на благотворительность.
Гейтс очень уважает Маска за его вклад в инновации и порой защищал его публично. Но одновременно Гейтс не понимает увлечения Маска марсом и его желания отправить туда людей.

Гейтс очень удивился, когда узнал, что у Маска … внимание … нет секретаря!!! Вы можете себе представить, что у одного из самых богатых людей на планете нет личного секретаря.

 SolarCity

— дал идею и деньги на неё своим кузенам. По мере развития компании критиковал их, доказывая своё видение. В итоге выкупил компанию на Теслу, что оказалось не очень удачной идеей, потому что ему надо было оправдывать это приобретение перед акционерами Тесла. Он менял руководство компании очень часто и быстро, ставя перед ними задачи и в случае непонимания или неуспеха тут же увольнял. В итоге в книге есть эпизод, когда он перешел в режим ручного управления — лично решил оптимизировать процесс установки солнечных панелей на крыши домов … это было забавно, а главное не увенчалось каким-либо успехом. И как только суд встал на сторону Маска в деле покупки компании на Теслу, Маск тут же потерял к ней интерес.

 The Boring Company

— вложил 100 млн.долларов, но идея не выстрелила. Я помню ролик на ютьюбе, где они выстроили туннель где-то в Лас Вегасе и возили по нему народ на Тесле. На меня тогда это не произвело никакого впечатления, скорее наоборот – показалось максимально неприятной идея ездить по какому-то узкому тоннелю … а случись что, пожар, задымление … потом трупы только и собирать.

 HyperLoop

Ещё одна из идей Маска. Но здесь только его идея, деньги он не вкладывал и сам проект не развивал. Его подхватили другие, но пока вроде безуспешно. Хотя сама идея крутая, но полагаю, что труднореализуемая и очень затратна.

 StarLink

— уволил всю команду, взяв инженеров из СпэйсХ
— уменьшили размер  спутников, упростил схему и пр.
И опять Маск вмешался, всё оптимизируя. Он смело двигает идеи, беря на себя всю ответственность.

 Твиттер

Концовка книги посвящена покупке Твиттер. Там есть интересные моменты, например, как Маск кинул прежний менеджмент на выплату бонусов, время шло в буквальном смысле на минуты, тем самым Маск сэкономил вроде около 200 млн. Но истории с Твиттером отведено очень много места, как никакой другой истории из книги. Видимо это связано с тем, что Айзексон как раз в этот момент начал писать биографию Маска и буквально все видел своими глазами. При этом настолько детально всё описано, что порой думаешь, нахрена об этом писать, кто там что кому сказал и не так посмотрел. В общем, на мой взгляд, это как раз не самое интересное.

 Маск и политика
— сейчас, видя, что Маск творит при втором сроке Трампа, очень странно читать, что в 2016 году Маск критиковал Трампа, считая его трепачом.
— у Маска очень взвешенная и крайне осторожная позиция по событиям 2022 года. Он считает этот конфликт очень опасным для всего мира. В какой то момент он вырубил Старлинк, который использовался для атаки беспилотных катеров на черноморских флот.

 Маск и семья

— чувак неудержим – несколько браков, много-много детей. Правда с детьми не всё просто – там и трансгендеры и аутисты, но встречаются и какие-то малолетние почти гении.
— будучи женатым и имея уже около 7 детей,  без проблем выступил донором спермы для своей знакомой, которой очень хотелось детей. В итоге почти одновременно у него рождаются дети от разных женщин.
— считает, что детей надо рожать как можно больше, мол от этого зависит будущее человечества.

 Ну и ещё немного интересных моментов из книги

Алгоритмы Маска:

  1. Оценивайте любое требование критическим
  2. Избавляйтесь от всего лишнего
  3. Упрощайте и оптимизируйте
  4. Уменьшайте время цикла
  5. Автоматизируйте

 Как шутит Маск, единственные правила, которым надо следовать неукоснительно – это законы физики.

Одно из правил Маска – чтобы получись информацию, подходи как можно ближе к источнику, т.е. разговаривай не с руководителями, а прямо с работягами.

Он разработал “коэффициент идиота”, который показывает, насколько больше стоит готовый продукт, чем сырье, из которого он производится. Если продукт имеет высокий коэффициент идиота, его стоимость можно значительно снизить, разработав более эффективные технологии производства. 

2018 год, у него многомиллиардные SpaceX и Tesla, которые он рулит в полном контакте, но он находит время для спасения команды молодых тайских футболистов, изобретая компактную спасательную подводную лодку. Правда именно эта история в итоге получила не очень хорошее продолжение, там и хейт, и его очередная эмоциональная реакция.

 У Маска синдром Аспергера. У него вроде как полностью отсутствует эмпатия, что видимо неплохо помогает в бизнесе, но одновременно делает работу под его руководством невыносимой.

Может целый день проводить совещания, а потом всю ночь хреначить в компьютерные игры.

П.С. Обязательно читайте, очень интересная книга.

П.С.2. Маск чем-то напомнил мне героя фильма «Авиатор» – Говарда Хьюза. Тот и фильмы снимал, и скважины бурил, и самолеты строил и испытывал лично, и авиакомпанией владел, и с голливудскими красавицами крутил … в общем, тоже незаурядный чувак был, но Маск явно круче ))

 

1 комментарий
по гениальности точно равен Тесле 
тому что человек
но политика его убьет
физически убьет 
скорей по мне так человек судьбы и тот который с судьбой в обнимку живет и ее случает

теги блога NoNameRus

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн