Если Вы подумали, что эта статья будет о том, что абсолютно все торговые роботы на свете только и умеют, что сливать депозит – то Вы ошиблись. Эта статья о другом, о понятии «Масштабируемость», и о том, как сама суть продажи роботов просто противоречит этому понятию.
Немного лирики. Для того, что бы плотнику сделать табуретку, допустим, требуется 2 часа времени. Табуретку можно продать за N рублей. Как плотнику увеличить свой доход, работая ровно те же 2 часа? Сделать табуретку из красного дерева – тот же объем работ, но цена конечной табуретки в несколько раз дороже. Второй вопрос, как и кому, потом продавать такую табуретку, но этим уже занимается отдел маркетинга. Я это к тому, что при выборе будущей профессии мало кто задумывается о таком понятии, как масштабируемость. Яркий пример супер масштабируемой профессии – футболист. Начиная играть за дворовую команду, в случае победы ты получаешь шоколадную медаль, а играя за английскую Челси, ты получаешь…. ну Вы меня поняли. Т.е. за одну и ту же работу один и тот же человек получает вознаграждение в десятки, а то и в сотни раз отличающееся друг от друга. Еще примеры таких профессии: Писатель, композитор, скульптор, ученый, дизайнер, блоггер, программист, продюсер, руководитель и, наконец, трейдер. Заметили, что общего в этих профессиях? Я обратил внимания на 2 аспекта. Первое – это творческие профессии, (на счет последних трёх конечно спорно, но если пофилософствовать — то выйдет, что к хорошим руководителям, продюсерам и трейдерам применимо слово «гениальный», а вот гениальный плотник – как-то не звучит). Второе – что бы масштабируемость играла на тебя –в этих профессиях ты действительно должен намного лучше «основной массы». Например – кто из нас в молодости не писал стихов? Зайдите на
www.stihi.ru – до сих пор тысячи людей пишут стихи, а известными становятся только единицы. Так вот, стезя трейдера меня привлекла тем, что тут тоже есть эта самая масштабируемость. Теоритически, зарабатывая в год 60 %, ты можешь эти 60% применять к любым цифрам (это конечно в идеале, в реальной жизни все намного сложнее)
Теперь о том, почему роботы и масштабируемость несовместимы. Допустим, Вы программист, и создали MS Word (ну или Windows, Mac OC и т.д.). Создали вы ее 1 раз, а продаете миллионами экземпляров. И каждая новая продажа теоритически помогает Вам сделать Ваш продукт лучше, т.к. чем больше пользователей, тем больше отзывов, сообщений о проблемах, пожеланий о новых доработках. А чем лучше Ваш продукт, тем больше копий вы сможете продать. Т.е. снежный ком, тут полностью на Вашей стороне. Еще более потрясающий пример – социальные сети. Тут вообще все только на масштабируемости завязано. Чем больше человек общаются в соц. сети, тем больше новых пользователей она привлекает. А теперь представим, что Вы программист, и сделали торгового робота. Что поменяется по сравнению с MS Word? А то, что чем больше копий робота Вы продадите, тем хуже они будут работать. Почему? Да потому, что есть такое понятие «проскальзывание». И когда Вы один по своему сигналу входите в рынок, на котировках это может и не отразится, а когда десятки или даже сотни людей начнут покупать или продавать в один и тот же момент – то проскальзывание обязательно даст о себе знать. И с каждым новым последователем, присоединившимся к Вашей системе – всем остальным будет становиться хуже и хуже. Вы как создатель, еще сможете извлечь выгоду из этой ситуации (купить за секунду до того, как отослать всем сигнал на покупку), но делая это, Вы еще больше ухудшаете ситуацию.
Пример. Есть у меня основанная на
этой стратегии система, которая работает на реальных торгах. Вот, результаты ее торговли
В системе заложена просадка в 3 пункта на фьючерсе газпрома. Недавно, совершенно безвозмездно поставил ровно такого же робота своему коллеге по работе. И что я увидел? Проскальзывание в 3 пункта уже не всегда срабатывает, уже есть выносы на 10 пунктов. Это при том, что мы с ним на двоих торгуем максимум 150 контрактами. Теперь давайте посмотрим, что станет с моей стратегией, если проскальзывание будет не 3, а 5 пунктов.
Даже невооруженным глазом видно, что доходность упала в 2 раза. Конечно, можно утверждать, что моя система очень чувствительна к просадкам, и есть другие, менее чувствительные системы, но поверьте, просадки, рано или поздно убьют многие из них.
Теперь займемся математикой. Разница в доходах, из-за увеличения просадки составляет 605409.00 — 355779.00 = 249630.00. В среднем в день у моей системы 3 сигнала, допустим что все было 300 торговых дней. Так какова же для меня должна быть минимальная стоимость, сигнала, по которой я его могу продать? 249630 / 3*300 = 277 руб. А теперь, посмотрим, сколько заработает мой клиент, при такой стоимости? 355779.00 — 249630.00 = 106149. Т.е. только одну шестую часть, от того, что было бы в моем рекламном буклете!!!
Выводы:
- конечно, пример надуманный, в реальности все несколько по другому
- Если продается торговая система – то обязательно наступит момент, когда автору станет самому не выгодно по ней торговать, а значит, он не будет уделять ей должного внимания.
- Даже если есть хорошая торговая идея – ее продажа большому числу подписчиков – угробит ее нафиг.
ещё надо добавить «ловушку» таймфрейма.
Обязательное дополнение.
Все эти рассуждения верны, для частного трейдера… для индустриала — сложнее
пмсм
PS.
Я шучу, смысл примеров ясен, и в общих чертах я с вами согласен.
Но самое главное, что нет смысла продавать(сдавать) робота если он зарабатывает деньги(вопрос управления опустим).
Противоречие именно тут.
А всё остальное — это следствия.
Будет кредит или займ у родственников, или нечто иное с целью добыть денег для себя(с вероятностью 99.9%).
Но никак не продажа.
Рынок — это бурлящий котёл.
Сделки происходят постоянно и в разным направлениях.
Если у вас есть рабочая система(реально рабочая), то её нужно просто доить.
Если она рабочая, то к ней(тз, код, программа и т.д.) на пушечный выстрел не подпустят.
Например в продажу рабочих сигналов я ещё могу со скрипом поверить, а вот в продажу рабочих роботов никогда.
Потому как сигналы от лучших систем обычно оставляют себе, а от средних транслируют наружу(идея не передаётся и можно просто выключить трансляцию).
спасибо!
1. Продавать надо, во-первых, не то, что получилось на тестах (или в реальности), а то, что получилось бы с учетом того, что лично Вы уже вошли за секунду до сигнала (т.е. покупателю показывать вторую эквити из поста, а не первую).
2. Продавая, нужно объяснять покупателю про предел ликвидности; про максимальную нагрузку на систему; про то, что ему нельзя дарить робота своему брату/другу/тестю.
3. Выходит из п.2 — надо лимитировать количество проданных роботов, а не торговать ими, как пирожками.
Т.е. в общем — про предел ликвидности — Вы правы. Но это не причина не продавать роботов совсем. Насчет покупки ничего не могу сказать: переделать купленного робота, чтобы входил на секунду-минуту раньше — не проблема, проблема в том, что робот работает по чужой идее и реализован жучим человеком (он мог ошибиться, и его робот случайно нарисовал неправильную эквити)
Ну… а я об чем? (с каждым новым пользователем система становится все хуже и хуже)
Если Вы профи разработчик, не надо этого боятся, так как 1) нельзя остановить творчество…
2) можно и нужно продавать, все что можно и главное что у Вас покупают, конечно если Вы не жулик и не боитесь, что в один прекрасный момент Вас попросят объяснить, за что Вы взяли деньги и как это соотноситься с тем, что Вы рекламировали
А по сути, фраза продажа робота — не полностью раскрывает смысл действия, так как сам по себе робот это программный код позволяющий выставить заявки на бирже, цены которых рассчитаны по «ТОРГОВОМУ АЛГОРИТМУ» — именно он ценен! Робот может быть визуализирован в виде окошка с полями куда юзер вводит таймфреймы, выбирает индикаторы и их периоды, тейки и стопы, итд… Робот — робот. А вы имеете ввиду продажу точного алгоритма который как я понял(не прав поправьте), очень чувствителен к минимальным изменениям параметров, в этом случае действительно его продавать/пукупать будет глупо. А если алгоритм логичен и стабилен например на разных ТФ и не сливается при изменение неких параметров на ±10%(хотя бы), его смело можно кодить, создавать минимальный интерфейс и продавать потребителю…
1. Заявка по рынку — купить/продать по офферу/в биды определенный обьем контрактов(акций) не взирая на цену!!! Именно тут и спрятано то самое «проскальзывание»
2. Вы говорите о лимитных заявках — приказы отправляются с указанием обьема и цены. Да тут проскальзывания нет, но также нет и уверенности в исполнении этих приказов… ;)
И вообще «Все что может повлиять на величину профита — имеет значение»(с)
Если в роботе реализован принцип, но конкретные
пораметры по-усмотрению пользователя как то:
таймфреймы, лимиты, биржи, рынки, инструменты.
Если робот имеет «100 настроек», то возможно
качество работы не будет сильно зависеть
от количества проданных копий.
И второй момент. Реально посмотрим на ситуацию:
думаю нет в России даже 1 млн. трейдоров.
Потенциальных покупателей возможно и 1000
не наберётся.
Но с другой стороны слишком универсальный робот
— это уже TSLab и др тут ниша очень конкурентная.