Блог им. Feelis

Ужасный конец инвестиций в бетон

    • 03 марта 2025, 23:44
    • |
    • F22
  • Еще
Общаюсь с риэлторами, рынок официально развернулся. Квартиры дешевеют уже больше 12 месяцев подряд. Как первичка так и вторичка. В Москве и Питере многие лоты уже на 2+ миллиона дешевле по сравнению с 22 годом. Застройщики дают скидки от 15 до 30%. Забавно, что чем хуже ситуация, чем ближе к банкротству застройщики, тем больше проплаченных публикаций и аналитики в сми о том, что цены не падают (привет порталу BN.ру и ТГ-каналам таким как Банкста). В Сочи вообще ад, гонка вниз. Причина — инвесторы с плечом пытаются выйти из бетона и не словить маржин колл.
Ужасный конец инвестиций в бетонВ Анапе, Севастополе и других городах где пляжи пострадали от мазута ситуация ещё хуже.

В крупных компаниях идут массовые сокращения. Ищем руководителя it-отдела, за неделю пришло 108 заявок — такого никогда не было. Как следствие — рекордными темпами растут неплатежи по кредитам. Те, кто брал дорогую ипотеку в инвестиционных целях и мог себе это позволить, теперь вынужден избавляться от нее.

Да, есть круг военных и приближенных к оборонке, у которых копятся деньги на счетах. Желающие припарковать кэш в бетоне думают: вот сейчас закончится СВО, люди вернутся домой, и тогда цены отыграют падение. Но те, кто в 25-26 году дембельнутся, в первую очередь направят накопления на выплаты % по размороженным кредитам и ипотекам, которые они успели набрать с 18 по 22 год. Их деньги достаточно быстро перекачуют с личных счетов на счета банков. Не в акции, не в бетон — их средства в пойдут на погашение задолженностей.

У кого останутся гроши, направят их на путешествия, свадьбы, покупку уаз-патриотов и загородное каркасное строительство. Кто-то, конечно, пропьет накопления или проиграет в крипте. Но до рынка акций и недвижимости дойдут копейки.
★6
97 комментариев
Недвижка 3 года будет сползать по 4-5% в год. На фоне альтернатив в виде банальных ОФЗ с доходностью 17% в год — это ужас.
Но большинство продавцов или инвесторов в бетон ничего не поймет и ничего не заметит — часть снимет с продажи и сдаст, часть продаст альтернативщикам. Ничего страшного не произойдет.
avatar
R🐼G, 17% это купон, а ещё тело может х1.5-х2 сделать за год
avatar
F22, вырастет или нет — это гадание. 17% по трехлеткам — это факт
avatar
ну как бы да так и есть Витя тоже в телеге пишет об этом




avatar
Байкал, это который теорию бобрятников сочинил?
avatar
F22, да да))))
avatar
F22, А где про эту теорию можно прочитать?
Сергей_Кандалакша, в Ютубе найди его канал ПРАВДА256 там все видео есть в ВК или Рутубе
avatar
Сергей_Кандалакша, 

avatar
Что за карта сокровищ? Какой регион мира?
avatar
PositTrader, на картинке — Сочи
avatar
Недвига потом переоценится, когда ставку начнут снижать
avatar
Мухомор, ставка упадет до приемлемых значений когда совсем плохо станет в экономике, а это эквивалентно краху нескольких крупных застройщиков
avatar
F22, если крах, то мало будет квартир, цены поднимутся, да и денежная масса пухнет с дохой 20%
На мой взгляд недвига как и валюта должна заракетить скоро
avatar
Мухомор, вот только сейчас у застройщиков больше 60% непроданных квартир, и все они пойдут в рынок. Это пожёстче чем выход нерезидентов из акций будет
avatar
F22, только одних процентов по вкладам за год хватит чтоб купить все новостройки, просто выгодно на вкладке держать щас, и ипотека высокая
www.novostroy.ru/news/market/na-protsenty-ot-vkladov-rossiyane-mogut-kupit-vse-novostroyki-strany/
avatar
Мухомор, люди теперь не гасят взятую в 20-21 году ипотеку дорочно, крутя деньги на вкладе под выгодный %. А сколько пенсионеров оказалось что держат миллионы. Не вкладываются ни в бетон, ни а акции и не планируют. Тупо держат на вкладе. Новость пшик
avatar
F22, щас просто все рубли на вкладах пухнут,, в геометрической прогрессии, там уже пирамида, но когда то вся эта лавина рублей выйдет на рынок, там и будет переоценка всего
avatar
Мухомор, а кто сказал, что всю эту массу выпустят когда она захочет конвертироваться во что то более реальное, чем растущие циферки банковского приложения?
Мухомор, только 111 тысяч москвичей имеют депозиты больше 3 млн. рублей. на проценты от 3 млн. они могут в сочи в отпуск слетать разок. какие квартиры?
avatar
F22, не пойдут. скорее обанкротятся чем снизят цены. 
Мухомор, если вы так верите в рост недвижки — купите облиги застройщиков. ни одна недвижка так не заракетит, как купоны и тело облиг застроев, если ваш сценарий окажется верным
avatar
R🐼G, то что она вырастет это точно, а застройщики и бизнес банкротятся будут, облиги лучше не покупать, думаю скоро реальные товары только будут расти
avatar
Мухомор, 
если принять во внимание что рынок любит закрывать гэпы то...
6000 у.е за метр уже было… нижний лой 600....
при этом сдача в метрах была в 3 раза ниже текущей..
ну а пухнуть массе на 20-100 % в год вообще не вопрос...
на стату гляньте… с 2000 г. М2 выросла в 164 раза(с 714 ярд)  и ни чего…
avatar
Мухомор, На мой взгляд недвига как и валюта должна заракетить скоро
На первом месте по доходности в такие времена были ржавые иномарки, затем хрущёбы, валютные ценности ставлю на третье место.

Просто ОЧЕНЬ ДОРОГО. Загнали ценник ипотеками относительно зарплат раза в 2 дороже чем в других странах. Реально чем брать квартиру в Москве выгоднее арендовать и деньги крутить на вкладе.

 

Чтобы по рыночной ипотеке за среднюю квартиру в Москве ежемесячный платеж составлял 30% от дохода заемщика, его зарплата должна быть почти 660 000 рублей. Это превышает среднюю зарплату в Москве на 488%.  

Если учесть что не мира, не снижения ставки не светит в ближайший год. Цены упадут...

avatar
Laukar, в Москве надо 500тыщ дохода чтоб хату в ипотеку взять, но в целом да, цены и ставки адские, ЗП не растут толком, безумие просто,
avatar
Мухомор, 
Вот вам распределение по доходам и сбережениям по Москве. 500к имеют 3.5% населения. Жилье недоступно 96.5% людей. Это пузырь
avatar
R🐼G, это не пузырь, В Москве до МКАДа, цены будут, адовы, как в Монако и США, только аренда, да и 500тыщ в Москве если на семью и ипотеку, и тачку взять, то это мало будет, лям надо
avatar
Мухомор, Монако ограничен территориально и дает налоговые выгоды. США — очень разные, есть множество городов, где цены ниже, чем в России.
На Манхетенне средний квадрат стоит 10к, вполне себе сопоставимо с ценой в Садовом Кольце, но вот зарплаты вообще несопоставимы
avatar
R🐼G, В Москве до МКАДа тоже нет земли, строят в Новой Москве, но там так сказать, покупать ну его
avatar
Мухомор, в монако границы не условные. там гос.границы. москва выползает за МКАД вслед за метро без проблем, это и по ценам видно — квартиры возле метро типа Пятницкого шоссе не сильно дешевле аналогичных в Строгино
avatar
R🐼G, как ты замкадье Москвой не называй, оно останется замкадьем.
R🐼G, Конечно зарплаты внутри садового- больше)))
avatar
R🐼G, классная инфографика. Откуда?

avatar
Мухомор, так то капитализм… Народ должен пахать за похлебку и платить немногочисленным собственникам за право жить в какой то конуре. Это у нас приватизация перекос внесла — до хрена собственников развелось. А так как на западе-владельцы и арендаторы. Первых меньше, вторых больше.
Laukar, это здравый смысл и рыночная экономика. но у нас здравый смысл уже давненько не работает. всю льготно-инфляционную залупу надо было отменять еще в 22 году, но… на нее усиленно выделяли бабло. это в условиях сво и печати бабла станком. вредительство чистой воды.
Laukar, хз, покупал в 2008 новостройку — 1.5х зп за квадрат (регионы, миллионник)
Покупал в 2012 вторичку — 1.3х зп за квадрат.
Сейчас квадрат аналогичной новостройки у нас стоит 1.4х зп аналогичного специалиста (у меня, с учетом роста зп — 0.5х, даже меньше....)
avatar
Можно подумать такая ситуация только в этой отрасли… всё сыпется, как домино
avatar
Но до рынка акций и недвижимости дойдут копейки.

а Global Investors Summit 2025, где находился премьер-министр Индии, произошел скандал: инвесторы сцепились в драке из-за еды, что привело к срыву мероприятия.

avatar
calnago, ))) очень ватно и скрепно.
Сергей Иванов, это было в Индии, дурачок)
avatar
Почему сразу ужасный конец то? Пересидят просадку года на 2-3 и выйдут в безубыток.
Плантатор Мигель, это если за ипотеку платить не надо. А многие же брали не 1 квартиру и не на свои, исходя из нормы стоимости жизни в 20 году. Цены выросли, зарплаты не выросли (плюс пошли сокращения) а платить за ипотеку надо. Кто брал по 10 квартир на перепродажу, даже ремонт не сделал, и сдавать их не может
avatar
F22, Вы конечно правы, но те, кто тарился по ставке и по ценам в 20м году, вполне могут сегодня дать скидку процентов в 25% и фиксануть нехилую прибыль. Но о приходе Коли Маржина к таким товарищам я бы не говорил.
Кто-то в 20м году имея запас кэша и маржи, а кто-то тарился в 20-21 на последние, ещё и с плечом. Знаю таких товарищей. Одна дама взяла студию за 5 млн с переплатой % за весь срок ипотеки в размере 16 млн. Зато своя!
avatar
Плантатор Мигель, у вас явно проблемы с математикой! Инфляция с января 2020 по февраль 2025 составила 51,56%, а вы ещё и скидку в 25% предлагаете )))) Что делают на смартлабе такие люди? )))
avatar
Плантатор Мигель, думайте о покупке квартиры в кредит, как о покупке актива с плечом. Вы бы хотели посидеть 3 года, чтобы выйти в безубыток и платить плечо все 3 года?
avatar
R🐼G, Я думаю, Ваш вопрос/утверждение верен для 2й и далее недвижимости. Для первой, люди смотрят на соотношение аренды/ипотечного платежа. А тут флуктуация цены на хату — вторична.
Плантатор Мигель, в безубыток в бетоне выйти НЕЛЬЗЯ! Кто умеет считать затраты, тот это прекрасно понимает.
avatar
Забавно. Как зарплаты не выросли. Были 30. Стали 60. Среднее. А кто не ленится под 100. в среднем.
дадашов фархад, может у кого-то и выросли, но у нас очередь из безработных высококвалифицированных айтишников которые раньше покупали пачками ипотечные квартиры и в ус не дули
avatar
F22, да итешники были движущей силой ипотеки. Но они пока сидят и держаться, банкротств нет
А если приводить в пример сочи или побережье. Так там оборзели с ценниками. Кто по безумным ценам будет покупать.
дадашов фархад, никто и не покупает сейчас, это годами ранее армянские риэлторы в складчину брали по одной квартире на троих в надежде перепродать лохам (но не всем фартануло)
avatar
В Ростове ничего подобного нет. Да и с чего вдруг если недвижка не растёт на 20% в год она падает? Её как бы можно сдавать причём аренда сейчас я бы сказал недешёвая. Да они меньше депозита, но с учётом роста цены квартиры даст наверное больше.
avatar
Vic, она падает потому что нет ипотеки, а за нал только Элитку берут, она кстати и растет в цене
avatar
Мухомор,
Ну я вот тоже следил за двумя квартирами и надеялся, что щас вот начнут снизят нормально, тогда и можно будет брать, но хрен там в течении месяца ушли. В целом хорошие квартиры уходят быстро и я не про элитку.
А то, что в Краснодарском крае цены падают так это же из-за мазута. Там в целом цены перестали быть уже давно адекватными особенно Сочи и не только в недвижимости, а в целом.
avatar
Vic, хорошие это какие, метраж, кухня, балкон, щас просто поностроили клеток, человейников, страшно аж покупать, в СССР это квартиры были просторней
avatar
Vic, объявление могут снять от безнадеги, потому что никто не звонит, или звонят и сразу просят скидку в 25%, могут перевыставить, потому что покупатели не любят квартиры с долгой экспозицией. могут продать со скидкой 25%
то, что объявление пропало из избранного ничего не значит.
avatar
R🐼G, Вторичка по адекватным ценам отлетает , без всяких скидок ( недавно продал 1 ком хрущ в Коптево за 9,3 млн, в рекламе была 2 недели).
avatar
Шеф всё пропало. 😁
avatar
есть одна большая разница между недвигой и, скажем, машинами.
тачку не взял сейчас — через три года взял такую же или лучше. а с квартирой, если ориентировался на более — менее нормальный районы, может оказаться что через несколько лет в них нечего будет покупать.
avatar
что-то не видно падения у застройщиков — один рост на примерно тот же % что дают депозиты. это по нормальным локациям, картофельные поля — вот там будет все падение.
Ищем руководителя it-отдела, за неделю пришло 108 заявок — такого никогда не было
уже год вот так вот, к концу года еще под 20% сократят. 
А начёт IT так они сейчас не нужны особо вон только Сбер сколько уволил. А вот на рабочих специальностях людей всё ещё не хватает.
avatar
бетон стал важнее денег...

обратный процесс пока невиден на горизонте....

а значит бетон сильно не просядет…
avatar
фигню написал, новострои за пару лет подорожал +30%, инфляция -10%, ипотеку брали под 7%, через пару-троику лет платежи по ней будут оч. адекватыми, т.ч. все ок.
avatar
Олег Бар, новострой дорожает из-за льготки. Вторичка не дорожает с 2022 года. Купленная новостройка становится вторичкой и откатывается к 2022 года сразу после подписания договора
вы получаете убыток сразу на момент сделки, как с покупкой новой машины в салоне
avatar
R🐼G, Вторичка да не дорожает, но только что построенная квартира это не такая уж и вторичка ), а хороший товар  и ее наверняка брали с какой то целью, себе, под сдачу и норм.об«екты дают те же +30% от первоначальной цены на котловане 2 года назад ( старая схема, но при инфляции 10% рабочая)).машина это средство передвижения а не....)
avatar
Олег Бар, вы удивитесь, как много людей брали новострой как инвест, под сдачу, чтобы спасти деньги и т.д.

только что построенная квартира это вторичка, потому что нет льготки
avatar
смешно
avatar
Весной прошлого года скребли дно — искали дешевую двушку в Кузьминках под реновацию. За 10.5 млн варианты были, но они быстро улетали. Что сейчас? Да, за год можно было неплохо пересидеть в депозитах. Но такие двушки в Кузьминках уже… от 13 млн! Позвольте, а где безумный торг?

Похожая ситуация и у застройщиков в экономе. 
Я практик, работают в полях. 

Маркиз Лафайет, за 10.5 улетали, а сейчас за 13 стоят. А улетают сейчас за сколько? Вы же инвестор, наверное, видели стакан. Вы тоже сравниваете вчерашнюю цену сделок с максимальной ценой в стакане сегодня и считаете, что цены выросли?
avatar
R🐼G, рекламные цены были 10.5. А сейчас за 12 ТРУБКУ ОБОРВУТ звонками. Вот и повышают, боятся продешевить.
Маркиз Лафайет, ну т.е. улетают за 12. итого +1.5 за год или 14.2%

avatar
R🐼G, думаю, что цены реальных сделок выше 12. 
Маркиз Лафайет, вместо 1000 слов 

avatar
R🐼G, падет спрос на старые дома, не под реновацию, в  частности на панельные девятиэтажки. 
Маркиз Лафайет, как это опровергает график сбера от домклика? за год цена выросла с 287к до 299к (+4%)
avatar
R🐼G, ну так получается упала, а не выросла ))) Внимательнее считайте! А то логика ваша странная, ещё с ценами 2010 сравните, там тоже рубли были. Только те рубли не равны современным из-за инфляции. Бетон вырос на 4%, а инфляция официальная 10, реальная 18-20 (для скептиков — ставка не может быть кратно выше инфляшки! Почему именно — подумайте сами)
avatar
Маркиз Лафайет, что такое рекламная цена на вторичка?
avatar
R🐼G, коллега взяла аванс за двушку за 18млн +. Ажиотажа не было. Вялые просмотры, туристы, «мы подумаем». Как только взяла аванс — сразу четверо на вацап написали — «ЧТО С КВАРТИРОЙ?!». Это депозитчики, которые пока пока ждут, присматривают варианты. Но им тревожно, ибо боятся не успеть запрыгнуть в недвижку, когда пойдет движ.

 
Маркиз Лафайет, вы риелтор. вы сильно предвзяты. не переживайте так, 75% сделок — альтернативы, они будут по любым ценам — люди женятся, разводятся, рождаются и умирают даже в кризис

а четверо, которые написали могут быть другими риелторами или продавцами, которые следят за ситуацией и пишут, чтобы узнать, квартира ушла или ее просто сняли с рекламы
avatar
R🐼G, это так. Рынок сейчас живет наличкой. 
Согласен. Лучшие цены были год назад
Реально в $ недвига падает с 08-09 годов.
avatar
Петр, Лучше сказать корректируется  после роста ( с 1998 по 2008 г)  в 8-10 раз в тех же  долларах.
avatar
LSV, коррекции на 15 лет не бывает
avatar
Почему на картинке в этом посте дома обозначены разным цветом?  Зеленым цветом, какие дома отмечены?
avatar
Не падает цена и даже растет.
Бетон — это защитный пассив. Прибыли в нём НИКОГДА не было, за исключением схемы покупки на котловане с последующей продажей при сдаче дома. Остальные схемы все в 0 или даже в минус.
avatar
Arturruss, несогласным рекомендую научиться считать инфляцию и учитывать все расходы ))) Заметил, что это почти никто не делает.
avatar
Есть биржевой индекс цены недвиги мск.
Нет смысла в этих «поговорил с риэлторами».
Последние — просто обслуживающий персонал. Статистика не у них.
Открыл авито, что-то там совсем не так
avatar
Похоже на вброс.
Можно увидеть ссылку на статистику федеральных риэлторов о падении цен на жилье?
В моей провинции цены стоят как вкопанные уже год. Падения цен в предложениях не вижу. Реальные цены сделок недоступны для анализа. А вот старый фонд валится, эт да.
avatar

теги блога F22

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн