Блог им. vtvladim
Изложенный взгляд не претендует на полноту учета всех нюансов и факторов экономического положения стран, носит оценочный характер и представляет точку зрения автора в макроэкономических терминах на некоторые аспекты экономик на период начала договорного процесса между странами. Просьба не устраивать в теме политические дебаты.
В качестве исходной информации для некоторых умозаключений напомню следующие данные: величина ВВП, государственный долг, дефицит бюджета, торговый баланс, население.
1. Данные по США
ВВП США в 2024 г. составил по оценкам более 28 трлн. долларов США, его динамика за последние 10 лет выглядит так:
Государственный долг США в декабре 2024 г. превысил 36 трлн. $ или около 129 % от ВВП, его изменение за последние 10 лет следующее:
Дефицит бюджета США за 2024 г. по оценке составил 6,15 трлн. $ или около 22 % от ВВП, последние годы он менялся следующим образом:
Торговый баланс США уже продолжительное время является дефицитным и в 2024 г. оценивается в -1 трлн. $, за последние годы он менялся следующим образом (приведена помесячная разбивка):
Численность населения США в 2024 г. по оценкам превысила 341 млн. человек, его динамика приведено на следующем графике:
2. Данные по РФ
ВВП РФ в 2024 г. составил по оценкам более 2 трлн. долларов США, его динамика за последние 10 лет выглядит так:
Замечу, что сравнивать значения ВВП разных стран надо по ВВП в ППС. ВВП РФ по ППС в 2024 г. оценивается не ниже 6,9 трлн. $.
Государственный долг РФ в 2024 г. оценивается в 14,5 % от ВВП, его изменение за последние 10 лет следующее:
Дефицит бюджета РФ за 2024 г. по оценке составил 3,485 трлн руб. или около 1,7 % от ВВП, последние годы он менялся следующим образом:
Торговый баланс РФ является профицитным и в 2024 г. оценивается в 6 трлн. $, за последние годы он менялся следующим образом (приведена помесячная разбивка):
Численность населения РФ в 2024 г. оценивается в 146,2 млн. человек, его динамика приведено на следующем графике:
3. Рамочно оценим положения стран на начальном этапе переговоров, ограничившись макроэкономическим аспектом и не учитывая возможную эскалацию санкционного и геополитического характера.
Что имеем по США: значительная величина ВВП сочетается с еще более существенным государственным долгом, превышающим значение ВВП на 29 %, и этот факт дополнительно усугубляется дефицитом и государственного бюджета (22 % от ВВП), и торгового баланса (3,5 % от ВВП). Собственно, все эти факты не новы и красноречиво свидетельствуют об излишнем потреблении и кредитовании экономики за счет других стран. Но как деревья не растут до небес, так и государственный долг с дефицитами бюджета и торгового баланса не могут длиться вечно, а особенно в текущей ситуации с изменениями к многополярности мира. И очевидно, что поскольку экономика США дефицитна, то всеобщий рост цен в мире положение только усугубляет, а промедление в решении проблемы только усугубляют серьезность требуемых решения вопросов.
Изменение текущей тенденций в экономике США возможно за счет:
а) увеличения производства
б) снижения потребления.
Увеличение производства возможно как внутри страны, так и за ее пределами посредством совместного производства или добычи ресурсов. Собственно говоря, оба эти пути уже не только обозначены в действиях администрации США, но и осуществляются. Происходит переезд в США производств из других стран, ищутся сделки по совместным разработкам природных ресурсов в других странах.
Снижение потребления возможно за счет уменьшения численности населения, снижения потребления, уровня жизни или социального обеспечения. В этом направлении также уже видны реальные действия — изменения в миграционной политике. До снижения потребления, уровня жизни и социального обеспечения дойдет вряд ли, поскольку это чревато, мягко говоря, волнениями. Отдельно здесь можно указать идею (из концепции теории заговора) фактического уменьшения численности населения путем эпидемий.
Ну и конечно, есть еще старый проверенный способ от Форда – «много денег не заработать, что-то приходиться отнять или украсть».
Что имеем по ситуации в РФ: величина ВВП РФ значительно меньше ВВП США. Однако, даже в условиях проведения СВО по размеру ВВП РФ стала четвертой экономикой мира с государственным долгом не более 15 % от ВВП, с небольшим дефицитом государственного бюджета (1.7 % от ВВП, причем 3 года из 10 последних были профицитными) и достаточно высоким профицитом торгового баланса (более 5 % от ВВП). Основные проблемы –рост численности трудоспособного населения, повышение доли высокотехнологичных производств, углубление обработки продукции.
В целом можно сделать вывод, что для США урегулирование конфликта и оздоровление экономики является, как это не парадоксально звучит, более насущным вопросом. И реальные действия администрации США хорошо вписываются в выше высказанную логику макроэкономических вопросов.
В плане торговли — в случае положительного урегулирования, устраивающего все стороны, — рост рынка РФ может быть очень и очень существенным. Но пока идет стадия торга с обозначением желаний и угрожающих заявлений.
© Владимиров В. 2025